Председатель Госсовета КНР Ли Кэцян прилетает в Белград с серьезными намерениями. Заявлено, что вместе с главами правительств Сербии и Венгрии он подпишет соглашение о строительстве железной дороги Белград-Будапешт. Кроме того, Александр Вучич и Ли Кэцян торжественно откроют мост Земун-Борча через Дунай. Его уже назвали «Мостом китайско-сербской дружбы». Начало положено. Поднебесная прокладывает себе путь на Запад через Белград и Будапешт. Сербия и Венгрия сейчас очень хотят стать настоящими товарищами китайцев. От них зависит многое. Если пойдет проект «зерно в обмен на инвестиции», сербы и венгры частично решат свои экономические проблемы и получат надежного партнера в лице Пекина на долгие десятилетия.

КНР прекрасно понимает, что пока у Евросоюза есть финансовые проблемы, нужно пользоваться моментом. Центральная и Восточная Европа хочет поставлять китайцам свою сельхозпродукцию (особенно зерно) в обмен на инвестиции и реконструкцию энергетических и транспортных объектов. Пекин ясно дает понять, что ему нужно каждый день кормить почти 1,3 млрд своих граждан, а пахотных земель в стране совсем мало. Для того, чтобы «бартер» с бывшими соцстранами Европы заработал, КНР подготовила $100 млрд и еще создала специальный кредитный фонд на $10 млрд. Говорят, что это только для начала. Не нужно забывать еще об одном обстоятельстве. КНР работает в Европе не в одиночку. Главными инвесторами Пекина выступают Тайвань, Сянган, Аомынь и Сингапур. Там китайцев проживает больше всего. На их долю приходится до 80% вкладов, который мировой бизнес инвестирует в Поднебесную.

Накануне Белградского саммита региональные СМИ шутили, что в конгресс-центре «Сава» будет большая очередь с «шапками для подаяния». Китай готов осыпать деньгами тех, кто пустит его в порты и транспортные коридоры, большинство из которых нуждается в реконструкции и огромных инвестициях. В разгар европейского финансового кризиса Пекин первым пришел на помощь Афинам. Китайские бизнесмены купили за €3,5 млрд часть порта Пирей, отремонтировали его и построили логистический центр. Уже в 2015 г. Пирей сможет принимать до 4 млн грузовых судов в год. Двусторонний оборот между Афинами и Пекином достиг €8 млрд. Китай присматривается и к порту в Салониках. Он намерен участвовать в приватизации Государственной железнодорожной компании. Не исключено, что Греция в недалеком будущем станет главным перевалочным узлом для китайской продукции. А дальше по железной дороге и на грузовиках вези по всей Европе — в Македонию, Сербию, Венгрию, Хорватию, Словению и Австрию.

Эти страны испытывают серьезные финансовые трудности и готовы «по кусочкам» продавать свои компании китайскому бизнесу. Как писала британская Guardian: «Когда-то Европа колонизировала Китай по кусочкам. Сегодня Китай колонизирует по кусочкам Европу, и действует гораздо вежливее, чем когда все было наоборот. Китайский подъем и высвечивает, и использует относительный упадок Европы». Экспертное сообщество уверено, что Китай сегодня намеренно выбирает не самые большие и не самые сильные страны на континенте. 40% всех инвестиций Поднебесной приходится на Грецию, Испанию, Португалию, Италию и государства Восточной Европы. Сейчас там дешевые активы. И самое важное, у каждой страны имеется свой полноценный голос в Евросоюзе.

Во внешней политике нынешнего китайского руководства многие действия по-прежнему определяются постулатами Дэн Сяопина. Прагматические соображения и экономические интересы страны являются определяющими. Поднебесная сейчас не в лучших отношениях с США. В КНР дорожает рабочая сила, а это поднимает цены на всю продукцию с отметкой «Made in China». Для ее удешевления нужно искать недорогие транспортные пути и инфраструктурные проекты. Морской путь вокруг Индии остается, но его нужно удешевлять. Думает Пекин и о создании сухопутного «экономического пояса Великого шелкового пути» через Центральную Азию и Россию в Европу. Так что сегодня для Китая производство и доставка товаров до потребителя — вопрос жизненный.