Известный кубинский публицист Сесар Гомес Чакон прокомментировал специально для ИА REGNUM внешнеполитические инициативы США, направленные на сближение с Кубой, и возможные последствия этого процесса:

«Начнем с того, что в течение более чем пятидесяти лет Куба не имела отношений с США. Инициатором разрыва дипломатических отношений выступил официальный Вашингтон. Причем дело не только в том, что Куба выбрала социалистический путь развития. Фиделя Кастро в 1959 году официально пригласили посетить США. И тогда Никсон так прокомментировал негативную реакцию кубинского лидера: „С этим Фиделем у нас так просто, как с другими главами Кубы, до него, не получится“. США, чтобы подчинить Кубу, сразу после Революции прибегли к удушению экономики, терактам. В 1961-м мы были атакованы, и это вторжение на Кубу в Заливе Свиней фактически было нападением США. Вся военная техника, финансирование операции было американским. Кубинскими были только наемники. Но ведь мы всего лишь за два дня до вторжения объявили, что Куба будет строить социализм! Значит, причина американской агрессии была не в социалистическом выборе. А в том, что Куба проявила самостоятельность.

В последние годы начались движения, были подписаны некоторые договоренности между Гаваной и Вашингтоном. США начали поставки продуктов питания на Кубу, но скудные и по очень высоким ценам! Про отмену блокады и снятие эмбарго вообще речи не велось. 17 декабря — день телефонных переговоров между Бараком Обамой и Раулем Кастро — стал настоящим сюрпризом для всех кубинцев. Хотя до этого шел переговорный процесс, как потом выяснилось, но это были, наверное, самые секретные переговоры за всю историю мира. Нам объявили, что будет важное заявление Рауля Кастро в тот день. Все мы думали, что эти новости связаны с освобождением из тюрем США трех борцов с терроризмом из легендарной кубинской Пятерки героев. Никто не знал, что велись какие-то переговоры о восстановлении дипотношений между США и Кубой! Огромный сюрприз.

Но ведь если ты чего-то не ожидаешь — ты не готов к такому развороту событий. Были те на Кубе, кто обрадовался: „Вот сейчас все будет, исчезнет дефицит! Будем покупать у США продукты, машины“. Это было первая реакция. Одновременно была и другая: „И что у нас будет с этими американцами? Что у нас с ними может быть?“ Революции всего 56 лет! Старшее поколение хорошо знало, что такое американцы. Как они по-хамски вели себя на Кубе! Кинофильмы, созданные в США, не были запрещены у нас никогда. Фильм, показанный вчера в Нью-Йорке, сегодня можно было смотреть в Гаване. Куба создателям и прокатчикам этих фильмов, американцам, ничего не платила. Раз они нас блокировали, мы у них бесплатно брали для демонстрации в кинотеатрах и по телевидению фильмы, не спрашивая их разрешения. А потому среднему и молодому поколению кубинцев культура американцев, все язвы их обществ понятны. Каждый год на Кубе проводится панамериканский кинофестиваль, и свою продукцию привозят и США. Так что представление об американском образе жизни, о том, как он отличен от наших ценностей, у кубинцев есть. Даже у тех, кто не жил при капитализме.

Как будут дальше развиваться отношения между Кубой и США? Мое личное мнение таково — Че Гевара когда-то сказал: „Американцев нельзя пускать даже на вот такой маленький кусочек пальца“. Согласен, что много их пускать нельзя. Они тут себя вели как хозяева до Революции. Мы будем требовать уважения к Кубе. В 50-х годах два американских военных моряка в гаванском порту, прямо у памятника национальному герою Кубы Хосе Марти, демонстративно мочились. Этого никто не забыл. И нам это не надо! С другой стороны, при выгодных условиях торговли между США и Кубой — экономика нашей страны будет улучшаться. Однако Барак Обама сам не может прекратить блокаду. Это закон, и президент США не в силах его отменить. Он может только принять меры для ослабления блокады. Но не отменить.

Что касается Кубы, то ни народ, ни правительство не были готовы к такому развороту событий. И первая эйфория уже прошла. Люди начинают думать, как это все пойдет, как дальше будет идти процесс. Никакого праздника на наших улицах по поводу намерений США восстановить отношения с Кубой не было. Люди отмечали возвращение Пяти героев, в полном составе. Это была наша радость.

На днях в Гаване была официальная делегация из США по поводу восстановления дипломатических отношений. Но ясно, что восстановление отношений — это уйма конкретных оргвопросов. Для открытия посольства нужны и финансовые условия. Как работать с американским банком, чтобы содержать посольство Кубы в США? И причина не только в финансовой блокаде. На банки США давят определенные политические силы, чтобы они не работали даже с представительством интересов Кубы при посольстве Швейцарии в США! Оно никак не может начать полноценную работу даже в таком формате! Эти проблемы придется решать властям США.

Официальный глава делегации США на этих переговорах в Гаване Роберта Якобсон с местной оппозицией виделась. Но на Кубе единой оппозиции нет. Некоторые лидеры оппозиции не хотят налаживания отношений между Кубой и США, потому что в таком случае закончится их политический бизнес. Они вообще на встречу с Якобсон не явились. Проигнорировали. Мало кто знает, но в Гаване оппозиция имеет официальный офис, собирается там. Офис полностью оснащен оргтехникой из США, финансируется оттуда. Они давно легализованы. Может ли быть попытка „оранжевой революции“ в Гаване? Американцы постоянно говорят, что цели их на Кубе остались прежними. Но они теперь будут действовать в нашей стране через „мягкую силу“. Официально они уважительны к нам и очень серьезны. Но журналистам в неофициальных интервью члены делегации США, приезжавшие на переговоры по восстановлению дипотношений, говорили, что цель у них та же — избавить кубинский народ от правительства. „Освободить“ кубинцев, „защитить“ их права! На высоком уровне не говорили, а в кулуарах и журналистам — комментировали именно так. В момент выступления Барака Обамы в Конгрессе США по поводу начала процесса сближения с Кубой оппозиция в Гаване раздавала тексты, где было написано, что США планируют изменить на Кубе систему власти. Но я думаю, что Куба с этой угрозой все-таки справится.

Что касается наших партнеров-союзников, то процесс тесного сотрудничества с Китаем идет и будет идти. Именно через нас Китай вышел на другие латиноамериканские рынки. У нас были испытания китайской техники, как она сможет работать в условиях Латинской Америки. Китай некоторое беспокойство по поводу сближения Кубы с США выражает. США — это большой рынок, и возможные поставки из США сократят роль Китая в насыщении Кубы продуктами и техникой. Что касается США, то первое, что они нам предложили, — это поставки компьютеров. Ранее их поставлял Китай. Вашингтон хочет влиять на настроения кубинского общества. У нас ведь до сих пор нет кабельного интернета. Интернет-кабель протянули из Венесуэлы, но он пока не активирован. Так вот США теперь предлагают протянуть свой кабель. Первое, чем они озабочены, — связь, интернет-влияние.

Еще одна задача США в контексте сближения с Кубой — это продолжать создавать негативный имидж лидеру Венесуэлы. Дескать, „мы даже с Раулем Кастро нашли общий язык, а с Мадуро не можем! Вот он какой не конструктивный лидер!“ Сближение с Кубой для Вашингтона — в первую очередь пропаганда! А вот вернуться в Венесуэлу — это серьезная задача. И, конечно, США решили зайти на Кубу, чтобы остановить продвижение России в Латинскую Америку…»