Заместитель губернатора НАО по вопросам взаимодействия с федеральными органами власти Сергей Сурков в ходе пресс-конференции рассказал региональным журналистам о приоритетных на ближайшее время проектах Администрации НАО. Чтобы реализовать многие из них, по словам вице-губернатора, необходим постоянный диалог с федеральным центром. А в связи с нынешней экономической ситуацией в стране процесс выделения средств достаточно сложен.

По словам Сергея Суркова, первоочередная задача, которую Администрация НАО решает на федеральном уровне и которую предстоит реализовать в ближайшие годы — строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск. На сегодняшний день часть трассы уже построена. Это 97 километров дороги с гравийным покрытием в НАО и 37 километров с цементно-бетонным в республике Коми. Всего построено 18 мостов. Незавершенным остается участок будущей дороги протяженностью в 83 километра, на котором необходимо построить еще четыре моста. Объект будет строиться на условиях софинансирования. Около 9 миллиардов рублей предусмотрено в федеральном бюджете. Бюджет региона в ближайшие три года будет добавлять по 200 миллионов рублей. «Дорога до Усинска это приоритетный проект Администрации НАО, поскольку она крайне необходима, чтобы развивать регион, — сказал Сергей Сурков, — Ее появление скажется не только на доступности для жителей НАО „большой земли“. Снизятся цены на продукты питания и стройматериалы и, соответственно, снизится стоимость квадратного метра жилья. То есть с помощью достройки трассы мы повысим качество жизни наших граждан. А это главная задача власти». Еще одна задача, над которой сейчас работает Администрация НАО — передача в федеральную собственность вертолетных площадок в населенных пунктах округа, которые в настоящее время находятся в собственности ФКП «Аэропорт Амдерма». В начале ноября этот вопрос обсудили на совещании в Министерстве транспорта России. В ходе заседания Сергей Сурков представил заместителю министра транспорта, а также представителям Росимущества и Росавиации технико-экономическое обоснование с указанием необходимых денежных средств на содержание вертолетных площадок и взлетно-посадочных полос на ближайшие годы. Дело в том, что в бюджете федерального казенного предприятия средств на содержание этих объектов не предусмотрено, поэтому они обслуживаются объединенным авиаотрядом за счет субсидий из окружного бюджета.

В итоге с ведомством удалось достигнуть договоренности о том, что в 2016 году средства на содержание вертолетных площадок и взлетных полос будут выделяться из федерального бюджета в полном объеме. Для этого в 2015 году в населенных пунктах региона необходимо будет создать филиалы ФКП «Аэропорт Амдерма», за которыми закрепят аэродромные объекты, и среди которых предприятие будет распределять финансирование.

«Мы самостоятельно инициировали это совещание для того, чтобы объекты, переданные в федеральную собственность, финансировались за счет федерального бюджета, — сказал Сергей Сурков, — Этим необходимо заниматься, чтобы в 2016 году у нас высвободились средства, которые в настоящее время мы тратим на содержание объектов, которые нам уже формально не принадлежат. Вместо этого, мы могли бы направить эти деньги на строительство дорог, что в наших условиях, напомню, является приоритетом».

Еще один проект, для реализации которого требуется участие федеральных структур — реконструкция аэропорта Нарьян-Мар. Сегодня у инфраструктуры предприятия по сути три собственника. Авиаотряду принадлежит здание и грунтовые взлетные полосы. Минобороны РФ — искусственная взлетно-посадочная полоса. И Росавиация имеет на своем балансе рулежные дорожки. По линии Минобороны предусмотрена реконструкция взлетно-посадочной полосы. Расходные обязательства Росавиации предусматривают ремонт рулежных дорожек. Авиаотряд занимается реконструкцией пассажирского и грузового терминалов. Другая приоритетная задача, которая находится уже в стадии завершения — восстановление строительной экспертизы на территории НАО. С 2008 года по настоящее время заключения на проектную документацию необходимо было получать в Архангельске. В среднем строители и проектировщики до получения положительного ответа могли обращаться в областную структуру по три-четыре раза. В связи с этим подрядные организации несли дополнительные финансовые потери, поскольку за каждый заход в экспертизу необходимо было уплатить госпошлину. Это, естественно, сказывалось и на сроках возведения социально-важных объектов и в том числе на их итоговой стоимости.

Со следующего года осуществлением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий Ненецкий автономный округ будет заниматься самостоятельно.Это стало возможным благодаря договору с Архангельской областью о передаче госполномочий. Новая структура уже прошла согласование с Министерством строительства РФ. 4 специалиста, которые будут заниматься, в том числе экспертизой уже прошли обучение в ведомстве, успешно сдали экзамен и уже могут приступать к работе. Еще один специалист будет сдавать экзамен 14 января. Все они будут работать в государственной инспекции строительного и жилищного надзора НАО.

«За счет появления у Госстройжилнадзора новых полномочий и функций, мы существенно сократим сроки прохождения экспертизы, — комментирует Сергей Сурков, — В конце концов это даст положительный экономический эффект. Ведь чем дольше идет строительство, тем оно по факту становится дороже». Также заместитель губернатора НАО Сергей Сурков сообщил, что в на следующей неделе планирует провести рабочую встречу с руководством «Росморпорта», на которой планируется обсудить передачу морского порта Нарьян-Мара из федеральной собственности в окружную. В настоящее время согласован проект Указа Президента, согласно которому, вместе со 100% акций ОАО «Нарьян-Марский морской торговый порт» администрация НАО получает обязанность в неограниченный срок привлечь на условиях государственно-частного партнерства инвестиции в размере не менее 1 337 миллионов рублей. Средства пойдут на комплексную реконструкцию и модернизацию объектов портовой инфраструктуры.

Кроме этого, во время встречи с руководством «Росморпорта» обсудят федеральное финансирование на углубление канала. Это необходимые меры для того, чтобы морской порт Нарьян-Мара мог принимать суда с большим дедвейтом и большей осадкой, что в конечном итоге скажется на стоимости грузоперевозок и на привлечении инвесторов.