Укрепление российских вооруженных сил диктует необходимость реорганизации их управленческой структуры.

На днях пресс-служба Южного военного округа Вооруженных сил оповестила о предстоящих летом 2015 года международных военно-морских учениях на Каспийском море. Это сообщение, прежде всего, озадачило тем, что штаб ЮВО, как известно, находится в Ростове-на-Дону и от него до берегов Каспия совсем не рукой подать. Между тем, в какой-то сотне километров от Ростова находится пылающий в огне войны Донбасс, к которому сейчас приковано внимание всей России и всего мира. Тем не менее, ростовский штаб активно готовится к… летним маневрам Каспийской военной флотилии. Понятно, конечно, что управление ЮВО достаточно большое и там есть, кому заниматься совершенно разными вопросами. Но командующий то все-таки один, да и военная иерархия на части не делится. Так что отвлечение внимания от главной на сегодня военно-политической проблемы все равно неизбежно.

Между тем, границу с Украиной прикрывает также Западный военный округ — объединение еще более громоздкое, чем Южный, полномочия и зона ответственности которого до недавнего времени простирались аж до Новой земли! И это при том, что данный стратегический конгломерат сухопутных армий, военно-морских эскадр и авиационных дивизий предназначен быть едва ли не единственным щитом России на Западе — против всего НАТО. При такой обширности и сложности задач, внимание украинскому направлению со стороны командования ЗВО тоже вряд ли может быть полноценным.

Таким образом, на границе с Украиной у России стоят два военных округа с такой огромной сферой компетенции, на фоне которой украинская проблематика рискует просто потеряться. И это уже не говоря о том, что ее в любом случае вынуждены курировать штабы двух оперативно-стратегических объединений, что неизбежно создает между ними массу сложностей, нестыковок и недопониманий. Конечно, деятельность окружных структур управления координирует Генеральный штаб. Но важных и неотложных задач у него, в свою очередь, кратно больше, что у самих округов.

Естественным решением проблемы представляется отказ от ныне существующей схемы деления страны на четыре военных округа и создание на украинском направлении единого оперативно-стратегического командования, которое могло бы целиком взять на себя координацию работы по данной тематике.

Нынешнее руководство российских вооруженных сил России уже доказало, что оно способно творчески подходить к решению тех задач, которые ставит перед ним динамично меняющаяся военно-политическая обстановка в мире. Это подтверждается, в частности, глубокой реорганизацией северного фланга обороны страны, в рамках которой практически все Заполярье перешло в ведение специально созданного Арктического командования, основой которого стал Северный флот. Таким образом, министерство обороны, исходя из практической целесообразности уже отказалось от того военно-административного деления страны, которое было введено в бытность министром Анатолия Сердюкова.

Этот скандально известный чиновник исходил, насколько можно судить, не столько из военно-политических соображений, в которых был откровенно не силен, сколько из экономических, а возможно даже из коммерческих мотивов. Ведь сокращение количества военных округов и соответственно командных структур обещало немалую бюджетную экономию, а продажа по коммерческим ценам освобожденных таким образом военных городков еще и баснословную прибыль пресловутым «оборонсервисам».

Сердюков вообще отличался «плодотворными дебютными идеями» будучи в военной сфере примерно таким же профессионалом, как Остап Бендер в шахматах. Именно ему принадлежит, в частности, совершенно сумасбродная с военной точки зрения инициатива сведения всех наличных военно-воздушных сил страны на 8 аэродромов — по два на каждый округ. Совершенно очевидно, что более заманчивой цели для вражеских авианалетов и ударов крылатых ракет, чем такие скопления авиатехники трудно даже представить. Тем не менее, даже это очевидное безумие уже начали было реализовывать и потребовался приход Сергея Шойгу, чтобы аэродромную сеть страны начали планомерно восстанавливать, а авиачасти рассредоточивать, как это и положено по Боевому уставу ВВС.

