Проблема ядерной безопасности со времен варварски уничтоженной американцами Хиросимы служит неиссякаемым источником панических слухов и позволяет политикам успешно манипулировать общественным мнением, а бизнесменам ковать очередной миллиард. Это вполне нормально — люди не понимают и не хотят понимать физику ядерного взрыва и его отличия от происходящего на атомных станциях. 99% обывателей и по сей день уверены, что в 1986 году в Чернобыле произошел ядерный взрыв.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что после вооруженного переворота на Украине начались попытки раскрутить ядерную истерию вокруг четырех пока еще работающих АЭС. Уже в середине мая 40 боевиков «Правого сектора» пытаются проникнуть в город атомщиков при Запорожской АЭС — Энергодаре. Их останавливает на въезде милиция и служба безопасности станции и отправляет восвояси. Никаких уголовных дел против бандитов с оружием не возбуждают (по закону это вооруженная группа лиц, незаконно владеющая оружием).

«Группа людей на автомобилях, примерно 40 человек, подъехали к блокпосту, представились „Правым сектором“, и заявили, что есть информация о возможных атаках сепаратистов на атомную станцию. Приехала милиция, а потом охрана ЗАЭС, так как, указанные лица вооружены автоматическим оружием, их блокировали. У большинства скрыты лица. Центральный въезд в город перекрыт и усилена охрана всех опасных объектов», — рассказали в милиции города 16 мая.

После этого неоднократно и по обе стороны фронта рассказывалось о передаче станции под охрану американских ЧВК, о минировании станции, о готовящихся терактах, об утечках радиации и о повышении радиационного фона в городе. За прошедший 2014 год именно о неприятностях, авариях и катастрофах на Запорожской АЭС сообщалось постоянно и регулярно.

В этом нет ничего удивительного. Запорожская АЭС (ЗАЭС) — крупнейшая в Европе атомная электростанция, к тому же находящаяся ближе всего к линии фронта и снабжающая электроэнергией ненавистный для Хунты потерянный Крым и протестный Юго-Восток. Решение о ее строительстве было принято в 1977 году. В последние годы станция вырабатывает около 50% всей электроэнергии, производимой атомными электростанциями Украины, и более 21% от общей генерации электроэнергии в стране. А сегодня, с падением генерирующих мощностей тепловыми электростанциями — и того больше.

Поэтому ЗАЭС объективно стала эпицентром околоатомной истерии со всех сторон. Только один пример «страшилок-пугалок» противников Хунты: «(а) планы „чего-то этакого“ на одной из АЭС Руины, как крайняя степень провокации, разработаны давно; (б) на данный момент все АЭС Руины находятся под официальным контролем спецов из США, т.ч. все подготовлено; (в) фактический провал провокации с „Боингом“ делает „ядерную“ тему более чем актуальной; (г) оптимальным вариантом считается „захват террористами“ АЭС, без взрыва, но с гибелью американцев; (д) но, на крайний случай, не исключается и организация взрыва (крайне маловероятно); (е) какая конкретно АЭС станет сценой шоу, — Запорожская или Николаевская, — сейчас решается». Наиболее всего подходит под провокацию Запорожская АЭС" (http://img-fotki.yandex.ru/get/9116/81634935.d9/0_ab708_d8ad28cb_XXL.png).

Очередной виток истерии начался в первых числах декабря: «По сообщению пресс-службы „Укрэнерго“, в связи с аварийным отключением на Запорожской атомной электростанции блока №3 мощностью 1 тысяча МВт, а также 16 энергоблоков различных ТЭЦ в объединенной энергосистеме (ОЭС) Украины возник непокрываемый дефицит мощности. Для сохранения целостности ОЭС Украины по команде диспетчера Южной энергетической системы — регионального представителя НЭК „Укрэнерго“ — сегодня по всем энергоснабжающим компаниям Украины (в том числе и ПАО „Одессаоблэнерго“) введены графики аварийных отключений (ГАО)».

Тут же началась умело раздуваемая истерия: «Вчера здесь писали про аварийное отключение блока №3 на Запорожской атомной электростанции. Сегодня ночью он взорвался. Новостные агентства пока молчат, на станции свечение гигантского пожара и вой сирен». Это, конечно, крайность. Но и сегодня, месяц спустя, в головы людей старательно вбивается мысль о скрываемой властями аварии, о многократном повышении радиационного фона в Запорожье и Энергодаре, о том, что причиной аварии стала замена тепловыделяющих сборок корпорации ТВЭЛ (Россия) топливом компании «Вестингауз» (США).

И это при том, что договор об увеличении поставок ядерного топлива между Westinghouse Electric Company и National Nuclear Energy Generating Company (NNEGC Energoatom) был подписан только 30 декабря. Мало того, на сайте Вестингауз, в сообщении о подписании договора (http://westinghousenuclear.com/About/News/View/ArticleId/515/Westinghouse-Significantly-Expands-Fuel-Supply-in-Ukraine ) прямо сказано, что до момента подписания договора тепловыделяющие сборки (ТВС) компании Вестингауз" проходили испытания только на Южно-Украинской АЭС. Кстати, правильнее называть эту компанию «Вестингауз-Тошиба». Массовое закрытие АЭС в мире тяжело ударило по компании, и без того переживавшей нелегкие времена.

Дело в том, что русская корпорация ТВЭЛ успешно теснит американцев на рынке. Особенно после того, как в Финляндии и Чехии были аварийно остановлены блоки, в которых использовалось американское топливо. После скандалов на чешской АЭС «Темелин» и финской АЭС «Ловииза», Россия вернула себе рынок ядерного топлива для реакторов ВВЭР.

