Информационно-виртуальные войны давно стали неизменными спутниками глобальных финансово-экономических потрясений и столкновений последних десятилетий. В этом плане можно предположить, что недавний валютно-финансовый кризис в России разразился не без информационно-финансового вмешательства извне — акция была призвана дестабилизировать обстановку в стране, создать предпосылки для свержения нынешнего российского режима.

Эпоха информационных войн

Мир давно уже вступил в информационную эпоху, поэтому информационный фактор превратился в геополитический феномен, а современное информационное оружие по своей эффективности нередко превосходит многие образцы летальных средств уничтожения. В настоящее время информационная среда — это всепроникающая, всеобъемлющая, тотальная субстанция, своего рода спрут, охватывающий все стороны жизнедеятельности абсолютного большинства человечества. Здесь крутятся огромные финансовые средства и потоки, которыми наряду с информационными нитями охвачены ведущие отрасли мировой экономики. Даже финансы, в частности нефтедоллары, по сути, являются информационным продуктом, распространяющимся по всему миру, диктующим государствам и народам правила поведения и мышления.

Информация остается самым эффективным средством дестабилизации обстановки, экономического ослабления отдельных государств, устранения неугодных режимов, переформатирования властных структур. Сегодня уже общепризнано, что против России фактически ведется необъявленная информационная война, которая остается главным инструментом продолжающейся холодной войны. Совсем недавно в ходе своего ежегодного выступления «О положении страны» перед Конгрессом США президент страны Барак Обама заявил, что Россия оказалась в международной изоляции, а ее экономика «разнесена в пух и прах».

Информационно-финансовый удар по России

Можно по разному относиться к словам американского президента, но одно очевидно — валютно-финансовый кризис в России разразился не без информационно-финансового вмешательства извне. По оценкам специалистов, была проведена классическая финансово-информационная операция, скоординированная по месту и времени, целям и задачам, формам и методам, содержанию. Не случайно панические настроения в обществе, также повлиявшие на падение курса рубля, составляют до 50% от общего уровня потерь.

Уже само по себе появление большого количества новостных сообщений о колебаниях и падении рубля способно вызвать массовый ажиотаж и психоз, что и происходило на наших глазах. Добавьте сюда СМИ и отдельных журналистов, которые целенаправленно разжигали панические настроения. В отсутствие компетентных спикеров и ньюсмейкеров от власти и ответственных общественных сил информационный бал в России в конце 2014 года правили либо непрофессионалы в финансово-экономической сфере, либо непримиримые оппоненты властей, либо агенты влияния, а скорее всего, и те, и другие, и третьи.

Кроме того, немаловажно понимать, что большая часть российских СМИ находится в частных руках, в том числе в иностранном управлении. Многие из наших олигархов, владеющих СМИ, самым тесным образом связаны с Западом. Именно там, в западных городах и весях, их капиталы, недвижимость, там отдыхают и живут их семьи, учатся дети и т. д. Между тем, как известно, кто «платит», тот и заказывает «информационную музыку». Поэтому не приходится удивляться, когда некоторые российские СМИ в своей враждебности и неприятии российских властей иногда способны переплюнуть своих зарубежных коллег. Акция была призвана дестабилизировать обстановку в стране, создать предпосылки для свержения нынешнего российского режима. Конечно, не все удалось, как задумывалось, как это имело место не раз за последние несколько десятилетий в международной истории, включая известные события по разрушению СССР. Тем не менее России был нанесен чувствительный удар, от которого будет совсем не просто оправиться.

Все это не значит, что не было объективных причин падения курса рубля. Сырьевая порочность российской экономики, системные ошибки и просчеты правительственных решений, коррупционная среда и полуколониальный статус страны преследуют Россию со времени распада СССР, создают предпосылки для вызревания перманентных кризисов, продолжают оказывать негативное влияние на социально-экономическую обстановку, препятствуют полноценному возрождению государства и общества. Кстати сказать, такого рода пагубные условия возникли и существуют до сих пор не без влияния извне, и прежде всего в информационной сфере.

IT — технология будущего

Информационная сфера — это не только большая политика, экономика и т. п., но и высокорентабельный инновационный бизнес. Судя по тому, как стремительно развивается Всемирная паутина, можно судить о перспективах IT-отрасли, которая является одним из основных направлений нового, шестого технологического уклада, который уже идет на смену уходящему пятому. Роль информационного фактора будет усиливаться еще и потому, что лидеры пятого технологического уклада (США, Великобритания, ЕС), стремящиеся сохранить свои лидирующие позиции в новом, шестом технологическом укладе (био-, нано-, когно-, инфо — и др.), делают все возможное, чтобы как можно дольше, продлив гегемонию нефтедолларовой экономики, сдержать своих конкурентов из числа других стран, и прежде всего стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Поэтому повсеместно провоцируются конфликты, «цветные революции», войны, голод, эпидемии и т. п.

Управляемый хаос, провоцируемый, прежде всего, в информационно-виртуальной среде, способен если не остановить, то затормозить развитие конкурирующих экономик, привести к смене власти неугодных режимов, ускорить процессы сокращения народонаселения планеты. Заглавная роль в этих процессах принадлежит современному информационному оружию. Поэтому мир в обозримом будущем не останется без жарких информационных баталий в сфере политики, экономики, культуры, бизнеса и т. д., не обойдут они стороной и Россию.

Такой сценарий представляет особую опасность для судеб мира, и прежде всего континента Евразии, и в частности России, которая в силу своего географического положения, сырьевого и демографического интеллектуального потенциала оказывается в эпицентре глобальных противоречий, а российская цивилизация отнесена к числу «лишних народов», подлежащих радикальному сокращению. Как и в отношении других стран, главным средством сдерживания возрождающейся России, разжигания межнациональных, межконфессиональных и других противоречий внутри страны, подрыва социально-экономической стабильности избрано информационное оружие.

И если в западных сообществах и других странах давно уже создан механизм координации СМИ и реализации общей информационной стратегии, особенно в кризисных ситуациях, то в России до сих пор этот вопрос не решен. Нынешнее «ручное управление» СМИ из разных «башен Кремля», как правило, не срабатывает, когда страна подвергается массированной атаке извне. Кроме того, надо иметь в виду, что наибольший эффект приносит упреждение информационных вызовов, а не защита от них, реагирование на отдельные поводы.

Поэтому на повестке дня в России остается вопрос формирования целостной системы обеспечения информационной безопасности, эффективной информационной вертикали управления государством и обществом, механизма учета интересов граждан в информационной политике государства. Решить эту задачу невозможно без формулирования государственной идеологии, отвечающей коренным интересам демографического большинства страны, обеспечивающей его выживание в эпоху глобальных вызовов и угроз, устремленной в новое технологическое будущее, призванной обеспечить России ведущие позиции в мире.