Судебная коллегия Пермского краевого суда оставила без удовлетворения апелляционную жалобу Татьяны Курсиной на решение Ленинского районного суда по ее иску к Министерству культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций края о восстановлении на работе и признании незаконным приказа об увольнении с должности директора Государственного автономного учреждения культуры Пермского края «Мемориальный комплекс политических репрессий». Об этом 16 декабря корреспонденту ИА REGNUM сообщила экс-директор музея «Пермь-36».

Адвокат Сергей Трутнев, представитель Курсиной, в своем выступлении настаивал на том, что при рассмотрении резонансного дела об увольнении необходимо учитывать общественный интерес государства ко всему, что связано с Мемориальным комплексом политических репрессий. Он считает, что представитель государства в лице Минкульта, увольняя Курсину, не только неверно истолковывал интересы государства, но и действовал государству во вред. Свидетельством этого, по мнению адвоката, стало последующее неоднократное рассмотрение ситуации, связанной с музеем «Пермь-36», в администрации президента, а также личное вмешательство президента РФ и его поручение о необходимости сохранения музея.

Представительница ответчика Екатерина Барабина не признала доводов истца и просила оставить в силе решение районного суда о законности и правомочности увольнения Татьяны Курсиной. В своем выступлении сотрудница Министерства культуры заявила, что Мемориальный комплекс политических репрессий не является «в полной мере музеем», так как его экспонаты не включены музейный фонд Российской Федерации, но Мемориальный комплекс «сохранялся, сохраняется и будет сохраняться в том виде, в котором он совершал свою деятельность». Представитель прокуратуры, как и в судебном заседании первой инстанции, поддержал мнение ответчика.

Поясним, что общественная организация АНО «Пермь-36» на протяжение 20 лет занималась созданием мемориально-музейного комплекса, который находится на территории бывшего ГУЛАГА в 120 км от г. Перми, занималась организацией двух имиджевых краевых проектов — международного форума «Пилорама» и «Астафьевских чтений», а также проводила более 20 образовательных и культурно-просветительских программ.

Татьяна Курсина отметила: «Проект был включен в общероссийскую программу по увековечиванию памяти жертв политических репрессий и уникальность его подтверждена экспертами ЮНЕСКО. Организация работала по принципу общественно-государственного партнерства, ежегодно край на развитие проекта выделял весьма скромные средства 89 млн руб. с 2008 года, девять десятых средств шли на текущее содержание памятника и ведение ремонтно-восстановительных работ. В начале 2014 года состоялась встреча представителей правительства края и АНО „Пермь-36“, где губернатор Виктор Басаргин четко озвучил, что музей будет государственным, но необходимо сохранить и общественную организацию, а также развивать комплекс совместными усилиями. При этом сторонам было предложено разработать соглашение, в котором бы разграничивались компетенции. Соглашение разработано, однако до настоящего момента оно не подписано. Причем подписание переносилось несколько раз».

Для того, чтобы сохранить взаимодействие двух институций, в марте 2014 года Татьяна Курсина назначена директором комплекса, однако пробыла в этой должности около двух с половиной месяцев, поскольку работодатель уволил ее без объяснения причин. Как пояснила Татьяна Курсина: «Последний раз встреча по поводу подписания соглашения на уровне правительства края произошла 31 октября 2014 года. На ней был создан совет партнерства по развитию мемориального музейного комплекса Пермь-36. По предложению президента РФ совет возглавил Владимир Лукин, его помощниками стали глава администрации Пермского края Алексей Фролов и омбудсмен края Татьяна Марголина. В состав совета со стороны правительства края и АНО вошли по три человека. В первом чтении, как пояснила Татьяна Курсина, принято соглашение и регламент работы совета. Подписание соглашения должно было состояться 20 ноября. Однако этого не произошло».

По мнению адвоката Татьяны Курсиной, при наличии соглашения между сторонами не было бы необходимости решать дело в апелляционной инстанции. Татьяна Курсина сообщила, что намерена обращаться в Верховный суд РФ, если соглашение не будет подписано.