Без помощи Румынии проевропейские партии Молдавии не выиграли бы парламентские выборы, заявил изданию Romania Libera высокопоставленный чиновник в Бухаресте. Он пояснил, что румынские специалисты сделали «немного больше, чем можно было увидеть», и именно им принадлежит идея устранить из предвыборной гонки партию Patria, придуманную и финансируемую Москвой. Patria, которая могла получить до 15% голосов, была исключена из гонки за два дня до выборов после того, как молдавские прокуроры выявили ее связь с движением «Антифа», которое подозревают в намерении организовать в Кишиневе после выборов Антимайдан. Также было обнаружено, что партия использовала средства из-за рубежа и превысила границу допустимых расходов на предвыборную кампанию, нарушив тем самым закон.

В итоге у проевропейских сил в парламенте Молдавии на 11 мандатов больше, чем у социалистов и коммунистов, что дает им возможность исправить свои ошибки, распутать собственные коррупционные сети, более разумно использовать инвестиционные деньги, умерить свое высокомерие и повернуться лицом к избирателям, продолжает Romania Libera. Маленькая республика, которая находится на границе Востока и Запада, не отошла ни одной из сторон, и при этом является одинаково важной для каждой из них. Для России она стратегически важна, потому что здесь располагается самая передовая ее военная база, менее чем в 200 километрах от границы НАТО (Очевидно речь о расположенных в Приднестровской Молдавской Республике в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Оперативной группе российских войск (ОГРВ) и российских миротворцах. Участвовавшая в войне против ПМР на стороне Кишинева Румыния не входит ни в один из форматов урегулирования этого конфликта — прим. ИА REGNUM). Для Европейского союза и НАТО Республика Молдова считается буферной зоной, где в любой момент может растаять конфликт с Приднестровьем — по сценарию, отрежиссированному русскими в Крыму, и без какого-либо противодействия со стороны Запада.

Румыния разными способами проявляла ответственность за это пространство, находящееся между Прутом и Днестром, пишет Romania Libera. Сначала на саммите НАТО в Стамбуле в конце 2004 года Бухарест наделили миссией сбора и обработки информации относительно Республики Молдова и Приднестровья для всего Североатлантического альянса. Траян Бэсеску и структуры безопасности Румынии серьезно отнеслись к этой региональной роли, умело сместив курс Республики Молдова в сторону Запада. План «Униря» (рум. unirea — «объединение»; в региональном политическом дискурсе используется в контексте присоединения Молдавии к Румынии — прим. ИА REGNUM) был, однако, рассекречен слишком рано, прежде чем народ естественным образом проникся прорумынскими симпатиями, благодаря нашим конкретным действиям, например, путем крупных экономических инвестиций, открытия больниц и школ, а также предприятий, сокращающих энергетическую зависимость Республики Молдова от России.

Румынии хватило политической воли и последовательности, чтобы превратить бывшую советскую республику в европейскую, но не было стратегии по реализации цели, объявленной слишком рано, и, возможно, не хватило денежных средств для трансформации молдаван, продолжает Romania Libera (К сожалению, румынское издание оставило за скобками подробности того, каким образом самая нищая страна ЕС «превратила» самую нищую страну Европы из «бывшей советской республики в европейскую», и далеко ли сама Румыния продвинулась на пути «европеизации». Однако, как видится из Москвы, находящейся, как известно, в европейской части России, в обоих случаях «европеизация» целиком исчерпывается географией, и любые дальнейшие «превращения» на этой почве будут по-прежнему носить исключительно фэнтезийный характер — прим. ИА REGNUM). В стране, на территории которой имеется военная база, финансируемая Москвой, и многочисленное русское меньшинство, Румыния противостояла вероломной пропаганде, жестким методам бывшего КГБ и неэффективному правительству, которое, например, без стеснений сдало в аренду единственный международный аэропорт Республики Молдова компании, контролируемой русскими.

Нынешняя победа проевропейцев (тех самых, которые сдали кишиневский аэропорт «русским» — ИА REGNUM) дает Бухаресту необходимое время на то, чтобы переформулировать цели и способы их реализации, чтобы уменьшить пространство для маневров русским, которые будут зубами держаться за серую зону между Прутом и Днестром, пишет Romania Libera. Сможет ли Румыния договориться с Россией (через Европейский союз) об ампутации Приднестровья, таким образом, чтобы Республика Молдова смогла продолжить свой путь на Запад без страха украинизации? Потому что без решения этой проблемы, будущее Бессарабии так и останется неопределенным еще длительное время, подводит итог издание.

