Визит на Украину премьер-министра Польши Евы Копач, которая провела в Киеве переговоры со своим украинским коллегой Арсением Яценюком, заставил задаться вопросом — в каком качестве там была глава польского кабинета министров? Начиная со старта активной фазы осуществления государственного переворота на Украине (ноябрь 2013 года), Варшава старалась подчеркнуть, что она присутствует в Киеве не сама по себе, а как член более широкого регионального объединения. Во-первых, Европейского союза, во-вторых, «Восточного партнерства», в-третьих, правда, реже — Вышеградского партнерства. Такая самопрезентация давала польским чиновникам возможность скрывать национальные геополитические интересы, маскировать их под «общие европейские ценности». Собственно, и сейчас заместитель министра иностранных дел Польши Рафал Тшасковский заявил, что переговоры Копач и Яценюка будут, в частности, касаться «европейских проблем» Киева в контексте саммита «Восточного партнерства» в мае этого года в Риге.

Однако подобная интерпретация выглядит неубедительной. Единственный международный формат по разрешению «проблем» на Украине, который в настоящее время действует и в рамках которого предпринимаются попытки их разрешить, — это «нормандская четверка», помимо самого украинского государства включающая Германию, Россию и Францию. Варшавы там нет, что периодически вызывает чесотку у польских политиков, считающих, что взрослые отправили их в детскую комнату, отодвинув от настоящих переговоров. Рассчитывать на Вышеградское партнерство также не приходится. Братислава, Будапешт и Прага давно дали понять, что они не намерены таскать каштаны из разожженного Варшавой «антироссийского огня». Поэтому в польской политологической среде рождаются альтернативные проекты по типу предложения исполнительного директора польско-украинского фонда PAUCI Яна Пекло собрать за столом переговоров как соседей Украины — Румынию и Польшу, так и США. Но Бухарест поглощен делами соседней Молдавии, а Вашингтон удовлетворился тем, что «разорвал российскую экономику в клочья». Так что, судя по всему, до майского саммита «Восточного партнерства» в Риге, участником которого является Польша, варшавскому политикуму придется действовать на Украине в одиночестве.

Вот почему визит премьера Копач в Киев не принес каких-либо сенсаций. При этом украинская сторона расставила акценты на текущих экономических выгодах от подписанных договоренностей. В сообщениях департамента информации кабинета министров Украины говорится о выделении со стороны Варшавы кредита в 100 млн евро сроком на 10 лет и начале технических консультаций по модернизации ТЭС для использования других марок угля. Речь в том числе о польском угле. По словам Яценюка, на модернизацию украинских тепловых энергетических станций как раз и может быть частично направлен кредит, который предлагает правительство Польши. Не исключено, что в итоге эти деньги вообще не пересекут украинскую границу. Также стороны заключили соглашение о строительстве газопровода мощностью около 10 млрд кубометров газа. Причем речь идет не о реверсе, «а о доступе к газу на СПГ-терминалах, которые уже построены в Клайпеде и Польше», и о «доступе Украины к немецкому газовому рынку как одному из наиболее объемных и эффективных рынков Евросоюза». Технико-экономическое обоснование проекта должно закончиться в первой половине текущего года. Польская пресса сосредоточилась на иных проблемах. Главной темой она объявила «поддержку и активизацию реформ на Украине». Как писала Gazeta Wyborcza, в неофициальных беседах участники польской делегации отмечали, что темпы изменений являются недостаточными. Между тем именно ускорением реформ ЕС обусловливает дальнейшую финансовую помощь Киеву. Украинские власти, по словам собеседников издания, «полны решимости», соответствующие законы проходят через Верховную раду, но проблема возникает на уровне администрирования. И не только это.

Киев должен придерживаться логики заключенного им с Евросоюзом Соглашения об ассоциации. Австрийский политолог, доцент венского Университета экономики и делового администрирования Йоахим Беккер обращает внимание на то, что Соглашение об ассоциации в его нынешнем виде дает пользу только одному сектору украинской экономики — агропромышленному комплексу и связанной с ним пищевой промышленности. Наиболее известный олигарх, контролирующий данный сектор, это украинский президент Петр Порошенко. Рассчитывать на то, что реформы приведут к большей прозрачности и законности, оснований мало. Беккер вспоминает в этой связи опыт балканских стран и аналогичные Соглашения, подписанные Македонией, Черногорией, Боснией, Сербией. Единственной страной, которая выиграла, оказалась Словения. Она самостоятельно контролировала процесс приватизации, создала свой собственный класс капиталистов, сформированный в основном вокруг промышленного сектора. Во всех остальных государствах реализация под давлением Брюсселя неолиберальной политики привела лишь к усилению ориентированных на политические силы олигархов.

В Швейцарии в эти дни проходит Всемирный экономический форум. Главенствующее внимание в Давосе, рассказывает телеканал Еuronews, будет отведено не столько экономическому, сколько геополитическому кризису. Первое место в повестке дня — вопрос о возрастающих рисках международных конфликтов и их возможных последствиях для глобальной экономики, угрозах серьезного обострения отношений между мировыми державами. В такое время каждый начинает играть сам за себя. Украина уже столкнулась с этим, Польша на очереди. Польская радиостанция RMF FM сообщает, что в Варшаве с «большим недоумением» восприняли согласие Брюсселя на то, чтобы страны Евросоюза индивидуально определяли с Москвой условия отмены запретов на поставки товаров. Представители ветеринарных служб говорят, что подобное «может означать смещение нас с рынка свинины в ЕС», иначе говоря, для польских производителей будет закрыт не только российский, но и европейский рынок. Однако на фоне надвигающихся «политических бурь» Варшава и Киев продолжают строить «воздушные замки», разрабатывая совместные среднесрочные проекты, под которыми уже через несколько месяцев, возможно, не останется никакого намека на фундамент.