Официальный обменный курс национальной валюты Грузии — лари, который несколько стабилизировался к концу декабря прошлого года, уже в первой декаде января 2015 года возобновил падение. По данным Нацбанка Грузии, в течение первых пяти дней января обменный курс лари по отношению к доллару США держался на отметке 1,8821 лари за $1, 6 января он несколько повысился, до 1,8780 — $1, а с 7 января начал постепенно понижаться, и на 23 января был установлен официальный обменный курс 1,9847 лари за 1 доллар. Между тем в частных пунктах обмена валюты и в коммерческих банках купить один доллар уже несколько дней можно за 2 и более лари.

Часть грузинских экспертов считает, что причиной таких процессов является неправильная экономическая и финансовая политика правительства Грузии. Другие эксперты видят одну из причин в руководстве Национального банка Грузии, президент которого является представителей бывших властей — сторонником «Единого национального движения».

Так, эксперт Роман Гоциридзе уверен, что основание для обесценивания лари в декабре прошлого года заложили бюджетные расходы. «Денежная масса разом увеличилась на 450 миллионов лари. Постепенно произошла конвертация этих денег в доллары, нужно было это для импорта или нет. Сегодняшнее резкое обесценивание лари больше похоже на „подражание“. Напуганные закупают доллары. А ведь это не нужно. Денежная масса уже пришла в норму. Наверное, на этом процесс коррекции должен закончиться, если в дело не включится ажиотаж», — заявляет эксперт. Фундаментальной причиной процессов с грузинским лари он считает именно ложную политику правительства Грузии в сфере экономики. А утверждения о влиянии на обесценивание лари сокращения денежных переводов из-за рубежа, в частности из России, Гоциридзе называет очередным мифом.

Иного мнения придерживается эксперт Сосо Цискаришвили. По его мнению, с курсом грузинского лари ничего особенного не происходит, если сравнить с теми процессами, которые происходят с российским рублем. Курс лари же в сравнении с долларом США за декабрь-январь понизился не вдвое и не втрое, а на 1/8 часть от прежнего курса, хотя для банковского дела и такое падение курса — не «мелочь».

Что касается факторов, влияющих на курс национальной валюты Грузии, их, по оценке Сосо Цискаришвили, несколько. Это и обесценивание российской валюты — рубля, и укрепление курса американского доллара на «международном фронте». Вместе с внешними факторами эксперт не исключает и влияние неэффективной деятельности Национального банка Грузии, в которой усматривается политическая составляющая, так как этим институтом руководит, по определению эксперта, «один из ярких представителей бывших властей — Единого национального движения» Георгий Кадагидзе.

«Не главный, но вполне достаточный для сплетен фактор — тот факт, что президентом Национального банка остается один из ярких представителей Национального движения, политической силы, которая формально ушла, отошла от власти в стране, но в действительности множество фактов свидетельствует о противоположном. И недаром тема обесценивания лари стала активной для нынешних представителей Национального движения в парламенте Грузии», — пояснил Сосо Цискаришвили.

Определенную долю ответственности за происходящие с лари процессы эксперт возлагает и на правительство Грузии, которая должна была и могла заранее предусмотреть и предупредить все факторы, кроме международных.