Большинство льгот, представляемых российскому населению условно-бесплатно (за счет бюджета), оказывается все более… условно-доступными. Бюрократический квест-лабиринт по обретению нужных справок, потери времени в очередях и путешествиях к пунктам получения бесплатного детского питания, или, к примеру, отделению реабилитации, непременно приведет к отказу от государственных льгот и — главное — к «вожделенной» властями экономии бюджета.

Молочные кухни как пережиток гуманизма

Молочные кухни, которые многие чиновники иначе как «пережитком советского прошлого» не называют, до сих пор пользуются популярностью у населения. Справедливости ради, стоит отметить, что организованы детские молочные кухни в России были еще в 1911 году — для борьбы с детской смертностью, а после революции эта мера стала еще более актуальна. «Молочки» регулярно пытались закрыть по экономическим показаниям, невзирая на сопротивление врачей, но при последней попытке — в 2012 году — эта затея снова потерпела крах. Итак, детские кухни выжили — то ли в память о настоящем донорском грудном молоке, которое теперь не выдают из страха перед инфекциями. Да и проверять мам-доноров на всевозможные заболевания, как в советские времена, очень накладно. Аргументы чиновников, желающих, чтобы молочные кухни перестали существовать, были «железные»: молочные продукты там изготавливают в тесных помещениях и в почти кустарных условиях, и на старом оборудовании. Намного вернее давать продукцию, изготовленную на крупном производстве с должным контролем качества, хранения и доставки. Еще один аргумент: низкая зарплата работников молочной кухни приводит к тому, что работать берут гастарбайтеров по липовым санитарным книжкам.

В некоторых регионах молочную кухню сохранили только для малоимущих, в других — заменили «финансовым эквивалентом» в 600 рублей. Ведь по закону обеспечение населения бесплатным детским питанием ложится на областной или муниципальный бюджет. И не каждый регион способен обеспечить его в полном объеме.

Кое-где бюджет стараются охранять от населения даже врачебными силами. Например, на просьбу мамы трехмесячного малыша выписать ей талон на детское питание, так как ей не хватает грудного молока, врач-педиатр устроила консилиум с приглашением заведующей отделением и коллег-педиатров и прилюдным сцеживанием 30 грамм молока в комнате для кормящих матерей. Талон рыдающей маме в результате так и не выдали. Но это — случай единичный. Обычно и педиатры стараются донести до мам и информацию о правильном питании и прикорме для малышей, и о возможностях молочной кухни.

Однако изменилась сама структура выдаваемых продуктов. Нет уже превосходного кефира, цельного молока и творожка, не содержавших консервантов и хранившихся не более трех дней. Теперь скоропортящиеся продукты выдают родителям раз в неделю. Но существенная экономия семейного бюджета для не самых обеспеченных слоев населения, как и высвобождение времени на занятия с ребенком вместо готовки, — весомый аргумент в пользу молочной кухни.

В Московской области такие кухни функционируют с неизменным успехом, и бесплатным детским питанием наделяют детей до трех лет, а в Москве эту систему решили модернизировать с июля 2014 года. Для этой цели был выпущен приказ столичного Департамента здравоохранения №546. После увеличения количества льготников, имеющих право на получение детского питания примерно в 1,5 раза (см. таблицу). В московских детских поликлиниках значительно увеличились очереди, да и количество продуктов, получаемых родителями — тоже. А значит, возникла и проблема их транспортировки, особенно, для одиноких мам.

С 1 апреля 2015 года молочные кухни в очередной раз сливают и укрупняют. И располагаться они теперь будут в аптеках, которые для многих родителей, получающих детское питание вместе с детьми, будут уже далеко.

Ехать за детским питанием придется на общественном транспорте, и, возможно, дорога «съест» всю экономию семейного бюджета. Да и на собственной машине за компанию с младенцем путешествовать не слишком удобно, а по пробкам — еще и накладно. А если детей несколько? Теперь представим себе, что в общественном транспорте, где далеко не все пассажиры здоровы, резко увеличивается количество молодых мамаш с малыми детьми! Особенно в сезонные эпидемии гриппа! Лечить потом ребенка — дороже и семье, и государству. Родителей поделили на «коренных» и «понаехавших».

Казалось бы, не лучше ли переоборудовать уже существующие молочные кухни на современный лад — сделать ремонт в выделенных помещениях, обновить холодильники, дабы не «возбуждать» внеплановые и бесконечные проверки СЭС? И отпускать детское питание объемом несколько больше необходимого по выписанным рецептам, продавая избыток и пополняя бюджет поликлиники? Возможно в тех же помещениях организовать для получающих льготное питание продажу детских памперсов, сосок и бутылочек — с минимальной надбавкой и в отдельном «окне». Это не требует особых условий хранения, но принесет пусть и маленькую, но прибыль молочной кухне. Тем более, что во многих детских поликлиниках есть уже готовые аптечные пункты.