Когда были объявлены первые результаты выборов в Кишиневе, в Румынии испытали настоящий шок, пишет Revista22. Проглядывалась сокрушительная победа русскоязычного фронта (по первым озвученным Центризбиркомом Молдавии вечером 30 ноября данным, после обработки примерно 30% протоколов на выборах уверенно лидировали социалисты и коммунисты, с результатом, позволявшим им рассчитывать на создание парламентского большинства — прим. ИА REGNUM). Румынское издание Gândul взорвалось заголовком «Путин забрал страну назад», и в Бухаресте доминирующим стало ощущение, что Россия дошла до Прута.

Путаница, как выяснилось, была связана с непониманием технических деталей при оценке первых данных: цифры относились преимущественно к северным районам республики с сильными пророссийскими симпатиями, продолжает Revista22. В конечном счете, результат был совершенно иной. Три партии, поддерживающие евроинтеграцию (ЛДПМ, ДПМ и ЛП), будут иметь большинство в парламенте — меньшее, чем до сих пор, но все же достаточное, чтобы продержаться у власти. Это означает, что, хоть и с относительно небольшим отрывом (особенно, по сравнению с результатами, полученными недавно на парламентских выборах на Украине), Республика Молдова будет держаться прозападного курса.

Куда двигаться — на Восток или на Запад — это было одной из главных тем предвыборной кампании и на последних президентских выборах у нас в стране, пишет Revista22. Однако, следует признать, что в нашем случае не было беспокойства, что текущая внешнеполитическая линия страны резко отклонится сразу после выборов. Скорее, была обеспокоенность по поводу возможного изменения направления в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В Республике Молдова дело обстояло совершенно иначе. Более драматично. Другое правительство — пророссийское — могло за короткое время практически заблокировать процесс сближения страны с ЕС и свести на нет все, что было достигнуто до сих пор. Такое восприятие было доминирующим в проевропейском электоральном сегменте, представители которого в этой связи готовы были преодолеть серьезное недоверие в отношении правящей коалиции. «Лучше проголосую за проевропейских воров, чем за воров русскоязычных», — заголовок статьи на одном из молдавских сайтов, как нельзя лучше отражающий эти настроения.

Иным образом оценивала ситуацию другая часть электората, продолжает Revista22. Многие из тех, кто голосовал против нынешней власти, сделали это не потому, что им не нравится Европейский союз. Они вышли на выборы с недовольством коррумпированностью государственных органов и низким уровнем жизни. Кроме того, речь идет о выгодах и издержках в краткосрочной перспективе. Например, эмбарго, введенное русскими на экспорт вина и другой сельскохозяйственной продукции, возымело непосредственные негативные последствия. Кроме того, возможное ужесточение миграционной политики, способно иметь драматические последствия для нескольких сотен тысяч молдаван, работающих там (пока что ради своих новых «надежных партнеров» из Партии социалистов Молдавии власти РФ 5 ноября объявили миграционную амнистию для находящихся в России молдавских гастарбайтеров, которые приняли решение поехать на родину для участия в намеченных на 30 ноября парламентских выборах — прим. ИА REGNUM).

Преимущества же так называемого европейского пути, не столь уж четко определенные, представляются все еще относительно иллюзорными, пишет Revista22. Правда, имеется исключение. Безвизовый режим с ЕС стал важным шагом в этом направлении, предоставив гражданам Молдавии новые реальные возможности. Однако не исключено, что некоторые из тех, кто голосовал за русскоязычные партии, исходили из тех мыслей, что вполне возможно переориентироваться на Россию, сохранив одновременно с этим преимущества, полученные в результате соглашения об ассоциации с ЕС («преимущество» заключается в возможности краткосрочных безвизовых поездок в ЕС и не предполагает возможности трудоустройства там, кроме того, касается только обладателей биометрических паспортов — прим. ИА REGNUM).

Выборы в Республике Молдова представляли собой серьезный вызов и для Румынии, продолжает Revista22. Для нас, также как и для молдаван, ставка была высока. И не только на эмоциональном уровне, но с вполне конкретной точки зрения. Если «Восток» (имеется в виду Россия и ее модель общества) приобрел бы правительственный статус в Кишиневе, то мы столкнулись бы с серьезными проблемами в будущем: управляемым российскими спецслужбами масштабным проникновением в бизнес-сферу, в средства массовой информации, в пространство гражданского общества и политическую среду.

