Прошедший 2014 год на международной арене очень напоминал большой спортивный матч с участием всех основных мировых «игроков»: США, Китая, России. Германия, Франция, Великобритания и некоторые другие европейские страны выступали как бы от лица общей команды единой Европы, не гнушаясь, однако, и игры под шумок в свою пользу. В 2014 году главной состязательной дисциплиной, судя по всему, стал большой теннис. С гранатой без чеки в качестве мячика в лице Украины. Позднее, правда, США попытались усложнить игру, вбросив на поле еще и ИГИЛ.

Итоговых официальных данных пока ни у кого нет, но прогнозы МВФ определенные выводы делать уже позволяют. Надо признать, Вашингтон по итогам года, определенно сумел выиграть. Нет, формально, в пересчете по паритету покупательной способности, первым в мире стал Китай. 17,6 трлн. долл. или 16,48% общемировой экономики. Это, пусть и не на много, но больше, чем прогноз по США, где ожидается лишь 17,4 трлн. долл. (16,28% соответственно). Но это если считать по ППС. Потому как, если считать в абсолютных цифрах, то США удалось решить одну из ключевых задач, ради которых проект «Украина: Майдан 2.0» и был затеян — создание обширной зоны экономической нестабильности. Чтобы на ее фоне Америка выглядела финансовым раем даже с учетом всех ее текущих потрясений. Раем, в который должны побежать капиталы из остального мира. К примеру, за январь — сентябрь 2014 года чистый отток капитала из России составил 85,2 млрд. долларов. Это вдвое больше, чем за тот же период годом ранее. Бежали деньги и из других стран. Что позволило Америке в текущих ценах ожидать достижения ВВП на уровне 16,8 трлн. долл. У Китая лишь 10,4 трлн. долл.

По общей оценке, Вашингтону есть чем гордиться. По данным ФРС, в целом по году, ВВП США вырастет на 2,3-2,4%. Минфину удалось даже свести бюджет с дефицитом всего в 483,4 млрд. долларов. Хотя еще год назад этот показатель составлял 680,2 млрд., а в кризисный 2008-й так вообще достигал 1,4 трлн. долларов.

Но чем Америка заплатила за свой промежуточный успех? Снижение цен на сырую нефть фактически убило всю отрасль американской сланцевой добычи углеводородов, являвшейся одним из ключевых драйверов экономического роста США. Так что в наступившем году Вашингтону придется искать какие-то другие источники. И про экспортные поставки СПГ из США можно забыть. Как и про канадский сланцевый газ тоже. К лету 2015 года на рынке ожидается смена тренда. С нынешнего перепроизводства на уровне 1,2-1,8% объема мировой добычи до 6-8% его дефицита. Но США это вряд ли поможет.

В качестве примера может выступить штат Аляска, бюджет которого в подавляющем большинстве формируется из нефтяных доходов. Так вот, из-за падения мировых цен, дефицит бюджета штата вырос до 3,5 млрд. долларов. Из-за недостатка денег там уже приостановлено строительство одного газопровода, одной ГЭС, двух дорог, одного моста и ракетного комплекса Kodiak. А ведь все это еще означает ликвидацию рабочих мест. И это вовсе не единичный случай. В Техасе за октябрь-ноябрь в нефтяной отрасли было уволено 2,3 тыс. человек. И июле-декабре на падении биржевых цен за баррель штат терял до 83 млн. долларов ежедневно. А бюджетный дефицит Луизианы на предстоящие 2015-2016 года прогнозируется на уровне 1,4 млрд. долларов.

Это важно понимать потому, что США сумели покрыть убытки в значительной степени за счет расширения бюджетных расходов и всемерной активизации потребительских расходов. К примеру, в третьем квартале 2014 года федеральное правительство США увеличило расходы на 9,9%, а расходы штатов — на 1,1%. Но делать это было можно лишь за счет вливания в экономику беспроцентных денег. Возможности такого инструмента на данный момент исчерпаны. Потому тут было бы хорошо, если бы граната украинской войны взорвалась на российской части игрового поля. Но пока последствия больше играют на руку Китаю и бьют по Европе. Прежде всего, по Германии, Франции и Великобритании.

В течение 2014 года британская экономика демонстрировала цветущий вид, но по мере приближения конца года прогноз ее роста сначала был снижен с 3,2 до 3%. Потом до 2,6%. Сейчас некоторые эксперты уже говорят, что выше 2,2% ожидать безосновательно. Причины все те же. Снижение цен на энергоносители. Падение национального экспорта (пока на 1,6% по промежуточным расчетам) и рост импорта (на 0,6%). К декабрю британский индекс FTSE100, символизирующий британскую экономику, упал на 2,1%, что пошатнуло доверие инвесторов к британской экономике. Вероятно, Лондону придется в 2015 году пойти на ослабление фунта стерлингов, что неизбежно приведет к далеко идущим последствиям. Как для Британии, так и для всего Евросоюза в целом.

