Одной из главных проблем латвийской медиасреды является конфликт общественных и коммерческих СМИ на рекламном рынке. Способствовать выходу из кризиса в отрасли мог бы отказ общественных СМИ от рекламы, компенсированный увеличением финансовой поддержки со стороны правительства. За такую модель в программе «Латвийского радио-4» «Открытый вопрос» выступила исполнительный директор ассоциации вещательных организаций страны Гунта Лидака, сообщает сегодня, 19 декабря, корреспондент ИА REGNUM.

Как пояснила Лидака, рекламный рынок Латвии по-прежнему очень беден и ограничен. Именно этот рынок является источником доходов для коммерческого вещания, поэтому присутствие на нём общественных СМИ по меньшей мере нежалательно. «Сильные и качественные общественные СМИ — это, безусловно, важнейшая цель. Но достигаться она должна с двумя условиями: на развитие общественной прессы находятся бюджетные деньги, и общественные СМИ отказываются от рекламного рынка. Основная проблема, мешающая идеальной модели общественных СМИ — их борьба с частной прессой за рекламные деньги. Рекламный рынок находится в глубоком кризисе, он не развивается. Более того, он разделен по языковому принципу из-за двуязычного населения», — сказала Лидака.

Эксперт также подвергла критике медийную политику государства в целом, упрекнув власти в непонимании целей отрасли и способов их достижения. «Наш, если можно так выразиться, „новорожденный“ отдел в министерстве культуры, занявшийся после украинских событий медиаполитикой в Латвии, сейчас бездействует. Была создана специальная рабочая группа, деятельность которой приостановлена из-за смерти её руководительницы Инты Брикше. Мы очень надеялись на эту рабочую группу, и её работу необходимо продолжить, потому что понимание правительства о медийной политике у нас очень слабое. Когда начались события на Украине, все вдруг осознали важность данной отрасли, но как её развивать — никто не знает. Политики просто „грохнули“ деньги на общественные СМИ и успокоились. Они не интересуются, как достичь аудитории, развивать всё это», — считает Лидака.

В свою очередь второй гость программы, член правления Совета по электронным СМИ Гинтс Грубе рассказал о концепции развития общественных СМИ на ближайшие пять лет. «Определена целевая аудитория общественных СМИ — „Латвийского радио“ и „Латвийского телевидения“, их содержание. У нас есть пять конкретных задач, над реализацией которых мы работаем. Среди них — привлечение молодёжной аудитории, развитие информационно-аналитических, культурных, детских программ, научных и просвещающих программы. На всё это ежегодно будет выделяться определенное количество средств», — отчитался Грубе.

По его мнению, общественные СМИ некорректно считать игроками на медиарынке. Это — государственные институции, у которых более глобальные и важные задачи, нежели у коммерческой прессы, заинтересованной в создании развлекательного контента для получения прибыли.

Особое внимание представитель совета уделяет развитию качественных русскоязычных СМИ. По его словам, кое-что уже достигнуто, однако сделать ещё предстоит многое. Сверхзадача — создание нового качественного русскоязычного телеканала. «В последние годы в Латвии довольно стремительно уничтожалась качественная журналистика на русском языке. Мы знаем, что произошло с ТВ5, новостями ЛТВ7 и другими. Единственным островком долгое время оставалось „Латвийское радио-4“. Наша цель — развивать качественную новостную журналистику при ЛТВ7, потому что никто другой этого не будет делать. Наша сверхзадача — создать отдельный русскоязычный общественный телеканал, который никто не сможет купить, продать и закрыть. За последний год в развитии русского вещания нам уже удалось очень многое. И если у власть имущих будет понимание необходимости в русскоязычном телеканале, то рано или поздно он появится», — пообещал Граубе.

Как сообщало ИА REGNUM, латвийские власти неоднократно выражали озабоченность в связи с присутствием в местном эфире российских телеканалов, занимающихся, по их мнению, «агрессивной пропагандой» и «разжиганием ненависти». В связи с этим, в сентябре «Латвийское телевидение» существенно расширило свой контент, предназначающийся для русскоязычной аудитории. В частности, появились четыре новые программы, задача которых — «предоставить жителям Латвии, для которых латышский язык не является родным, возможность получать правдивую, объективную и профессиональную информацию о событиях в Латвии, странах Прибалтики и в мире».