Русские великолепно владеют такими методами, пишет Revista22. Доказательством тому служат крупные успехи, которые были достигнуты в этой области на сегодняшний день Россией на Западе. В Германии, например, у русских существует небольшая «армия пропаганды»: «агентство» видеоновостей под крылом Russia Today с более чем сотней сотрудников в штате, а также агенты влияния в лице всевозможных «аналитиков», которые из идеологических либо финансовых интересов играют в пользу Москвы в своих выступлениях в средствах массовой информации.

Все эти подходы применяются и сегодня, но могли бы быть применены более эффективно, если бы были поддержаны промосковской властью в Кишиневе, продолжает Revista22. Фактически за одну ночь в непосредственной близости от нас могло образоваться опасное дестабилизирующее пространство, контролируемое Москвой. Ситуация остается достаточно сложной даже с учетом создания правящей коалиции проевропейскими силами. Но все же она более комфортна, чем могла бы быть. Потому что, как минимум, можно выиграть время, чтобы в последующий период решительным образом переориентировать экономику Молдавии в направлении Румынии и ЕС (что и так реализуется в ускоренном режиме особенно в результате санкций со стороны России) и снизить энергетическую зависимость от Москвы.

Ситуация однако осложняется тем, что западный фронт далеко не един, пишет Revista22. Проевропейские официальные лица из Кишинева говорят off the record, что по-настоящему серьезная поддержка исходит только от Вашингтона, Бухареста и с недавних пор от Берлина. С Европейским союзом ситуация полна нюансов. Там кишиневские власти получают «советы» сохранить хорошие отношения с Россией и не питать преувеличенных ожиданий в отношении скорости интеграции в ЕС. Правда, ситуация на Украине несколько изменила отношение, особенно Германии, но без каких-либо иллюзий: интересы некоторых европейских стран, а также их открытые симпатии в отношении России, превалируют над судьбой маленькой страны на Востоке Европы. Ничего удивительного. Как известно, многие европейские столицы не очень наделены геополитическим видением.

Что будет дальше происходить в Республике Молдова, будет зависеть не только от исхода самих выборов, но и других составных, продолжает Revista22. Прежде всего, от способности проевропейских партий верно распорядиться своей довольно ограниченной победой. При этом совершенно ясно, что с этих пор невозможно будет управлять страной так, как прежде, делать прозападные заявления и осуществлять коррупционные практики, типичные для постсоветского пространства. Наконец, будет учитываться региональный контекст: Украина, Балканы, политическая ситуация в Бухаресте, позиция Вашингтона относительно мер безопасности в этой области, а также направление, в котором пойдет развитие конфликта Восток — Запад, подводит итог издание.

Недавно хакерам удалось взломать электронную почту Александра Дугина — одного из неформальных идеологов Владимира Путина, пишет Ziare.com. После этого был предан огласке так называемый «список Дугина», в котором собраны друзья России за рубежом. От Румынии среди прочих в нем оказываются экс-президент Ион Илиеску, экс-премьер Адриан Настасе, актер, режиссер и публицист Дан Пурик и журналист Виктор Ронча. Они фигурируют там наряду с такими международными деятелями, как премьер Венгрии Виктор Орбан и экс-президент Турции Сулейман Демирель.

Все они являются де-факто агентами России, продолжает Ziare.com. Глядя на их публичные выступления, на прошлое многих из тех, кто представлен в списке, практически не остается причин для сомнений. Правда, Дан Пурик — персонаж, придерживающийся православно-националистического дискурса, — расценил эту информацию как смехотворную. Но все же эта информация не может быть принята обществом с равнодушием.

В ходе кампании по выборам президента Румынии мы все оголтело выискивали офицеров румынских спецслужб под прикрытием, внедренных в политику, СМИ, юстицию, пишет Ziare.com. Политические лагеря соревновались в обвинениях к принадлежности друг друга к спецслужбам. Спецслужбы, их участие в политике, в выборах, их могущество, контроль парламента над этими органами были самыми главными топовыми темами недавней кампании (В ходе кампании по выборам президента Румынии в октябре 2014 года, уходящий румынский президент Траян Бэсеску обвинил премьера и тогдашнего кандидата в президенты Виктора Понту в том, что в 1997-2001 гг. он был агентом Службы внешней разведки Румынии под прикрытием, чему и обязан своей карьере. После чего другие кандидаты в президенты потребовали снятия кандидатуры Понты — прим. ИА REGNUM). И это вполне оправданные темы в демократическом обществе. И раз уж мы выявляем агентов румынских служб и последствия их присутствия в различных областях румынского общества, разве не было бы логичным с тем же усердием искать и агентов России?