Также от геоэкономической партии 2014 года заметно выигрывает Германия. Если рост ее экономики в 2012 году составлял 0,7%, в 2013 — 0,4%, то по итогам года прошедшего ожидается прирост немецкого ВВП сразу на 1,4%, а то и 1,45-1,5%. Однако и тут не обходится без проблем. Одни лишь антироссийские экономические санкции привели к снижению объемов экспорта в РФ на 16,4%. Платят за банкет в основном младоевропейцы, вроде Польши и Прибалтики. Ну и, естественно, Украина, которая за 2014 год отдала по всяким внешним обязательствам денег вдвое больше, чем сама получила финансовой помощи.

Впрочем, даже Германия уже не в состоянии продолжать нести бремя европейского финансового донора. Внутри ЕС уже ведутся разговоры на тему грузоподъемности Боливара. Впервые за все время, начиная с кризиса 2008 года, Берлин заявил, что он совсем не против выхода Греции из ЕС, что очень даже возможно по итогам ближайших выборов. Хотя до того все дружно говорили, что риск полного распада ЕС в случае ухода Греции, превышает любые тяготы по финансовому спасению Афин.

Не удивительно, что Украине Европа как-то внезапно перестала давать денег. Обещают много. Но каждый раз оказывается, что Киеву для этого необходимо выполнить все новые и новые условия. Прежде всего, финансового и общеорганизационного характера. Например, сократить дефицит государственного бюджета и победить коррупцию. И то и другое недостижимо, хотя Киев очень старается. Премьер-министр Украины даже сумел провернуть величайшую аферу в истории страны — добиться принятия парламентом проекта бюджета на 2015 года даже несмотря на то, что никто из депутатов Верховной рады его в глаза не видел. Но бюджет под сурдинку Нового года в нетрезвом состоянии депутаты приняли, так как без него шансов на получение каких-либо новых денег от международных финансовых институтов у страны нет вообще. А деньги требуются в огромных количествах. Не менее 17 млрд. долларов.

Впрочем, их Киеву по-любому никто не даст, что бы ни говорил по этому поводу Сорос. Во-первых, потому, что таких денег у доноров нет. Во-вторых, коллапс украинской экономики уже сегодня делает перспективы их возврата призрачными. В-третьих, правительство Украины не скрывает неисполнимость принятого бюджета. А также тот факт, что в принятом виде исполнять его никто там не намерен. Бюджет принят исключительно для проформы. Дальше его будут править «по месту». Из 48 новых налогов (или сокращений статей бюджетных расходов) пока парламентарии утвердили лишь 9. Это значит, что нарисованные в бюджете цифры неисполнимы уже с самого начала. И в Брюсселе это прекрасно понимают.

А тут еще Китай решил припомнить Киеву «старый должок». Дело в следующем. В 2012 году Пекин договорился с Украиной на счет широкой инвестиционной программы в стиле «деньги в обмен на продовольствие». Китай вкладывается в модернизацию украинского сельского хозяйства, а прирост производства с/х продукции будет поставляться в Китай. В частности, в рамках этого соглашения в начале 2014 года, только в счет будущих поставок зерна Пекин перевел на Украину 1,5 млрд. долларов «предоплаты». Но куда и на что ушли эти деньги — до сих пор остается загадкой. Киев отгрузил зерна в Китай только на 153 млн., а дальше развел руками, мол, больше нет. Опять же в стране революция, люстрации, отражение внешней агрессии, словом, форс-мажор. Зерна нет. Точнее, его нет только для Китая, так как для сирийских повстанцев, Ирана, Саудовской Аравии и ряда африканских стран Украина зерно откуда-то нашла.

Видя все это, Пекин объявил о подготовке иска против Украины в международные суды. Событие примечательно не только тем, что позиция Китая неуязвима. Украина действительно нарушила контрактные обязательства. И даже не тем, что полтора миллиарда судебного иска, плюс штрафные санкции, плюс судебные издержки, которые в таких случаях тоже не копеечные, для нынешнего ее бюджета смертельны. Основной нюанс сводится к тому, что европейские «международные суды» не имеют аргументов, позволяющих игнорировать официальное международное законодательство, как это было, к примеру, с введением санкций против РФ или с французскими «Мистралями». Китай ни с кем не ведет войну. Плюс к тому же, с китайской, тесно связаны не только европейская, но и американская экономика.

Так что «по-джентльменски» стукнуть его шахматной доской по голове не выйдет. Придется платить. Причем, в украинской казне таких денег уже нет, а официальный суверенный дефолт, совершенно определенно вызванный «внешним» государственным переворотом, приводят Китай к переносу своих требований на США и ЕС. А экономическая война с Китаем сейчас совсем не ко времени для европейской экономики, балансирующей на грани рецессии.

В общем, если подводить итоговую черту, то промежуточный результат получается ничейным. России удалось перевести игру на европейскую половину. В Европе постепенно формируется понимание, что вовсе не Россия угрожает ее территориальной целостности и финансовому благосостоянию. Более, того, идущая партия проверяет на прочность саму Европу. Ну, а США просто уже нечего терять. Стало быть, в наступившем году нас ждет обострение игры.

Александр Запольскис — независимый эксперт, специально для ИА REGNUM