Парламентская комиссия Турции, расследующая обвинения в отношении четырех бывших министров — фигурантов коррупционного скандала «Большая взятка», приняла решение не отправлять дела подозреваемых в Государственный совет для проведения судебного разбирательства. Напомним, что речь идет о разразившемся в конце 2013 г. крупном коррупционном скандале, в котором оказались замешаны министр экономики Зафер Чаглаян, министр внутренних дел Муаммер Гюлер, министр по делам Евросоюза Эгемен Багыш и министр по делам окружающей среды и городского планирования Эрдоган Байрактар. Они были вынуждены уйти в отставку. Затем экс-членов кабмина обвинили в коррупции, хотя вскоре расследование было прекращено в результате волевого давления прокуратуры. Однако оппозиции удалось инициировать парламентское расследование, которое также заблокировано.

Теперь в атаку переходит бывший глава Верховного апелляционного суда профессор Сами Сельчук, который предупредил власть: если в стране продолжатся задержания журналистов, то это спровоцирует кризис судебной системы, поскольку аресты проводились без соответствующих решений судов. «Вы не можете использовать судебную систему в качестве демонстрации силы», — заявил Сельчук, назвав заявление президента Реджепа Тайипа Эрдогана о существовании т. н. «параллельной структуры» политическим фарсом. «Эрдоган и члены его правительства указывают на того или иного человека и заявляют, что „он член параллельной структуры, он организует против нас заговор“. Это абсурд», — считает Сельчук. Он убежден, что «если судьи вынуждены быть „храбрыми“, то значит система правосудия в обществе является зависимой».

Глава Конституционного суда Турции Хашим Кылыч обрушился на правительство с критикой из-за принятия законопроекта, усиливающего государственный контроль над судебной системой. Кылыч сообщил газете «Джумхуриет», что «выполняет свои обязанности, находясь под огромным давлением со стороны властей», а «большинство принимаемых правительством решений не соответствуют закону». Дело в том, что на основании судебного постановления, которое вступило в силу в середине декабря 2014 г., были учреждены новые палаты в двух верховных судебных органах, что «позволяет правительству увеличить общее число проправительственных представителей в судебных органах». Кылыч раскритиковал создание новых палат и «массовые» назначения лиц, аффилированных с правящей партией. По его мнению, правительство надеется таким образом обеспечить решения некоторых судебных дел в свою пользу. Председатель Конституционного суда объявил, что намерен уйти в отставку после того как 23 марта истечет срок его полномочий.

Власть в Турции приобретает явные черты авторитаризма. Гражданские свободы сужаются до предела, а продвижение демократии становится немыслимым. Операция, призванная заставить журналистов молчать, вызвала негодование в самых разных слоев общества. Резонанс этого дела в обществе ощущается и сегодня. Многие журналисты выступили с нотой протеста, опубликовав критические статьи в самых разных газетах. Вот что пишет журналист газеты «Миллийет» Мехмет Тезкан: "Лучшим комментарием ситуации в которой мы оказались, пожалуй, может стать фраза: «У пострадавшего никогда не спросят, что он думает!»…Прежде всего, мы должны отыскать ответ на вопрос: «Почему полиция давит на газету, а журналистов заключают под арест? Следует разобраться насколько нарушается свобода слова и что последует за этим?.. Вопрос не в газете „Заман“ и не в телевизионном канале „Саман йолу“… Вопрос заключается в системе работы медиа!». Корреспондент газеты «Тараф» Мехмет Барансу отмечает: «Турции пришлось пережить „черное воскресенье“. В этот раз мишенью разъяренной власти стало здание главной редакции газеты и телевизионный канал. Арестам подверглись журналисты, артисты, снявшиеся в сериале, и сценаристы. Громкие операции проводятся лишь с той целью, чтобы отвлечь внимание общественности от событий годовалой давности — коррупционного скандала, имевшего место 17-25 декабря 2013 года».

Не молчит и оппозиция. Так, лидер Народной республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу заявляет: «Все происходящее — это часть государственного переворота». Очевидно, что эти события — только начало масштабного проекта, уже год осуществляемого под прикрытием заявлений о борьбе с «параллельным государством». Турция приближается к парламентским выборам в «объятиях» больших политических скандалов. И это только начало. Главные события еще впереди.