Молдавский политолог Виктор Жосу прокомментировал 12 января для ИА REGNUM скандальное заявление главы управления культуры мэрии Кишинёва Лучии Кулевой о том, что Рождество по старому стилю празднуют сектанты, а также реакцию на эти высказывания со стороны Молдавской митрополии Русской Православной Церкви.

Сравнение Православной Церкви Молдавии с «сектой» было сделано чиновницей из команды либерального кишинёвского градоначальника не от большого ума. Она и сама через некоторое время спохватилась, поняла, что сморозила глупость, стала говорить, что её «не так поняла пресса», но слово — не воробей. Меня её сравнение Церкви с сектой не удивило и не возмутило. Чего-то другого от нынешних молдавских властей — и центральных, и столичных — окончательно утративших адекватность со своей утопической идеей «европейской интеграции», ожидать трудно. Церковь, как и вообще всё традиционное, что так или иначе связывает наш народ с прошлым, они воспринимают как некую преграду, как «издержки дурного менталитета», которые, как они считают, мешают движению в «светлое европейское завтра». Когда власть руководствуется типично большевистскими установками, пусть на этом витке истории они не с коммунистическим, а с либеральным идеологическим наполнением, такая власть, безусловно, вредна и опасна для общества. Но, повторюсь, от них чего-то другого я и не ожидаю.

Не удивила и вялая реакция Молдавской митрополии на этот плевок в сторону Церкви. Можно, конечно, «выражать сожаление», «категорически осуждать» и рассчитывать на «взаимное уважение» (цитирую наиболее характерные словосочетания из «Реакции Митрополии Кишинёва и всея Молдавии» от 7 января с.г.). Можно также, подменив каноническую логику арифметической, утверждать что, поскольку Православная Церковь Молдавии включает в себя более 1350 действующих храмов и 50 монастырей, она не может считаться сектой (из «Открытого письма» митрополита Владимира мэру Кишинева Дорину Киртоакэ от 8 января с.г.). Всё это хорошо и мило, вот только подобными увещеваниями к этим властям их откровенно пренебрежительного отношения к нашей Церкви не изменить.

Как представляется, то обстоятельство, что сегодня в Кишинёве любая козюлька, наделённая даже самой малой властью, легко позволяет себе хамить Церкви, стало прямым следствием невнятной общественной позиции, занятой руководством Православной Церкви Молдавии после принятия нынешними молдавскими властями так называемого закона о равенстве шансов (25 мая 2012 года парламент Молдавии под давлением ЕС и вопреки позиции большинства населения и церкви принял «Закон об обеспечении равенства», защищающий права сексуальных меньшинств — прим. ИА REGNUM). Заявив в мае 2013 года о своём намерении отлучить от Церкви политиков, которые продвигали принятие этого закона в случае, если в течение месяца они его не отменят, Синод Кишинёвско-Молдавской митрополии обязан был сдержать своё слово. Однако большинство молдавских архиереев затем от своей позиции отступили, пошли на попятную. Из шести членов Синода верность прежней точке зрения сохранили лишь епископ Бельцкий и Фалештский Маркел и архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Савва.

Когда подобным образом ведут себя церковные иерархи, то теряется уважение — во всяком случае, со стороны внецерковной, в социуме за пределами церковной ограды — не только к ним персонально, но, к сожалению, и к Церкви в целом. Вот на что, в первую очередь, хотелось бы обратить внимание в связи с дурацким по своей сути «сектантским» инцидентом".