Зато на Украине с подписанием нового договора, действующего до 2020 года, планируется расширить использование ядерного топлива хиреющей американской компании. И как раз в этом таится главная и реальная угроза. На упомянутой выше странице компании упоминается о том, что ТВС «Вестингауз» успешно, безопасно и без аварий испытывались на Южно-Украинской АЭС. Это ложь. Диверсификация поставок топлива для АЭС началась еще при президенте Кучме — договор с американцами подписан еще в 2000 году. Хотя шли испытания медленно. К 2007 году на третьем блоке Южно-Украинской АЭС работало всего шесть тепловыделяющих сборок (ТВС) Вестингауз, что составляло менее 1% от общего топлива на украинских АЭС, остальной рынок занимал ТВЭЛ. Однако после посещения Киева президентом Бушем Ющенко резко ускорил процесс. В третий блок, невзирая на возражения и замечания атомщиков загрузили 42 американских ТВС. Начался второй этап испытаний. И закончился он плачевно.

Для начала, «Корпорация ТВЭЛ» в полтора раза подняла цену своих ТВС. Что было логично, ведь американские сборки были вдвое дороже тех, что поставляла Россия. А в июне 2012-го произошло то же самое, что в Финляндии и Чехии. По данным «Энергоатома» Украины у американских ТВС были обнаружены «отклонения в работе». В связи с выгрузкой топлива «Энергоатом» попросил «Росатом» в срочном порядке предоставить топливо на Южно-Украинскую АЭС. По оценкам украинской стороны, убытки составили 175 миллионов долларов (недовыработки электроэнергии и потери топлива). Затраты на замену американского топлива российским даже не учитывались. Иначе сумма превысила бы четверть миллиарда. Само собой, до суда дело не дошло — все спустили на тормозах. Кто и сколько за это получил взяток, можно лишь догадываться.

Предыдущий контракт на опытную эксплуатацию у «Энергоатома» Украины и Вестингауз действовал до 2015 года. Именно это и стало причиной спешного подписания нового договора. Теперь испытания продолжатся. К Запорожской АЭС они никакого отношения не имеют — это лишь дымовая завеса для отвлечения внимания общественности от Южно-Украинской станции, в которой собираются полностью загрузить один блок американскими тепловыделяющими сборками.

Если говорить об экономике, то попытки перехода на американское топливо катастрофичны. Американское правительство выделило на эти цели около 70 млн. долл., что логично — они лоббируют своих производителей. Но и украинская сторона вложила в реализацию проекта по адаптации топлива ТВС Вестингауз к реакторам ВВЭР как минимум 130 млн. долл. И это не считая расходов собственно на закупку топливных кассет. По данным Госстата Украины, с 2009 года «Энергоатом» заплатил за американские сборки (которые дороже ТВЭЛов из России) 240 млн. долл.

Где здесь разум, спросите вы? А он в деньгах, как обычно. Дело в том, что американское топливо поставлялось на Украину не напрямую, а через посредника, некую немецкую фирму. «Такое сотрудничество привело к завышению стоимости топливных сборок для НАЭК „Энергоатом“ и безосновательному товарному авансированию указанной компании в 2011 году на сумму более 100 млн. евро», — цитирует выводы украинской фининспекции «Экономическая правда». Вдумайтесь — 100 млн. евро в год! А ведь деньги начали идти в 2009 году!

Согласно заключенному ранее договору, Украина в 2011-2015 годах должна ежегодно закупать ВС Вестингауз как минимум для трех из 15 блоков. Сколько ушло в карман посредников и кто они — можно только догадываться. Если же говорить о рисках, то в лучшем случае повторится авария, аналогичная тем, что произошла в Чехии на АЭС «Темелин». В лучшем случае, обойдется без утечки радиации. Просто нищая Руина потеряет сотни миллионов долларов.

А вот худший сценарий рассматривать не хочется. Ведь на эксплуатацию АЭС неизбежно влияет идущая в стране гражданская война и люстрация специалистов, которых меняют на послушных некомпетентных исполнителей политической воли главарей Хунты. Даже если не произойдет утечка радиации, аварийное отключение сразу трех блоков Южно-Украинской АЭС приведет к мгновенной утрате 3 гигаватт электроэнергии, сразу увеличив недостачу питающих мощностей вдвое. Юг Украины неизбежно ожидает блэк-аут, так как компенсировать такие потери нечем. Исчезнет не только свет, но и отопление, и горячая вода. Зимой это приведет к разрыву не только тепловых и водопроводных труб, но и канализации, которая работает только пока работают насосы (достаточно вспомнить катастрофу в Харькове на Диканёвских очистных сооружениях).

И запустить зимой порванные сети не удастся до оттепели. Подчеркиваю — это если обойдется без утечек радиации. Миллионы людей останутся без света, тепла, воды и канализации. И без работы — ведь остановятся и заводы — от хлебопекарен до танкоремонтного в Николаеве.

Учитывая упоминавшиеся выше аварии, подобный сценарий вполне реален. И тот факт, что американцы продавили подписание договора, а руководство Хунты его подписало, наглядно доказывает очевидное — в буквальном смысле светлое будущее их не интересует. Не стоит задача превратить Украину в экономически развитое европейское процветающее государство. Наоборот, шаг за шагом разрушается и подвергается риску уничтожения и государство Украина, и проживающие на остатках его территории люди.

То есть поднятая вокруг Запорожской АЭС шумиха служит исключительно для отвлечения внимания от реальной опасности, руками руководства Хунты и американцев, искусственно создаваемая на Южно-украинской атомной станции. Еще немного, и слова украинского гимна «Ще не вмэрла» придется заменить констатацией — уже умерла.

Михаил Он — независимый эксперт (Украина), специально для ИА REGNUM