Преодоление кризисных явлений в динамике российской экономики, ее коренная модернизация, решение задач конкурентоспособности и импортозамещения настоятельно требуют комплексного и системного технического перевооружения не только отдельных предприятий и производств, но и целых отраслей, ускорения темпов обновления основных производственных фондов и внедрения новых технико-технологических и организационно-экономических решений. Острота указанных проблем в решающей степени связана, по мнению помощника президента России А.Белоусова, с тем, что «в российской экономике накопился колоссальный инвестиционный долг. Средний срок службы оборудования в ряде важных отраслей российской промышленности составляет 20 лет. А в реальности эта средняя температура по больнице означает, что российская экономика состоит из двух разных частей. Одна работает на относительно новом оборудовании, другая — на оборудовании в лучшем случае 70-х годов. Общий уровень износа производственного оборудования в России достиг в настоящее время ужасающей величины 80%». Известный российский экономист Г.Ханин в этой связи считает: «Самое опасное: за 20 лет произошло беспрецедентно большее, чем во время Великой Отечественной войны сокращение основных фондов, т.е. материальной базы экономики. Часть этих фондов разрушена и растащена, сдана на металлолом, часть — крайне изношена…» Эти процессы в решающей степени стали следствием падения нормы накопления в ВВП. Иными словами, все мы стали гораздо больше потреблять, а не накапливать, не инвестировать в производство, надеясь на спасительные зарубежные инвестиции. В настоящее время в России норма накопления в структуре ВВП не превышает 20%, тогда как в Китае она составляет 30%, а, например, в Германии и Японии времен проведения в этих странах ускоренной модернизации, она увеличивалась до 40-60%.

Перед страной стоит задача значительно повысить долю накопления в ВВП для того, чтобы в долгосрочной перспективе обеспечить свое экономическое, социальное и политическое могущество, стать надежной опорой большого Русского мира. Экономика, несмотря на всю свою сложность, в своих основах — система достаточно простая. Соотношение между накоплением и потреблением можно описать простой метафорой из учебника физики относительно двух бассейнов, когда из одного бассейна вода выливается, а в другой вливается. Жизненно необходимое для нашей страны повышение доли накопления в ВВП предполагает уменьшение доли потребления. Причем, в текущих конкретных условиях это должно происходить в условиях рецессии, т.е. очень низких, нулевых или даже отрицательных темпов экономической динамики.

В этой связи чрезвычайно важно, что экономическая рецессия, связанная с определенными структурными проблемами российской экономики и усугубленная финансово-экономической агрессией США и их союзников против России, создает не только определенные проблемы как для страны и для отдельных ее граждан, но и открывает новые возможности, которыми необходимо по-хозяйски и полностью воспользоваться. В полной мере это относится к задаче увеличения доли накопления как необходимого и достаточного условия для осуществления комплексного технического перевооружения ключевых отраслей, производств и предприятий.

С 2000 по 2014 г. Россия увеличила ВВП в 1,75 раза и продвинулась с девятнадцатого на восьмое место в мире по его объему. За 2003-2012 гг. реальная зарплата, которая является основной частью совокупного фонда потребления, в экономике выросла на 131,3%. При этом нельзя не отметить, что Россия была единственной развитой экономикой, за исключением Китая, где в нулевые-десятые годы росла реальная заработная плата и доходы населения. Ни в США, ни в Германии, ни в других экономически сильных странах ЕС этого не происходило. Наблюдался и значительный рост производительности труда: по данным ОЭСР, с 1999 по 2013 г. она выросла более чем на 65%. Для сравнения, в США за тот же период ее рост составил менее 30%, в Японии — менее 25%, в Германии — менее 20%. Иными словами, несмотря на заметный рост эффективности производства в целом темпы роста доходов существенно опережали темпы роста производительности труда и эффективности экономики. В результате с начала нынешнего века доля потребления в ВВП возрастала.

Выступая на днях с ежегодным обращением «О положении страны» президент США Б.Обама заявил, что российская «экономика разнесена в пух и прах… И сделано это благодаря умному виду американского лидерства». Из контекста выступления можно сделать вывод, что под «умным видом» Б.Обама понимает прежде всего целенаправленно инспирированный его администрацией и крупнейшими мировыми инвестиционными институтами обвал цен на нефть, о чем впервые в российских СМИ в свое время написало ИА REGNUM. Как это всё чаще бывает в политике, западные руководители описывают не реальность, а виртуальность. Российская экономика не без определенных проблем, но устойчиво функционирует. Да и с воздействием падения цен на нефть на перспективы российской экономики всё не так просто, как это может показаться на первый взгляд.

Понятно, что с падением цен на нефть не мог не снизиться примерно в пропорциональной степени и курс рубля по отношению к доллару и евро. Соответственно, растет инфляция, и снижаются реальные зарплаты и доходы населения. Причем есть все основания полагать, что это будет происходить не только в наступившем году, но и, возможно, в более длительной перспективе. Несомненно, снижение реальных доходов не радует их получателей, тем более в условиях коммерциализации немалой части ранее бесплатных услуг. Однако у каждого экономического процесса есть не только негативная, но и позитивная сторона. В этой связи если правильно подойти к делу, то вполне можно вслед за героями фильма «Айболит-66» повторить: «Это очень хорошо, что пока нам плохо».

