Действия Китая по развитию связей со странами Латинской Америки, которые считаются «задним двором США», во многом вызваны стремлением Белого Дома усилить свои позиции в Мьянме. Об этом пишет одна из крупнейших газет Индии «The Hindu» со ссылкой на сайт зарубежных китайцев «Duowei». Газета отмечает, что конкуренция за эту страну между двумя гигантами достигла пика в преддверии намеченных на октябрь 2015 года всеобщих выборов в Мьянме.

С 11 по 15 января в Мьянме прошли переговоры с американской делегацией, на которых формально обсуждались вопросы, связанные с соблюдением в стране прав человека. Тем не менее, обращает на себя внимание, что вместе с делегацией кроме «профильного» переговорщика, помощника Госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Тома Малиновски, в эту страну прибыли два высокопоставленных гостя, представляющих Тихоокеанское командование США — генерал-лейтенант Энтони Кратчфилд и заместитель помощника министра обороны по Восточной Азии Дэвид Ф. Хэлви. Генерал Кратчфилд также посетил Мьитчину, столицу мьянманского штата Качин, где в настоящее время мьянманские правительственные войска ведут бои с сепаратистами.

Любое ухудшение ситуации в штате Качин, помимо сокращения поставок в Китай нефрита, тика и драгоценных камней, приведет к масштабному потоку беженцев в соседнюю с Мьянмой китайскую провинцию Юньнань (где живут родственные качинам народности), что чревато нестабильностью и возникновением социальных проблем. А именно эта китайская провинция — одна из отправных точек «Морского шелкового пути XXI века», инициированного китайским руководителем Си Цзиньпином. По мнению аналитиков, именно китайская провинция Юньнань и есть «конечная цель американского проникновения в Мьянму».

Напряженность в этом регионе приведет к потере Китаем целого звена в крупных китайских проектах — «Экономическом поясе Шелкового пути» и «Морском шелковом пути XXI века» — призванных сыграть существенную роль в обеспечении взаимосвязи экономик Европы и Азии с ролью Китая в качестве логистического центра.

Китай уже подписал соглашение с Мьянмой о строительстве железной дороги из расположенного на побережье Бенгальского залива порта Чаукпхью в провинцию Юньнань. Но реализация этого проекта, который поможет Китаю избежать необходимости доставлять грузы через Малаккский пролив, в водах которого доминируют США, сталкивается с серьезными трудностями. Эти трудности только возрастут, если в результате выборов в Нейпьидо появится проамериканское правительство.

Порт Чаукпхью — это еще и место, откуда начинаются китайские трубопроводы, доставляющие нефть и газ в Китай. По мнению аналитиков, Китай уже сейчас опасается массовых протестов со стороны местного населения против этих проектов, которые могут приобрести масштабный характер, если к власти в стране придут недружественные ему силы, заключает «The Hindu».