Госрегулирование цен на продукты питания, по мнению экспертов, не может заменить системных мер для решения проблемы продовольственной инфляции. Как заявил 19 января корреспонденту ИА REGNUM директор департамента стратегического анализа ФБК, профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев, комментируя слова замглавы правительства РФ Аркадия Дворковича о возможном госрегулировании цен, у государства есть право вводить ограничения в случае, если рост цен на продовольственные товары за месяц превышает 30%.

Николаев считает, что высказывание Дворковича могло быть некой словесной интервенцией: «Скорее всего, это словесная интервенция. Когда власти говорят, что мы будем ограничивать, это пользуется поддержкой населения». Николаев заметил, что опасения Аркадия Дворковича относительно возможного дефицита продуктов питания в случае введения госрегулирования цен обоснованы. Однако, по его мнению, есть и другие способы регулирования продовольственных цен, но это — «тяжелое и муторное занятие» в отличие от административного запрета. «Гораздо проще сказать: „Стоп! Не расти“. Правда, толку от этого мало. Если вы хотите ограничивать цены — не делайте так, чтобы была такая свистопляска с рублем. Когда курс рубля столь стремительно снизился, сдерживать цены тяжело. Развивайте конкуренцию, проводите эффективную политику в области регулирования тарифов естественных монополий. Это все тяжелые задачи, не быстрого действия. Этим надо было заниматься на протяжении нескольких лет», — пояснил экономист.

Доктор экономических наук, профессор, председатель Русского экономического общества им. С. Ф. Шарапова Валентин Катасонов в свою очередь отметил, что системных мер в этом вопросе не избежать: "Нам надо не отдельные устраивать кампании и кавалерийские атаки. Нам нужно планомерно перестраивать всю нашу экономику. Я боюсь, что если все ограничится только попытками административного регулирования цен на продовольствие, наше правительство может потерпеть фиаско. Тут нужен целый комплекс мер. Прежде всего, необходимо сделать так, чтобы у нас было действительно достаточное количество производимого отечественным товаропроизводителем продовольствия. Потому что, если его будет недостаточно, то моментально образуется серый и черный рынок. Хорошо, что об этом заговорили. Но если сказали «А», то надо говорить «Б», «В» и так до буквы «Я».

Доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает госрегулирование цен неэффективным механизмом, в первую очередь потому, что он не задействуется. Кроме того, по его словам, правительство имеет право ограничивать рост цен лишь тогда, когда уже существует гиперинфляция. Он, как и другие экономисты, считает необходимым принятие комплексных мер для борьбы с ростом цен на продукты питания. Во-первых, по мнению эксперта, необходимо бороться с произволом монополий. Во-вторых, нужно ограничить торговую маржу: «Ограничить маржу не отдельного продавца, а в целом всей торговой системы — от производителей и до розничной продажи, потому что иначе это будут бесконечные перепродажи как в 1994 году — по кругу. Дальше нужно, как в Германии предоставить антимонопольной службе право при резких колебаниях цен вначале возвращать их на место, а потом заниматься расследованием, что это было и насколько это было обосновано. При этом, если цена возвращена на место, а торговец перестает продавать товар, то это — уголовная ответственность. Это Германия. Это вполне рыночная экономика, то есть никаких противоречий нет. Кроме того, нужно разрушить монополизм, который у нас сложился в торговой сети, в частности. Нужно обеспечить свободный доступ производителей сельхозпродукции на рынки. У нас сейчас все это забито этническими мафиями. И нужно (как это было в Италии) запретить создание сетевых магазинов везде, где могут существовать обычные», — добавил Делягин.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, замглавы правительства РФ Аркадий Дворкович в ходе встречи с депутатами Государственной думы РФ от «Единой России» 19 января отметил, что Правительство РФ задействовало не все механизмы реагирования на экономическую ситуацию и рост цен на отдельные виды продуктов питания. По его словам, еще не задействован механизм госрегулирования цен.