Из предложенных федеральным законодательством двух систем избрания глав районов и городов Приморский край пошел по пути отказа от прямых всенародных выборов мэров. В регионе введен институт сити-менеджеров. Политологи уверены, что зарубежный успешный опыт профессионального управления городами будет очень сложно реализовать в российских реалиях. Двуглавая система столкнется с дефицитом профессиональных кадров в Приморье, может привести к конфликту властей и коррупции. Последствия поставят под угрозу реализацию важных социально-экономических проектов, в том числе, создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР). Об этом корреспонденту ИА REGNUM во вторник, 27 января в интервью заявили ведущие политологи Приморья.

Законодательное Собрание Приморского края определилось с системой избрания глав муниципальных районов и городских округов на территории Приморья еще в ноябре 2014 года. В настоящее время районные власти приводят местные уставы в соответствие с краевым законодательством. Наибольший общественный резонанс вызвало внесение изменений в устав Владивостока, которыми предусмотрено, что глава краевой столицы избирается из числа депутатов гордумы тайным голосованием на срок полномочий думы и исполняет обязанности председателя думы. Администрацией города руководит глава администрации, назначаемый на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.

Успешная за рубежом практика профессионального управления городами, в Приморье может столкнуться с целым рядом проблем. Заведующий кафедрой журналистики и издательского бизнеса ДВФУ, кандидат политических наук, доцент Виктор Бурлаков уверен, что в первую очередь приморские власти ощутят острый дефицит профессиональных сити-менеджеров.

«Опыт Западной Европы и Северной Америки показывает положительные результаты работы института сити-менеджеров. Это профессионально подготовленные люди для управления городским хозяйством, не связанные политическими обещаниями. Это хороший, эффективный управленец, с которого всегда можно спросить, так как он работает по контракту. В России есть определенные подводные камни, с которыми мы непременно столкнемся. Во-первых, это дефицит компетентных людей, из которых можно выбирать сити-менеджера: скамейка запасных не большая, профессионалов мало. Безусловно, у нас основную роль будут играть политические составляющие кандидатов, а это отразится на профессиональной компетенции сити-менеджера. Скорее всего, во Владивостоке это не будет в полной мере профессионал, это будет, вероятнее всего, некая компромиссная фигура», — уверен политолог.

Таким образом, искоренить из процесса управления городами политическую составляющую не удастся. Помимо этого, на местах, с введением двуглавой системы управления не исключены конфликты между сити-менеджером и главой территории. По мнению Виктора Бурлакова, коррупции в новой системе также не избежать.

«Неизбежен конфликт сити-менеджера с избранным мэром. Мэр, несмотря ни на что, будет считать себя хозяином, так как он избран, ему нужно бороться за избирателей и демонстрировать свою политическую активность. Иного выхода, как биться за финансовые потоки, наши политики не знают. От коррупции тоже никуда не деться. Я не говорю, что сити-менеджер придет и обязательно будет воровать. Набор законов на сегодняшний день таков, что управляющий городом всегда ходит по краю пропасти — есть масса спорных моментов, которые в зависимости от обстоятельств можно признать как законными, так и не законными. Вопрос в том, как к этому отнесется глава территории», — подчеркнул Виктор Бурлаков.

Политолог уверен, что все нюансы взаимоотношений сити-менеджера и главы района необходимо предусмотреть в местных уставах, а профессиональных управленцев надо начинать готовить заранее.

«Если мы хотим демократии в чистом виде, то нужно оставлять систему прямых выборов мэра. Если мы хотим порядка в городе, чтобы вывозился вовремя мусор, не было перебоев в вопросах жизнеобеспечения, то нужно политиков отстранить от этого и дать возможность вывозить мусор тем, кто это умеет делать», — добавил Виктор Бурлаков.

Другой известный приморский политолог заявляет, что введение в Приморье института сити-менеджеров существенная ошибка действующей власти. Директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас утверждает, что двуглавая система не приживется в регионе.

«В целом, по стране регионы привели свои законодательства в соответствие с федеральным еще в прошлом году. На Дальнем Востоке некоторые территории оставили у себя систему избираемости глав. Введение двуглавой системы на территории Приморского края — это одна из существенных ошибок губернатора Владимира Миклушевского. В Амурской области губернатор ввел систему сити-менеджеров несколько лет назад, поняв ошибки, ее отменили и вернулись к прямым выборам мэров. Аналогичная ситуация произошла и на Сахалине. Приморским властям кажется, что они смогут этот процесс контролировать. Но это возможно лишь, когда достигнута согласованность действий между властью, бизнесом и общественностью. В Приморье крайне редко удается достигнуть такой согласованности», — уверен Петр Ханас.

Подобная несогласованность, по мнению политолога, приведет к дестабилизации ситуации на местах и не позволит воплотить амбициозные социально-экономические проекты. Так, Петр Ханас уверен, что реализация ТОРа в порту Зарубино столкнется с проблемой двуглавой системы управления, разобщенностью бизнеса и общественности.

«На местах необходимо реализовывать социально-экономические планы, а без включенности населения и бизнеса в эти планы ничего не получится. Например, как только мы упираемся в реализацию на территории конкретного социально-экономического проекта, возникают проблемы. Допустим, тот же ТОР — Миклушевский видит одним из перспективных ТОР в Зарубино. Но ситуация такова, что глава района давит на главу поселения, в итоге полный развал системы управления и отсутствие доверия со стороны населения. Таким образом, многомиллиардный проект на маленькой территории, с точки зрения социальных процессов, реализовать крайне тяжело», — добавил политолог.

Изменения Устава Владивостока уже прошли процедуру первого и второго чтения в городской думе, а также публичные слушания. Негативно на вносимые поправки реагируют только депутаты от КПРФ. Как сообщало ИА REGNUM, в Устав столицы Приморья вносятся не только поправки изменяющие процедуру избрания главы. Также изменениями предусмотрены дополнительные гарантии депутатам — народным избранникам, работающим на постоянной основе, будут оплачивать обучение в вузах.