— В таком случае никто, кроме родителей, получающих детское питание, в это помещение входить не должен, — комментируют врачи. — Зачем чихать при покупке средства от кашля? Но и аптеки должны начать работать круглосуточно. Если же говорить о пользе для здоровья, то даже самая лучшая молочная смесь хуже грудного молока. В идеале каждый ребенок должен получать утром в бутылочке на молочной кухне стакан парного молока, хоть при аптеке, хоть при поликлинике. Причем, это должно быть — парное не смешанное от нескольких коров молоко. То самое — с еще живыми коровьими антителами от всех болезней. Но у нас не могут нормально организовать раздачу порошкового…

Не могут, или не хотят, — конечно, еще вопрос. Например, в Нижнем Новгороде молочные кухни с готовым питанием из крупных помещений перенесли в пустующие — небольшие, облегчив многим родителям процесс получения детского питания, и увеличив число молочных кухонь шаговой доступности. В Москве же выбрали противоположный вариант.

Есть и еще один способ сэкономить на детском питании: снизить себестоимость производства на упаковке, организовав возврат стеклянных баночек в обмен на небольшую «премиальную» добавку к питанию ребенка. Как выяснилось, в месяц баночки детского питания только одного годовалого ребенка «образуют» примерно 2 мешка стеклотары! Но и этим пока пренебрегают, выбирая более экстремальные способы экономии.

Если до 1 июля бесплатное детское питание могли получить все дети, прикрепленные к поликлинике, в том числе, иногородние граждане РФ и даже зарегистрированные в поликлинике трудовые мигранты, то теперь — только те, кто прописан в Москве.

И теперь ситуация, когда отец прописан в Москве, а мама с детьми — в Чехове или Серпухове и не может получить бесплатное питание для детей в столице, где живет и работает, а также по месту прописки — где фактически не проживает — стала еще одной вопиющей несправедливостью. И все это, не взирая на тот факт, что часть налогов, отчисляемых работодателями родителей, либо только отца, если мама сидит с детьми, идет в городской бюджет! И «манна небесная» в виде «бесплатного» детского питания черпается именно из налоговых отчислений работающих в Москве, и никак не связана с их местом прописки.

Оставим пока в покое малоимущих гастарбайтеров-иностранцев, для которых бесплатное детское питание — благо во всех отношениях. Забудем, что их недополучающие детское питание и, возможно, болезненные дети живут и играют с нашими. Но как быть с гражданами России, среди которых (помним о налоговых отчислениях!) теперь вновь раздувается социальное неравенство и возрождается из небытия деление на коренных и «понаехавших»?

Я сама уже не раз становилась свидетельницей спровоцированных новым приказом департамента здравоохранения споров и выяснений отношений между одинаково социально незащищенными москвичами и иногородними. Еще немного реформ — и в обиход будет введено позорное понятие «лимита». Так стоило ли разгоняться на увеличение льготных категорий?

Что касается москвичей со средним достатком, то многие уже отказались от услуг молочной кухни. Некоторые — из-за резкого уменьшения количества молочной продукции (см. таблицу), у других нет времени собирать справки, так как они загружены работой. Третьи не видят смысла в прикорме ребенка однообразными овощными пюре: в ассортименте их обычно не более трех видов — тыквенные, морковные и яблочные. Кое-кто пропустил даты обязательного посещения поликлиники и остался без рецепта, а пятые просто не могут доехать до одного из 150 пунктов детского питания. Ведь и сейчас далеко не все расположены в шаговой доступности.

— Вероятно те, кто разрабатывал на первый взгляд очень полезный и прогрессивный приказ об обеспечении семей бесплатным детским питанием, рассчитывали, что родители детей с двух лет уже все работают и будут возвраты баночек и детских смесей, — предполагают молодые родители. — Но с кризисом безработных прибавилось, да и цены на детское питание в аптеках подскочили.

Однако с увеличением препятствий на пути к бесплатному питанию, возвраты все равно увеличатся, и именно на эту статистику рассчитывают чиновники, которые желают сэкономить городской бюджет. Молочные кухни не принесут сиюминутной экономической выгоды, просто через какое-то время в столице появятся здоровые налогоплательщики. Но дело в том, что тех же чиновников на местах уже не будет, поэтому они сейчас организуют для населения квесты многошаговой недоступности самых необходимых продуктов и услуг.

Изменения в схеме выдачи детского питания жителям Москвы (по приказу Департамента здравоохранения №546 от 11.06.2014)
До 11.06. 2014После приказа ДЗ от 11.06.2014
ЧАСЫ РАБОТЫ
С 6-30 ДО 10-00С 6-30 ДО 12-00
КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ?
Дети с полугода до двух лет, прикрепленные к детским поликлиникам — вне зависимости от прописки.Дети до трех лет, прописанные в Москве.
Иногородние не получают — ни по месту фактического проживания (не прописаны!), ни по месту прописки (не проживают фактически и не успевают доехать и выписать рецепт)
Дети до полугода, если они на искусственном вскармливанииКормящие мамы с детьми до полугода, если ребенок исключительно на грудном вскармливании
Дети из многодетных семей — до 3 лет.Дети до 7 лет из многодетных семей
Дети инвалиды — до трех летДети-инвалиды — до 18 лет
Дети с хроническими заболеваниями (хронический гломерунефрит, злокачественные новообразования, гемобластозы) до 15 лет
Кто выдает рецепт на детское питание?
Врач педиатр — как в присутствие младенца — с измерением его роста, веса и оценкой физстояния, так и без младенца в некоторых случаяхВрач-педиатр — только в присутствии младенца