В центральной мечети Махачкалы после пятничной молитвы состоялось чтение мавлида против карикатур пророка Мухаммада, передает 23 января корреспондент ИА REGNUM. На мероприятии присутствовал глава республики Рамазан Абдулатипов, по инициативе которого и был проведен мавлид.

Выступая перед собравшимися, численность которых составила около 20 тысяч человек, глава Дагестана, отметив, что карикатуры на пророка Мухаммада — это одно из проявлений провокаций против мусульман, которые происходят на Западе, сказал: «Мы ни в коей мере не оправдываем действия террористов, стрелявших в журналистов. Но в то же время нельзя задевать чувства верующих и провоцировать террористов на такие действия. Я допускаю, что провокации были преднамеренны, с целью вызвать такую реакцию. Нам нельзя идти на поводу у радикалов и религиозных фанатиков, нельзя уподобляться им и стрелять. Но вместе с тем мы должны показать свое отношение к этим кощунственным действиям».

Муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев также высказался о том, что мусульмане республики выступают против террора и против задевания чувств верующих любой религии.

Напомним, как уже отмечало ИА REGNUM, дагестанская общественность по-разному восприняла идею проведения мавлида вместо митинга. Ранее другие республики Северного Кавказа, в частности, Чечня и Ингушетия, провели митинги против распространения карикатур на пророка Мухаммада. Как считает журналист дагестанской газеты «Миллат» Ашахан Юсупов, идея проведения мавлида вместо митинга принадлежит Духовному управлению мусульман Дагестана, и уже потом поддержана главой республики Рамазаном Абдулатиповым.

«Дело в том, что изначально о проведении митинга заявила салафитская часть общества. Но идея не получила поддержки у властей, да и вряд ли они получили бы санкцию на проведение митинга. Но позже официальные власти перехватили идею и решили провести мавлид. Как известно, мавлид — это собрание мусульман с целью восхваления пророка. В принципе сама идея полностью подходит под поставленные цели и задачи митинга. Но тут республиканские власти и официальное духовенство проявили гибкость и провели такое мероприятие, от которого удалось отколоть салафитскую часть верующих, среди которых достаточно большое количество радикально настроенных, а возможно и всяких провокаторов», — отметил журналист.

Как отметил журналист еженедельника «Новое дело» Идрис Юсупов, создается впечатление, что данное мероприятие было организовано не столько для того, чтобы послужить «толчком к более тщательному изучению жизни пророка Мухаммада», как заявлял ранее муфтий Абдулаев в своем обращении, а для того чтобы дать возможность сделать очередные заявления главе Дагестана, отчитаться о проведенном мероприятии и не остаться в стороне от акций, проведенных в соседних республиках.

«О проведении общедагестанского мавлида 23 января как „достойного ответа на провокационные попытки деструктивных сил очернить ислам и его святыни“ было заявлено главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. При этом было подчеркнуто, что мероприятие будет проходить „по согласованию с муфтием Ахмад-хаджи Абдулаевым“. Представляется, что мавлид был бы проведен в любом случае и без заявления Абдулатипова, как его ежегодно обычно проводит ДУМД (к примеру, в 2014 году мавлид прошел 13 января). В этот раз формат мавлида был изменен — и он был проведен сразу после общей пятничной молитвы, когда люди, пришедшие на нее, еще не разошлись. Этим и объясняется большее количество людей, чем обычно при проведении мавлидов, когда для участия в них приглашаются все желающие», — отметил Юсупов.

Ранее ИА REGNUM отмечало, что часть дагестанского религиозного сообщества воспринимает мавлид как разъединияющий фактор, поскольку мавлид не всеми мусульманами Дагестана признается как дозволенное действие. Мнение это было высказано журналистом еженедельника «Черновик» Магомедом Магомедовым.

«В принципе, для того чтобы показать свою четкую позицию в вопросе карикатур, было бы достаточным, если бы в эфире республиканского телевидения прозвучало совместное заявление руководства республики и исламских лидеров Дагестана, четко разъясняющее их позицию в этом вопросе. Странно, что наше духовенство и светские власти не пошли путем соседей: ингушей и чеченцев, — и не провели соответствующий митинг в республике. Это было бы хорошим способом массового духовного сплочения народа. Но вместо этого многие были командированы в Грозный поддержать соседей», — сказал Магомедов.