В Литве разгорается новый скандал вокруг ЛГБТ-сообщества. На этот раз причиной стала смена валюты и переход с евро на литы. Глава ЛГБТ Литвы Владимир Симонко публично предложил использовать купюру в 10 литов, на которой изображены символы литовской мужественности, летчики Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас, которые первыми из литовцев перелетели через Атлантический океан, в качестве сувениров для представителей ЛГБТ из других стран, сообщает сегодня, 21 января, ИА REGNUM.

Симонко утверждал, что изображение Дарюса и Гиренаса на купюрах в 10 литов — это символ не просто мужской дружбы. Такое заявление возмутило некоторых литовских политиков и представителей общественности, а депутат Сейма Литвы от фракции партии «Путь Смелости» Альгирдас Патацкас письменно обратился к Симонко с призывом не превращать символ национальной гордости в посмешище. Симонко сразу же объявил в местных СМИ, что трактует письмо депутата как прямую угрозу его жизни.

Депутат Патацкас сегодня письменно отреагировал на обвинения Симонко. ИА REGNUM полностью перевело заявление депутата:

"Некоторое время назад гражданин Симонко, активист ЛГБТ, объявил о намерении использовать банкноты 10 литов с изображением трансатлантических летчиков Дарюса и Гиренаса в качестве доказательства, что они были геями. Понимая, чем могла кончиться эта провокация, я написал мирное предупреждение, целью которого было предотвратить возможную трагедию, имея в виду, что литовский народ считает благородных мужчин Дарюса и Гиренаса героями, ставит им памятники. Поэтому я считаю своим гражданским долгом предупредить гражданина Симонко: «Остановитесь, это не остроумно — вы играете с огнем. За черную, неприятную, абсолютно неприемлемую провокацию вы можете дождаться не менее черного, неприятного и абсолютно неприемлемого ответа. Я повторяю — абсолютно неприемлемого. Ведь в Литве, как и в каждом христианском крае, не все подставляют левую щеку, много и тех, кто исповедует принцип „око за око“, главного виновника того, что произошло в Париже». И я призвал бороться за свои права, которые обеспечивает демократия, не провокациями, а цивилизованно.

Поэтому моя позиция более чем ясна — я осуждаю не только провокацию, но и возможный ответ на нее актом насилия. Между тем гражданин Симонко, вместо того, чтобы поблагодарить и сделать выводы, обвинил меня в «угрозе убить» и обещает подать в суд. LNK TV и InfoTV, потакая ему, назвали репортаж «Парламентарий угрожает убийством». Трактовать текст предупреждения как угрозу можно, когда из-за недостатка интеллекта нельзя понять текст или когда сознательно искажается суть текста с целью очернить оппонента. Какой вариант верный, пусть решают граждане Литвы.

Общество Литвы может в очередной раз убедиться, как нужна поправка к 170-й ст. Уголовного кодекса, следуя примеру парламента Великобритании, принявшего так называемый закон лорда Уаддингтона, в котором утверждается, что корректное замечание о сексуальных меньшинствах и сексуальном поведении не является преступлением. К сожалению, эту поправку, хотя ее одобрили в Сейме, блокирует правительство. Как мы видим, исходя из этого эпизода, где гражданское и мирное усилие превращается в угрозу, необходимость таких поправок становится все актуальнее".