Снижение реальных доходов с учетом нынешней российской ситуации является обязательным условием повышения нормы накопления. Без повышения нормы накопления невозможно перейти к реальному изменению структуры экономики, ее модернизации, снятию страны с нефтегазовой иглы. Подчас так называемые либеральные экономисты говорят, что все упирается в несовершенные российские институты, недостаток демократии. Однако пример Китая, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и т.п. показывает, что главное — это не уровень абстрактной политической демократии, а поддержка инициативы, воля, дисциплина и беспощадная борьба с коррупцией. Для того чтобы проводить модернизацию, необходимы средства или накопления. Поэтому если страна хочет перестать зависеть от мировой нефтегазовой конъюнктуры, всем придется на ближайшее время «затянуть пояса».

Касаясь очень острого вопроса «затягивания поясов», хотела бы обратить внимание на позицию Патриарха Кирилла, которую он в последние месяцы неоднократно высказывал в своих выступлениях. Он постоянно употреблял термин «солидаризм» и указывал, что испытания, которые выпали на долю нашей страны, должен переносить не только его народ, но и элита, не только бедные и средние слои населения, но и богатые и сверхбогатые. Причем для последних эти испытания отнюдь не должны касаться только ограничений поездок в привычные им зарубежные страны.

Надо прямо сказать, что Россия является одной из стран с самым высоким уровнем имущественного неравенства. Наиболее известный его показатель — это индекс концентрации доходов. Он показывает, во сколько раз доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного. В наиболее развитых странах ЕС этот коэффициент ниже 0,3, а его среднее значение для всех стран ОЭСР равно 0,313. Россия по этому показателю (0,4 в 2013 году) ближе не к Европе, а к США (0,45) Китаю (0,47) и Мексике (0,48). Еще выше неравенство по активам. По данным доклада Global Wealth — 2014 Банка SuisseCredit, на долю самых богатых 1% россиян приходится более двух третей всех личных активов в России. Россия вместе с США, Гонконгом, Индией и Бразилией входит в число стран с наиболее неравномерным распределением богатства.

В этой связи представляется, что введенный в этом году новый порядок налогообложения недвижимости является лишь первым шагом в ужесточении налогового режима для богатых. При этом, как отметил президент России В.Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием, налоги на бизнес увеличиваться не будут. Иными словами, в случае, если доходы будут направляться в инвестиции и накопление, то усиления налогового бремени не произойдет. Можно также высказать предположение, что в нынешней экономической ситуации, требующей изыскания значительных объемов финансовых ресурсов на инвестиции, неизбежно придется задуматься и о скорейшем отказе от плоской шкалы налога на личные доходы и переходе к прогрессивному налогообложению. Сегодня Россия, по сути, является единственной крупной страной, где действует плоская шкала налогов на доходы физических лиц.

Усиление налогообложения доходов и имущества является вторым важнейшим необходимым условием резкого повышения доли накопления и ресурсов на модернизацию российской экономики.

О третьем необходимом, а в перспективе, возможно, ключевом условии изыскания потребных на инвестиции ресурсов, сказал В.Путин все в том же выступлении перед Федеральным Собранием. Президент выдвинул инициативу проведения амнистии для тех капиталов, которые были вывезены за рубеж и вернутся в Россию. Это просто колоссальные суммы. Так, по данным наиболее авторитетной, публикующей достоверные сведения, международной организации Global Financial Integrity, только за 2002-2012 гг. из России было незаконно вывезено 974 млрд долларов. Это почти в 2,5 раза больше золотовалютных резервов России. К тому же, по оценкам специалистов, еще большие объемы средств были вывезены в конце 80-х — 90-е годы прошлого века.

В этой связи при разработке закона об амнистии представляется справедливым жестко ограничить срок перевода средств из-за рубежа в российские банки, в течение которого к ним будут применяться нормы безусловной амнистии. Данное положение представляется важным в связи с тем, что в стране разработаны программно-информационные и методические комплексы, позволяющие на имеющейся информационной базе отследить незаконные финансовые транзакции не только в режиме реального времени, но и за прошлый, достаточно длительный период. Иными словами, предоставляя амнистию, государство должно показать владельцам средств за рубежом, что в противном случае они могут быть просто найдены и реквизированы в пользу государства.

В заключение можно сделать вывод, что в России имеются необходимые внутренние ресурсы для того, чтобы справиться с последствиями экономической агрессии против страны, с честью выйти из испытания кризисом и осуществить модернизацию экономики. Мобилизация ресурсов на эти цели должна стать делом поистине всенародным, причем каждая имущественная группа должна внести свой вклад пропорционально возможностям и степени своей ответственности за ситуацию в стране.