«12 января состоялись переговоры между руководителем Россельхознадзора Сергеем Данквертом и министром сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонидом Зайцем. Переговоры прошли по инициативе белорусской стороны», — сообщили 12 января корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Россельхознадзора.

«Леонид Заяц отметил важность развития белорусско-российской двусторонней торговли, чему могло бы способствовать восстановление поставок в Россию продукции ряда мясоперерабатывающих белорусских предприятий — Оршанского, Слонимского, Минского, Бобруйского, Могилевского, Слуцкого, Миорского, Гродненского, Ошмянского и Витебского мясокомбинатов, — сказали представители пресс-службы. — В первую очередь при этом белорусская сторона заинтересована в экспорте в Россию говядины, а также готовой продукции из свинины, прошедшей термическую обработку. Возобновлению поставок может способствовать устранение белорусской ветеринарной службой недостатков, выявленных в ходе совместной инспекции мясоперерабатывающих предприятий Белоруссии, состоявшейся в декабре минувшего года».

«Помимо этого, Леонид Заяц отметил полное благополучие Белоруссии по инфекционным заболеваниям животных, — отметили представители Россельхознадзора. — Для усовершенствования системы контроля и надзора в сфере ветеринарии белорусская сторона хотела бы ознакомиться с используемой Россельхознадзором методологией организации мониторинга продукции на безопасность и проведения лабораторного контроля. Заинтересована белорусская сторона и в организации более тесного оперативного взаимодействия в области ветеринарного и фитосанитарного контроля белорусских контрольно-надзорных служб и Россельхознадзора. Сергей Данкверт заметил, что вопрос о возобновлении поставок поднадзорной белорусской продукции на российский рынок далеко не однозначен и в настоящее время изучается российскими экспертами на техническом уровне».

«К сожалению, до сих пор Россельхознадзор не получил информации по сырьевым зонам, обслуживающим отдельные белорусские предприятия, — отметили в пресс-службе. — Не получил он и данные мониторинговых исследований на африканскую чуму свиней и другие заболевания животных. До настоящего времени так и не установлен источник попадания на перерабатывающие предприятия свинины, полученной от животных, зараженных вирусом АЧС. Известно и то, что некоторые белорусские предприятия получают мясное сырье из Польши, неблагополучной по африканской чуме свиней. Использование же такого сырья создает риски и при выработке мясоперерабатывающими предприятиями продукции. Серьезные вопросы возникают и в отношении существующей в Белоруссии системы лабораторной проверки сырья и готовой продукции на безопасность. Дело в том, что лишь пятая часть таких исследований проводится в лабораториях ветеринарной службы, а остальные — в лабораториях Минздрава и Госстандарта Белоруссии, находящихся вне зоны контроля ветеринарных властей. При этом ветеринарный сертификат, удостоверяющий безопасность такой продукции, подписывается главой ветеринарной службы страны. Таким образом, существует необходимость достижения эквивалентности в эффективности работы ветеринарной службы Белоруссии и Россельхознадзора. Повысить уровень доверия между службами может переход белорусской стороны на использование системы лабораторного контроля „Веста“, хорошо зарекомендовавшей себя в России».

«В России, — отметил Сергей Данверт, — в случае выявления генома АЧС в готовой продукции, на прослеживание пути ее товарных партий, отгруженных с предприятия, тратится не более двух недель. В то же время, несмотря на многократные выявления генома АЧС в лабораториях Россельхознадзора и Россельхозакадемии, а также ветеринарных служб Литвы и Латвии, белорусская сторона ни в одном случае не смогла выявить каналы поставки сырья, полученного от зараженных животных, на свои мясоперерабатывающие предприятия».

«В отношении возможности возобновления поставок в Россию белорусской говядины необходимо принять серьезные меры, исключающие возможность ее контаминации в процессе выработки и хранения, — заключили в Россельхознадзоре. — Эффективность таких мер может быть оценена нашими экспертами в ходе очередной инспекции. Ситуацию осложняет то, что в минувшем году Россельхознадзором было выявлено два фальшивых ветеринарных сертификата на белорусскую говядину. Большое внимание Сергей Данкверт уделил вопросу относительно необходимости соблюдения нормативов безопасности, предусмотренных законодательством России и Таможенного союза, а также отметил крайне негативную роль перехода Белоруссии на нормативы Евросоюза, более „либеральные“, например, по антибиотикам, в отношении безопасности для потребителя, чем российские».

«Достигнута договоренность об организации оперативного обмена информацией, нацеленного на создание условий для возобновления поставок белорусской мясной продукции на российский рынок, — добавили представители Россельхознадзора. — В частности, по результатам проведенной в декабре минувшего года совместной инспекции ветеринарной службе Белоруссии необходимо предоставить Россельхознадзору дополнительные материалы о результатах расследования в отношении выявленной недоброкачественной продукции, о данных проведенного мониторинга и итогах расследования причин попадания генома АЧС в готовую продукцию из свинины. Кроме того, Россельхознадзор уведомил ветеринарную службу Белоруссии о том, что представленные ею ранее материалы по результатам расследования на выявление генома АЧС являются неполными, в связи с чем российская сторона запросила дополнительные сведения об источнике зараженного АЧС сырья на территории Белоруссии. В ходе технических консультаций, состоявшихся по окончании встречи Сергея Данкверта с Леонидом Зайцем, были рассмотрены вопросы об эксплуатации информационных систем „Веста“, „Меркурий“ и „Сирано“ на территории Белоруссии».

Как сообщало ИА REGNUM, 9 декабря Россельхознадзор начал проверку ряда белорусских предприятий пищевой промышленности. При этом на семи мясокомбинатах, в том числе на Гродненском и на Гомельском, был выявлен вирус АЧС. 26 декабря представителями Россельхознадзора было заявлено, что только три белорусских предприятия из 23, экспортировавших продукцию в Россию, выдержали проверку. На всех остальных были выявлены различные нарушения.