Ситуация с окружной реформой «а ля Сердюков» в точности повторяла аэродромную авантюру. В то время, как логика подготовки к военному противостоянию всегда требует максимального рассредоточения управленческих структур, чтобы их невозможно было сразу уничтожить, сведение практически всего командования вооруженных сил в четыре «суперштаба» угрожало полным обезглавливанием армии уже в первые минуты войны. Именно этой угрозе противостояла система из полутора десятков военных округов и групп войск советского времени, одновременное уничтожение штабных структур которых было практически нереальной задачей для противника. А поскольку с тех пор характер вероятной военной угрозы практически не изменился, нынешняя четырехокружная система явно не соответствует требованиям боевой устойчивости, таит в себе неоправданный риск и подлежит безусловной реорганизации в плане ее разукрупнения. Это тем более необходимо делать, поскольку в рамках масштабной модернизации вооруженных сил РФ, проводимой по инициативе президента страны Владимира Путина, войска получают большое количество современной боевой техники, на этой основе создаются новые боевые формирования и укрупняются уже существующие, развертывается сеть полигонов, учебных центров, аэродромов и пунктов снабжения. То есть армия становящаяся более сильной, в то же время становится и более сложно организованной. И там, где в условиях тотального сокращения и разгона 4 округа вполне могли справиться, сегодня для них это становится уже непосильной задачей. Не следует упускать из виду и политическую составляющую вопроса. Существование военных округов-монстров фактически равнозначно передаче безраздельного контроля над всеми силовыми структурами на огромной территории в руки отдельных военных руководителей, которые фактически становятся монополистами в этой сфере, что вряд ли продуктивно и дальновидно с точки зрения обеспечения политического единства и территориальной целостности российского государства. Например, тот же Восточный военный округ контролирует ныне практически всю Сибирь и Дальний Восток, включая ракетно-ядерный Тихоокеанский флот. При этом, его штаб находится в Екатеринбурге — городе, известном не только своими славными боевыми и трудовыми традициями, но и периодически возникающими в головах иных местных предводителей бредовыми идеями учреждения некой «сибирской республики» и тому подобной ересью. И в царской России и в Советском Союзе политическое руководство изначально гасило любые сепаратистские поползновения на местах в частности и организационным дроблением военных структур с тем, чтобы они ни в коем случае не оказывались в руках какой-то одной региональной группы влияния. И то же Зауралье, в рамках такого подхода было зоной ответственности трех военных командований — Дальневосточного, Сибирского, и Забайкальского военных округов, а также независимого от них штаба ТОФ.

Что же касается украинского стратегического направления, то оно должно быть безотлагательно подвергнуто целенаправленной реорганизации, подобной той, которая сейчас уже полным ходом идет на севере. Одним из возможных вариантов может быть создание Юго-западного стратегического командования ВС РФ, которое возьмет на себя функции регионального координатора всех усилий военных структур, связанных с проблематикой Украины. Что, естественно, никак не умаляет значимости решения оборонных задач на других не менеее важных стратегических направлениях.

Опыт создания таких главкоматов у вооруженных сил имеется и он себя вполне оправдал. В рамках такой реорганизации Западному и Южному военным округам необходимо будет переподчинить новому управлению часть своих командных кадров, а также сил и средств. Что является вполне рутинной для военных операцией и в данном случае позволит им вздохнуть с облегчением и сосредоточиться на более качественном выполнении задач, которые останутся в их компетенции. В частности для ЮВО (штаб которого в этом случае целесообразно развернуть поближе к тому же Каспию — например в Поволжье, где в свое время существовал Приволжский военный округ), это контроль оперативно стратегической обстановки на Кавказе и в Закавказье, а для ЗВО (уже освобожденного от чрезмерного для него арктического бремени) — традиционное сдерживание наших «заклятых друзей» из блока НАТО на по прежнему главном — московском направлении.

И последнее, что следует обязательно иметь в виду — все это нужно было сделать еще вчера.