25 декабря парламент Украины таки принял закон, расширяющий полномочия Совета по национальной безопасности и обороне, отправленный двумя днями ранее на повторное второе чтение. Закон, который следовало бы назвать «О хунте». Я не сгущаю краски и не навешиваю ярлыков. Именно как попытку узурпации власти оценивают его не только бывшие соратники Януковича, но и такой «поборник демократии», как сын командующего УПА Юрий Шухевич, длительное время являвшийся почётным главой неонацистской партии УНСО, воевавшей против российских солдат практически во всех постсоветских локальных конфликтах. Не говоря уже о заключении Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины, которое подчёркивало не просто противоречие данного закона другим украинским законодательным актам, но даже конституции страны. Парламентские юристы прямо заявили, что придание СНБОУ заложенных в законе новых функций, разрушает утверждённый конституцией принцип разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.

В чём же проблема? Совет по нацбезопасности и обороне до настоящего времени являлся совещательным органом при президенте Украины, и его решения были рекомендательными. А то, что президент считал разумным, вводилось в действие его указом. Отныне решения СНБО, касающиеся проектов госпрограмм, доктрин, директив, указов, законов, являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти. Совет получил право на создание, реорганизацию и ликвидацию министерств и прочих органов центральной исполнительной власти, а также «принимать решения» по проекту государственного бюджета. Это прямо противоречит конституционным положениям, чётко определяющим субъекты законодательной инициативы и прописывающим право подавать проект бюджета исключительно Кабинету министров. Увы, но даже «диктаторы» Кучма и Янукович не додумывались до создания альтернативного Кабмина, который может по своему усмотрению управлять всеми органами исполнительной власти и вторгаться в их компетенцию.

Согласно новой редакции закона, Совет нацбезопасности должен, кроме координации и текущего контроля деятельности органов государственной власти, контролировать вопросы противодействия коррупции, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью. Это противоречит недавно принятому закону о деятельности Национального антикоррупционного бюро. Аппарат Совета национальной безопасности становится юридическим лицом, а его работа осуществляется в соответствии со специальным регламентом СНБО Украины, утверждаемым указом президента.

Существенно расширяются полномочия секретаря Совбеза, руководящего Советом, официальным главой которого является президент страны, между заседаниями органа. Секретарь получает право между заседаниями Совбеза координировать и контролировать исполнение решений Совета центральными и местными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, воинскими формированиями и т.д. Он же организует работу ставки Верховного главнокомандующего (в случае её создания), участвует в рассмотрении кандидатур на должности в органах государственной власти, связанных с вопросами нацбезопасности и обороны. Но самое любопытное право — вносить на рассмотрение президента предложения по назначению и увольнению руководства воинских формирований и правоохранительных органов, а также статей госбюджета, связанных с обеспечением национальной безопасности и обороны.

То есть секретарь СНБО по своим функциональным полномочиям фактически встаёт вровень с президентом и премьером, а Совет по нацбезопасности — с администрацией президента и Кабмином (а в ряде случаев — и выше последнего), но при этом ни СНБО, ни его секретарь не несут никакой ответственности ни перед кем, поскольку их никто не избирает и не утверждает. Их назначает единолично президент. Причём лишь отдельные члены Совета по национальной безопасности входят в него на основании занимаемых должностей. Остальные же — исключительно по разумению главы государства. И еще одна немаловажная деталь — теперь решения СНБОУ будут приниматься не консенсусом, а простым большинством голосов.

Что и кому это даёт? Пока — чисто теоретически, без привязки к личностям. Во-первых, у президента и главы СНБОУ появляется возможность напрямую влиять на министерства и государственные комитеты. Поскольку система принятия решений Кабинетом министров Украины построена на консенсусной основе, какое-нибудь министерство здравоохранения вполне может заблокировать принятие Кабмином любого решения, касающегося, например, внешнеполитического вопроса. Отныне глава государства или глава СНБОУ через Совет может элементарно обязать строптивого министра «не мешаться под ногами».

Во-вторых, президенту отныне не требуется морочить себе голову утверждением в парламенте решений об объявлении войны: теперь этот вопрос относится к компетенции СНБОУ. В-третьих, он через секретаря СНБОУ (или сам глава СНБОУ) берёт под свой полный контроль состав министерств и госкомитетов, утверждением которых ранее занимался с подачи премьера парламент. Теперь же Совет по нацбезопасности способен тасовать органы исполнительной власти по собственному разумению. В-четвёртых, любые назначения в подразделениях силовых структур, будь то армия, МВД или СБУ, не обойдутся без согласования с секретарём СНБОУ. А кадры, как известно, решают всё.

