Порошенко объявил, что лидерами стран ЕС идея создания общеевропейского телеканала на русском языке воспринята на ура. Окончательное решение планируется принять на саммите «Восточного партнерства», который пройдет в мае этого года в Риге. Главная задача телеканала — бороться с российской пропагандой.

Если бы речь шла о затее в масштабах Латвии или Прибалтики, или даже Прибалтика + Украина, я бы не стал писать эту заметку. Потому что это был бы заведомо провальный проект. Но если включается «старая» Европа, с ее финансовым и кадровым потенциалом, есть смысл поразмышлять. Взглянуть на ситуацию глазами русского жителя Латвии, которому будут объяснять, что российская пропаганда лжет.

И тут сразу возникает проблема. Дело в том, что о дискриминации русских в Латвии мы знаем не из российских источников, а из самой жизни. Если общеевропейский канал не будет ничего сообщать о проблеме неграждан, о ликвидации образования на русском языке, о шествиях неонацистов и т.п., то русский зритель его просто не станет смотреть.

Не станет смотреть и в том случае, если эти проблемы будут освещаться в трактовке латвийского официоза или еще более крайних националистов. Зачем? Этого добра и так хватает — в латышских СМИ. Опыт показал, что попытка транслировать латышскую точку зрения на русскую аудиторию лишь усиливает у аудитории неприязнь к латвийскому государству. Властям надо не горевать, а радоваться тому, что часть местных русских слабо владеет латышским. Достаточно двух-трех прочтений газеты «Латвияс Авизе» или просмотров какого-нибудь политического ток-шоу, чтобы русский человек из аполитичного обывателя превратился в озлобленного врага государства.

Если же общеевропейский канал будет подавать информацию нейтрально, то он попросту не выполнит поставленную перед ним контрпропагандистскую задачу. Вот такой получается тупик.

Но, может быть, новому телеканалу удастся изменить отношение русских жителей Латвии к событиям на Украине? Удастся на этой площадке обыграть российскую пропаганду? Соцопросы показывают, что большинство русских Латвии симпатизирует Донбассу, а киевскую власть считает преступной.

Здесь шансы выше, но и они невелики. Ну, допустим, покажут репортаж, из которого следует, что Россия таки помогает Донбассу кое-чем существенным, о чем публично предпочитает умалчивать. Ну и что, русский зритель схватится за голову от возмущения и возопит: ах, мне лгали, ненавижу Путина? Нет, не схватится и не возопит. Потому что понимает, что идет война, и информация дозируется… В Латвии у многих и сегодня есть возможность смотреть украинские телеканалы. От того, что эта феерическая фантастика будет переведена на русский язык, ничего не изменится.

Прогнозирую, что реальный КПД этого грандиозного панъевропейского чудо-проекта будет очень близок к нулю. Возможно, политиков «старой» Европы согревают воспоминания о временах, когда «Би-би-си» и «Немецкая волна» действительно оказали сильное воздействие на сознание советских людей, и они надеются повторить успешный опыт. Но те времена давно минули. Советский человек испытывал реальный информационный голод и почти ничего толком не знал о западной жизни. Сегодня мы больше страдаем от информационного переедания, а уж Запад русские жители Латвии, поездив туристами и поработав гастарбайтерами, знают и с витрины, и с изнанки.

Мне возразят: а как же удалось украинским теле-СМИ так зомбировать значительную часть своего русскоязычного населения? Разве русские, живущие в Евросоюзе, чем-то принципиально отличаются? Отвечаю: дело не в СМИ, они лишь дошлифовывают, доводят до товарного вида то, что сошло со школьного конвейера. Молодой парень, родом из Днепропетровска, написал мне, что его уже с начальной школы учили, что Украина — это не Россия, а Европа, что Бандера — неоднозначная фигура, оболганная советской пропагандой, что украинский язык древнее русского, и т.п. Вот он готов для дальнейшей разработки.

Почему националисты так упорно стараются добить русскую школу в Латвии? Потому что понимают, что именно в ней корень проблемы. Худо-бедно, но русская школа по-прежнему производит людей, ощущающих свою принадлежность к русской истории и культуре, телевизором это не излечишь.

Не знаю как Порошенко, но думаю, что латвийские политики, тоже активно лоббирующие проект, вряд ли рассчитывают на него, как на эффективный инструмент контрпропаганды. Их, провинциалов, обожающих всяческую показуху, скорее привлекает другое. Общеевропейский телеканал начал работу не когда-нибудь, а во время председательства Латвии в Совете Европы — вот она, причастность к великой цивилизации!