Президентство Олланда, происходящее у нас на глазах, по мнению самих же французов, является едва ли не самым провальным периодом в новейшей истории. Ныне величие Франции теряется за несамостоятельностью ее лидера, действия государства иначе как непоследовательными назвать нельзя. С уходом Саркози новый лидер рассматривался не иначе как реформатор, тот, кто сможет поднять теряющую свое достоинство Францию, вернет ее к былому величию деголлевской эпохи. Но этого не произошло: если сначала и были попытки оправдать нерешительность, путаность мнений, царящую во французских правящих элитах, то сейчас рейтинг доверия к властям практически равен нулю. Франция теряет свою независимость на политической арене, следуя желаниям партнеров по Североатлантическому альянсу, не учитывая собственные потери как в экономике, так и в престиже. За громкими речами, слышащимися из Кэ д'Орсэ и Елисейского дворца, видится лишь беспомощность, оправдывающая не так давно возникший термин «деклинизм» (от французского dОclin — упадок, закат. Прим. ИА REGNUM). Франция уже не та, и не в последнюю очередь это из-за несостоятельности властных структур, а особенно это заметно при характеристике личности действующего президента.

Победив с небольшим перевесом во втором туре президентских выборов баллотировавшегося на второй срок Николя Саркози, Франсуа Олланд не стал сенсацией, поскольку многие аналитики предсказывали такой итог. К власти снова вернулись социалисты, спустя 17 лет после ухода с президентского поста Франсуа Миттерана; эта перестановка сил в верхушке власти давала простым французам надежду на улучшение ситуации в первую очередь внутри страны, причем такие настроения не были безосновательны.

В городе Ле Бурже, что под Парижем, в ходе полуторачасовой речи Франсуа Олланд изложил свою предвыборную программу, которая стала по своей сути экономической, а во французской прессе обрела название «60 обязательств Франсуа Олланда» (Les 60 engagements de François Hollande). Эти выступление и программа стали причинами такой популярности избранного президента. Как сознался в тот день сам Олланд, он «всю жизнь готовился к этому моменту». Основными положениями проекта на тот момент будущего президента Пятой республики стали: сокращение окладов президента и министров на 30%, создание банка поддержки, национального промышленного сектора, налог на финансовые транзакции, поднятие налога для состоятельных французов до 75%, а также смягчение принятого Саркози закона о пенсионном возрасте и увеличение количества рабочих мест в сфере образования. Самыми спорными, но, вероятно, и яркими предложениями стали поправки к Конституции, которые вернули бы законное разделение государства и церкви, а также легитимизировали однополые браки с возможностью усыновления и воспитания ими детей. Для осуществления своих идей Олланд в предвыборной программе назвал бюджет в 20 миллионов евро сроком до 2017 года.

Многие политические обозреватели еще в ходе предвыборной гонки отмечали, что электорат был привлечен не только красивыми обещаниями Олланда; в первую очередь они увидели в нем альтернативу Саркози, который потерял свою популярность, о чем нагляднее всего демонстрирует тот факт, что, по статистике, французские президенты редко не переизбираются на второй строк. Это свидетельствует о фактически беспрецедентном падении уровня доверия населения к Николя Саркози.

И все-таки, несмотря на многообещающее начало и привычную, присущую французам в критике своих лидеров некую сдержанность, Франсуа Олланд стал поистине «рекордсменом» по невыполненным обещаниям. Запальные в ходе предвыборной президентской гонки предложения и реформы, но никак не осуществляемые на практике, стали главной причиной волны неудовлетворенности французов, среди которых лишь малая часть все еще поддерживает действующего президента. Это массовое общественное недовольство уже привело к тому, что ультраправый «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен завоевывает все большую поддержку, а «Союз за народное движение» возглавил Саркози, совсем недавно бывший нелюбимым французами на президентском посту и обретающий ныне всё большие шансы на возвращение.

Провальная экономическая программа Ф. Олланда и его партии, вразрез прогнозам, уже привела к неутешительным последствиям: текущий президентский рейтинг является минимальным за всю историю, побив антирекордные показатели Франсуа Миттерана, к слову, также социалиста: давление на рынок труда не было ослаблено, как было заявлено в ходе предвыборной гонки; борьба Олланда с безработицей вылилась в +6% к показателям его прихода и составляет 11,1%; внешний долг Пятой республики составляет почти 95% к ВВП и выходит за допустимые пределы в рамках Евросоюза; угроза увеличения налогов все еще нависает над простыми французами, которые и так вынуждены давать 46% ВВП.

По последним опросам, около 97% французов говорят о провале политики Олланда, причем 84% жителей Пятой республики не желают видеть кандидатуру действующего президента в списке кандидатов на этот пост в 2017-м. Согласно итогам мониторинга общественного мнения по кандидату от Партии социалистов на выборах в 2017 году, только 4% отдали свой голос за Олланда как за "лучшего представителя партии, а наибольшую поддержку получил действующий премьер-министр страны Мануэль Вальс (47%). Исходя из этих показателей, можно сделать вывод, что нынешний президент Пятой республики утерял всякую поддержку и уважение со стороны электората, условия жизни которого, в противовес обещаниям, лишь ухудшаются.

