Наша военная доктрина не меняется, но мало не покажется… Таков ответ Владимира Путина тем, кто начал войну против России на сырьевом, финансовом, технологичном, продовольственном фронтах. Наша военная доктрина не меняется, она носит, как известно, исключительно оборонительный характер, однако свою безопасность мы будем отстаивать последовательно и жестко, — заявил глава государства.

Действительно, Россия ни на кого наступать не собирается. Тем не менее, военная стратегия меняется. Вспомните, ранее на коллегиях Министерства обороны России Верховный Главнокомандующий начинал с того, что у нас стратегических врагов нет, и потому мы не видим военных угроз для страны. Нынче он этого не сказал. Больше того, выступление Владимира Путина перед генералитетом, на мой взгляд, совершенно четко продекларировало: у нас стратегический враг есть — это Соединенные Штаты Америки! «Вы знаете и о создании эшелонированной системы противоракетной обороны США, возросла и активность НАТО, в том числе в Европе, прежде всего в Восточной Европе», — отметил Путин.

А дальше пошел разговор о некоторых особенностях реформирования Вооруженных Сил. И эти особенности касаются в первую очередь вооружений, способных уничтожить или, по меньшей мере, нанести невосполнимый удар противнику, находящемуся на ином континенте. Кроме США таких у нас на сегодняшний день не наблюдается. Не Канаду же всерьез рассматривать.

Владимир Путин в открытой части своего выступления акцентировал внимание именно на таких вооружениях. «В 2015 году в состав Стратегических ядерных сил должны поступить более 50 межконтинентальных баллистических ракет. Вы представляете, какая это мощная сила» — сказал Путин. Вообще, модернизации Стратегических ядерных сил (СЯС) он уделил особое внимание. Это касается и количества боезарядов, и их мощности, и боевой эффективности. Надо форсировать «развитие всех составляющих стратегических ядерных сил… Эти силы являются важнейшим фактором поддержания глобального равновесия и фактически исключают возможность крупномасштабной агрессии против России», — подчеркнул Президент.

А далее Верховный Главнокомандующий косвенно дал понять, против кого в первую очередь направлена эта ядерная мощь. Речь пошла о носителях стратегического ядерного оружия: «Предстоит продолжить модернизацию стратегической авиации, поставить на боевое дежурство подводные ракетные крейсеры „Владимир Мономах“ и „Александр Невский“». И так далее. То есть речь шла о носителях ядерных боеприпасов дальнего радиуса действия: межконтинентальных ракетах с разделяющимися боеголовками колоссальной мощности, стратегических бомбардировщиках дальнего действия («необходимо модернизировать весь парк ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, а также разработать стратегический бомбардировщик нового поколения»), подводных лодках, военно-космических силах и др. «В среднесрочной перспективе — до 2021 года — необходимо полностью перевести на современное вооружение ядерные силы наземного базирования», — сказал Путин.

Президент приказал Министерству обороны представить ему на утверждение в декабре 2015 года План обороны на 2016-2020 годы. На 2016 год! То есть возможность военного столкновения между Россией и НАТО рассматривается реально. Напомню, что, по мнению специалистов, пик противостояния, согласно стратегическим планам США, придется на середину 2017 года. Путин также дал указание, чтобы в текущем году были «внесены коррективы в Закон об обороне, а также подготовлены изменения в Военную доктрину».

Россия оставляет за собой право в случае реальной угрозы ядерной атаки противника нанести превентивный, упреждающий удар. При Ельцине этот пункт из нашей военной доктрины был американцами выжжен каленым железом. Сама же обновленная доктрина условно делится на три составляющие: краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования.

Скорее всего, определенная реорганизация ждет и Генштаб. Напомню, в советские времена именно этот орган отвечал за мобилизационную подготовку страны и управление экономикой страны в военное время. Но об этом в открытой части доклада Главковерха никогда не говорится…

И последнее. Президент очень четко дал понять, что ждет тех, кто не справится с выполнением в полном объеме гособоронзаказа и других программ военного строительства. Как отметил президент, в 2014 году задания гособоронзаказа выполнены практически полностью. «Россия как всегда будет последовательно отстаивать свои интересы и суверенитет, будет стремиться укреплять международную стабильность, выступать за равную безопасность для всех государств и народов», — заключил президент. То есть речь идет о том, что в случае опасности для России на финансовом, технологическом, сырьевом рынках, наш ответ может быть военным…

Другими словами, Обама своей оголтелой антироссийской политикой значительно снижает военную безопасность своей страны. Американцы становятся заложниками недальновидности Белого дома.

Александр Жилин — руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем (Москва), специально для ИА REGNUM