Война между демократическим западным миром и Россией уже началась, продолжает Ziare.com. Едва ли стоит ожидать бомб и танков, к нашему всеобщему счастью. Обычная война вряд ли начнется. Но информационная война, война манипуляций, война проникновений развивается на очень высоких скоростях. Россия надвигается на ЕС совсем не по старинке. Россия продвигается через своих агентов, которые используют нетрадиционное оружие, смертельное для стабильности стран, в которые совершилось проникновение: коррупцию, пропаганду, манипуляцию, интоксикацию, мистификацию. Russia Today и «Голос России», если угодно, — лишь видимые части айсберга. А вот невидимая сеть «друзей России» гораздо более обширна и опасна. Это прослеживается на Украине, в Республике Молдова, отмечается и в Венгрии, хоть и в меньшей степени. Почему же в Румынии все должно быть иначе — в стране, которая стала восточной границей западного мира, последним редутом на пути аквилона, дующего из степей?

Давайте не будем обманываться, думая, что Румыния ограждена от этой невидимой войны, которая ожесточенно бушует на Украине, пишет Ziare.com. Приведем недавний пример: сланцевый газ. Многое ли из того, что обсуждалось в обществе по этому вопросу, имело рациональные аргументы? Или это, скорее, можно назвать эмоциональным манипулированием, очень хорошо управляемым извне? Многие ли из тех, кто протестовал против добычи сланцевого газа в Пунжешть точно знали, чего они должны бояться, каковы реальные риски, и когда они могут случиться? (Пунджешть — село в румынском уезде Васлуй, где американская компания Chevron в 2013 году начала работы по разведке сланцевого газа, которые однако пришлось приостановить из-за протестов местных жителей. Президент Румынии Траян Бэсеску тогда обвинил в поддержке этих протестов Россию и «Газпром». А в ноябре 2014 года премьер-министр Румынии Виктор Понта сообщил, что сланцевого газа в Румынии вообще нет — прим. ИА REGNUM). Телеканал Russia Today, которому во взломанной электронной почте Дугина отводят важную роль в формировании круга «друзей России», вел прямой эфир с протестов в Пунжешть. Такое же развитие событий имело место и в Болгарии, что привело к запрету добычи сланцевого газа. В чьих же интересах это решение было принято, учитывая, что соседняя страна почти полностью зависит от российского газа? С этой точки зрения не остается никаких сомнений, что список Дугина существует, и вряд ли он ограничивается только именами, оглашенными хакерами, подводит итог издание.

Россия начала закрепляться в Румынии в конце Второй мировой войны, когда решением короля Михая страна перешла на сторону союзников, пишет Cotidianul. И последствия этого до сих пор в полной мере не преодолены. Режим Чаушеску своей жестокостью и примитивизмом безупречно передавал дух Центра, даже без его явного вмешательства. Изменения после 1989 года (В декабре 1989 года в Румынии произошел переворот, в результате которого румынский коммунистический диктатор Николае Чаушеску и его жена попытались бежать из страны, но были задержаны и 25 декабря расстреляны по приговору трибунала. После падения режима Чаушеску к власти пришел Фронт национального спасения — ФНС — во главе с бывшим коммунистическим функционером Ионом Илиеску — прим. ИА REGNUM) также управлялись Москвой, как и часть бывшего диссидентского движения. И это стало катастрофой для посткоммунистической Румынии.

Наше настоящее, к сожалению, ничем не лучше, ведь влиянием Москвы порой веет даже из Вашингтона, продолжает Cotidianul. Неизвестно, осознают ли это спецслужбы Румынии, но совершенно ясно, что смертельный мир прошлого живет в нашем настоящем и преподает жестокие уроки тем, кто его не признает. Безопасность Румынии дает брешь, с какой стороны на нее ни посмотреть.

К счастью, у нас есть диаспора, которая может спасти в критических ситуациях, подобной той, что наблюдалась на последних президентских выборах (на ноябрьских выборах диаспора массово поддержала кандидата от оппозиции, мэра Сибиу Клауса Йоханниса — прим. ИА REGNUM), пишет Cotidianul. Диаспора, пожалуй, является наиболее тонким средством взаимосвязи с крупными демократическими державами. Если бы не диаспора, то не исключено, что судьба Румынии была бы совсем другой. Возможно, диаспору следует принимать всерьез и при кадровых назначениях в представительствах Румынии за рубежом.

Что касается отношений с Россией, то теперь они являются экзаменом для внешней политики уже евроатлантической Румынии, продолжает Cotidianul. И их выстраиванием должно заниматься новое поколение — не поколение бывших коллаборационистов, подводит итог издание.