Оценивая политику президента, всегда необходимо рассматривать ее с двух сторон: действия на внутренней и международной аренах. Потерпев полный провал в осуществлении на практике собственной предвыборной программы, Франсуа Олланд имел шанс обрести поддержку в связи с внешнеполитической деятельностью, но он им, судя по всему, воспользоваться не пожелал. В последние годы Россия и Франция наладила тесные, в основном экономические, связи; начало 2014-го было обозначено показателями: Франция занимает 8-е место среди мировых стран-импортеров в Россию и 3-е среди государств Европы. Принятые антироссийские санкции в связи с вхождением в состав РФ Крыма, а также неутихающего кризиса на юго-востоке Украины могут нанести существенный урон нормализовавшемуся в последние 10 лет сотрудничеству двух стран.

В сфере последних событий камнем преткновения стал контракт, заключенный еще при Саркози, по поставке французских кораблей-авианосцев типа «Мистраль» «Владивосток» и «Севастополь» в Россию. На протяжении последних месяцев французские политические круги предоставляли различную информацию о поставке «Мистралей» или же об аннулировании контракта, казалось, что МИД и институт президентства Пятой республики буквально не слышат друг друга. И во всей этой неразберихе лишь одна позиция была четкая, позиция России: в случае невыполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в судебном порядке будет осуществлено требование по выплате неустойки.

На протяжении всего этого времени главное лицо государства, Франсуа Олланд, воздерживался от определённых комментариев, подчеркивая, что «решение будет принято исключительно в интересах Франции, без давления извне, исходя из личной оценки ситуации». Стоит сразу заметить, что действующие в настоящее время против России санкции предусматривают, что ранее заключенные контракты в сфере военно-технического сотрудничества должны быть выполнены, т.е. фактически речи о «личной оценке ситуации» и быть не должно. И все-таки 25 ноября 2014 года президент Олланд заявил о приостановлении «до дальнейшего уведомления рассмотрения вопроса выдачи необходимого разрешения на передачу первого вертолетоносца Российской Федерации». Начиная уже с этого момента российская сторона может подать в суд и выставить штрафные санкции за невыполнение условий договора.

В свою очередь, недавно экс-президент Франции Николя Саркози заявил, что поставка вертолетоносцев в Россию состоится. Бывший президент, который может выставить свою кандидатуру на президентских выборах-2017, раскритиковал «жалкую» позицию президента-социалиста Олланда, заявив, что Франция должна сдержать слово по контракту о поставке вертолетоносцев: «Считаю неприемлемым, что контракт был заморожен в жалкой манере непосредственно перед саммитом НАТО потому, что об этом попросил президент Соединенных Штатов. Франция должна сама определять, что ей следует делать, а не исходить из советов и пожеланий тех или иных сторон».

На данный момент контракт между Россией и Францией не разорван, просто приостановлено его осуществление, однако руководство Пятой республики должно понимать, что основная угроза таится даже не в экономической составляющей — почти 3 миллиарда евро:1,2 миллиарда по условиям контракта и по 800 миллионов за каждый корабль в качестве компенсации. Несомненно, что французская экономика с трудом способна возместить России такую сумму в силу объективных обстоятельств, о чем неустанно говорят крупнейшие издательства Пятой республики, однако наибольшие потери Франция может понести именно в политическом плане, поскольку именно сейчас она предстает перед мировой общественностью как нерешительное и слабовольное в своей внешнеполитической деятельности государство; проблема в том, что в будущем многие страны могут перестать делать ставку на французский ВПК, который играет существенную роль в национальных доходах, из-за боязни невыполнения ею предписанных обязательств.

На данный момент становится все больше очевидна необходимость Франции в сильном самостоятельном лидере, хотя бы немного своей волей походящем на Шарля де Голля. Наблюдающийся кризис правящей элиты не дает шанс Франции подняться, вновь начать отстаивать свои национальные интересы, невзирая на требования других держав. Амбициозная программа действующего французского президента Франсуа Олланда в итоге оказалась лишь хорошим инструментом в политической борьбе, никоим образом не осуществляемым на практике. В динамично развивающемся мире Франция теряет свое былое величие, она все меньше походит на ту великую державу, которая определяла расстановку сил на международной арене.

Очевидно, что Франсуа Олланд не та кандидатура, которая способна проводить четкий политический курс не то что на международной арене, а даже во внутренней политике государства. За 2,5 года его президентства ухудшающееся положение дел в Пятой республики, констатированное при предыдущем президенте, Николя Саркози, приняло поистине катастрофический масштаб. Население Франции уже на данном этапе не проявляет никакого уважения к главе своего государства, считая весь его курс провалом, да и, возможно, свой собственный выбор тоже. Претерпевающую сложную экономическую ситуацию Францию гнетет еще и мысль о том, что придется выплатить существенную неустойку и рискнуть собственным престижем как торгового партнера ради удовлетворения интересов коллег по НАТО. Возрастающий рейтинг Саркози также демонстрирует разочарование французов, которые, желая перемен, лишь усугубили ситуацию.

Андреева Анастасия — обозреватель ИА REGNUM