Таким образом, глава государства (или глава СНБОУ) формирует «под себя» узкий круг назначенных им людей, не несущих никакой формальной ответственности, но управляющий исполнительной властью в обход конституционных норм. В испаноязычных странах орган с подобными полномочиями и отсутствием ответственности назывался просто «собрание» (по-испански — «хунта») и создавался обычно после государственного переворота пришедшим к власти диктатором. Но это всё — чисто теоретические выкладки, без привязки к расстановке сил в нынешнем украинском политбомонде. Всё кардинально меняется, если мы посмотрим на расстановку сил.

Учитывая, что и секретарь Совбеза Александр Турчинов, и его «начальник по партии» премьер Арсений Яценюк совсем не благоволят Петру Порошенко, назначение первого на должность секретаря СНБОУ и расширение «под него» полномочий выглядит достаточно загадочным. Особенно если вспомнить, что 23 декабря Кабмин принял решение, что по «неотложным вопросам» правительство может принимать решения и проводить нормативные акты через парламент без обсуждения в профильных комитетах и ведомствах, без заключения Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, а также без правовой экспертизы Минюста.

Ещё сильнее запутывает ситуацию то, как голосовали за «закон о хунте» в парламенте. При первой попытке проголосовать его не поддержали лишь экс-регионалы да «младшие братья» по коалиции — ляшковцы с «Самопомощью», в значительной мере представленные полевыми командирами карательных батальонов, финансируемых Игорем Коломойским. Уж такие изощрённые в закулисных интригах «зубры» украинской политики, как Яценюк, Тимошенко и Турчинов, никак не могли не заметить, что предложенный законопроект ослабляет президента. А ведь каждый из них имеет собственные виды на президентское кресло.

Такое единодушие «заклятых друзей» Порошенко с ним может означать либо реальную угрозу со стороны некоей «третьей силы», которую нужно ликвидировать немедленно, либо уже готовый план нейтрализации диктаторских планов «шоколадного короля», который приведёт к тому, что кресло на Банковой займёт именно их представитель.

«Третьей силой» вполне может быть «хозяин» карательных батальонов Коломойский. Тем более что вскормленные и вооружённые им боевики из-за отсутствия дел на фронте всё больше превращаются в бандитов, терроризирующих население Украины, и уже открыто говорят о желании свергнуть действующую власть силой оружия. Для нейтрализации боевиков и их хозяина нужна именно диктаторская власть, диктаторские полномочия.

Есть и ещё один вариант. Не исключено, что, поддержав Порошенко и продемонстрировав западным «смотрящим» «единство правящих сил», президента просто используют «в тёмную» для прихода к власти… Юлии Тимошенко. Возможно, не впрямую, а в качестве этакого «серого кардинала». Напомним, что Турчинов и Яценюк вовсе не со скандалом расставались с «леди Ю». А секретаря Совбеза связывают с Тимошенко настолько прочные связи, что от их «всамделишного» разрыва не поздоровится ни ей, ни ему.

Обладая диктаторскими полномочиями над силовым блоком, давний соратник Тимошенко вполне может воспользоваться ими либо для себя, либо для возвращения во власть бывшей шефини, попутно избавившись и от строптивого днепропетровского губернатора. Почему бы и нет? Оружия на руках сегодня на Украине — немерено, желающих «рассчитаться за предательство» с Порошенко (и даже не скрывающих этого) в составе карательных батальонов и кадровых военных — тоже. Да и диабетическую кому никто ещё не отменял. Ну, а технология назначения «и.о. президента» была опробована ещё в феврале 2014. Тем более что Юлия Владимировна давно обещала организовать третий майдан в случае, если она не выиграет президентские выборы. На данный же момент «Батькивщина» и аффилированный с ней «Народный фронт» уже получили контроль над двумя ключевыми органами власти.

Игра, конечно, очень опасная, поскольку того же Турчинова президент может снять с такой же лёгкостью, как и назначил. Чем, кстати, лишил его контроля над второй по численности фракцией парламента и противопоставил Яценюку, поручая новым законом экс-исполняющему обязанности президента вертеть министерствами как заблагорассудится. И кто кого переиграет в соперничестве этих двух совершенно нехарактерных для украинской политики многоходовок, покажет только время.

Александр Горохов — независимый эксперт, специально для ИА REGNUM