О перспективах для России председательства Латвии в ЕС, последствиях того, что Запад живет в атмосфере иллюзии ХХ века, когда он доминировал во всем мире, а также о том, почему современная европейская структура ничего общего не имеет с теми идеями, которые закладывались отцами-основателями 50 лет назад, в интервью ИА REGNUM рассказал экс-депутат Европарламента, публицист Джульетто Кьеза. Беседа состоялась в рамках международной научно-практической конференции «Страны с проблемной демократией во главе ЕС в 2015 и 2018 гг.: угрозы глобальной безопасности», прошедшей 26-27 января на факультете международных отношений СПбГУ.

ИА REGNUM: Господин Кьеза, как вы оцениваете перспективы председательства Латвии в Европейском Союзе в свете отношений ЕС и России?

Я очень внимательно прочел Программу председательства Латвии в ЕС. И в отношении России не увидел ничего хорошего. В этом документе очень часто, например, упоминается цель развивать автономную функцию Европы в мировой политике и экономике. Но в нем нет ни одного упоминания о России. На мой взгляд, факт отсутствия оценки отношений России и Европы, тем более, учитывая, что Латвия граничит с Россией, очень о многом говорит. Вероятно, это плохой знак. Я считаю, что Европа должна считаться с Россией. В этом случае даже неважно, какие оценки даются. Но игнорировать Россию нельзя.

Но тут надо понимать, что это документ подготовлен и написан в Брюсселе. И, кстати, в нем совсем не упоминаются национальные проблемы внутри Прибалтийских республик. Эта программа очень сильно напоминает мне советское время, когда вопросы, связанные с отношениями разными народов внутри Советского Союза описывались фразой «Союз нерушимый республик свободных». И на этом все заканчивалось. Здесь точно также. Такое впечатление, что этой проблемы не существует и в ЕС. Что удивительно, потому что все три Прибалтийских государства не выполняли европейские требования в этом отношении. Ситуация с русскоговорящим меньшинством не решается в них уже двадцать с лишним лет. И ничего в этом направлении не делается и не говорится. Интересно, что среди трех фундаментальных направлений председательства Латвии в ЕС проблемы меньшинства вообще не упоминаются.

Да и сам документ написан деревянным языком забюрократизированных людей, которые даже не чувствует, что такой язык никто не использует в реальной жизни. А ведь это отражается на отношении людей. Значимым фактом, к примеру, является то, что, в Эстонии на последних выборах в Европарламент проголосовало меньше 20% населения. Похожая ситуация и в других странах Европы. А ведь если люди не идут на голосование, это уже говорит во многом о том, как в той же Эстонии уважают Европу. Я думаю, что сейчас очевидно, что Европы, которая была 10 лет назад, уже не существует. Это другая Европа.

ИА REGNUM: А в чем главное отличие этой новой Европы?

Главное отличие заключается в том, что не уважаются фундаментальные принципы Европы. Послевоенная Европа была создана на принципе примирения. Это была новая фаза истории, в основу которой легли демократические принципы, учитывающие опыт истории, народов и языков Европы. Все это было с расчетом на то, чтобы народы Европы могли бы спокойно и мирно жить вместе. Но этого не было, и нет.

Надо искать причину, почему так сложилось. Я считаю, что дело в том, что процесс, который начался пятьдесят лет назад, по существу был прерван. В узком кругу принимались более-менее секретные решения. Власть Европы в итоге была переведена в руки больших международных инвестиционных банков.

На сегодняшний день Европой, в первую очередь, управляют три института. Это Международный Валютный Фонд, который не является европейским институтом. Затем — Европейская Комиссия, которую никто не избирает. Ее члены — это функционеры из разных правительств. И, несмотря на то, что в Комиссии представлены комиссары от всех европейских государств, на практике решение принимают только две-три страны. И третий институт- это Центральный Банк Европы. Все три эти института абсолютно недемократичны по своей сути.

Европейский парламент, к сожалению, также уже превратился в недемократический институт.

Я хочу сказать, что вся современная европейская структура ничего общего не имеет с теми идеями, которые закладывались отцами-основателями 50 лет назад. Поэтому я и считаю, что сейчас мы живем уже в совершенно другой Европе.

ИА REGNUM: Поскольку мы начали с темы Латвии, то какая функция в этой Европе Прибалтийских государств и Польши?

Постоянно нагнетать обстановку между Европой и Россией — вот фундаментальная их цель. Другого они не видят, по-другому они не говорят, остальные решения принимает Германия, которая в лице госпожи Меркель получила от Соединенных Штатов задание захватить Европу и представлять Европу. По сути, Европа — уже не Европа, а Германия. Францию уже выводят из «клуба» тех государств, которые могут принимать решения. Остаются только Германия и Великобритания.

А Великобритания, по сути, уже вне Европы. Это одна из республик Соединенных Штатов Америки. Германия же представляет остальную Европу. Остальные страны — Италия, Испания, Франция, Бельгия и другие — только будут выполнять задания, которые им дают. Никакой демократии тут нет.

Но! Тем не менее, есть одна проблема, которую они пока не могут решить. Это разрыв между институтами Европы и ее народами. Между ними нет никакого доверия. Эта Европа чужая для подавляющего числа европейских жителей. И сейчас это становится все заметнее.

ИА REGNUM: Как европейские чиновники будут решать эту проблему?

Я вижу только один способ. Открытое превращение Европы в авторитарную структуру, где не будет никакого места для отдельных государств, для отдельных парламентов и для отдельных народов. Поэтому я считаю, что сейчас время, когда надо начинать открытую политическую борьбу против такой Европы.

ИА REGNUM: И какие шансы у этой борьбы?

Они есть. Политическая революция уже происходит, она развивается медленно. Ее не всегда можно заметить. Но если посмотреть несколько со стороны, то можно увидеть, что определенные процессы происходят практически везде. Например, в Великобритании Партия независимости Соединенного Королевства, которая раньше вообще не существовала, набрала во время последних выборов в Европарламент очень большое количество голосов. И это антиевропейская партия. Речь здесь уже даже не идет о том, правая эта партия или левая.

То же самое происходит в Финляндии, в Голландии и других странах. Во Франции госпожа Ле Пен именно на антиевропейских лозунгах выиграла европейские выборы. А когда будут новые выборы французского президентства, госпожа Ле Пен имеет большие шансы выиграть и их. Последний пример — это победа партии «СИРИЗА» на парламентских выборах в Греции.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, такой антиевропейский тренд будет усиливаться с годами?

Я уверен в этом. Количество людей, которые не согласны, растет стремительным образом. Притом некоторые из таких движений — это партии правого толка, некоторые — левые. Здесь нет однородной картины, все неоднозначно. Такое положение прекрасно объясняется тем, что народы Европы потеряли надежду на старые традиционные партии, которые возглавляли Европу, когда она была наиболее демократична.

Сейчас Европа становится недемократичной. Но люди, в большинстве своем, этого не понимают. Зато они видят, что их условия жизни ухудшаются, и ищут новые партии. Поэтому создаются новые движения, которые не имеют пока определенной идеологической направленности.

Есть и другая реакция — избиратели просто не идут на выборы. Сейчас не голосует более пятидесяти процентов. Я считаю, что все эти факторы означают начало большой политической революции. Через два-три года, я уверен, семья европейских партий радикально изменится.

ИА REGNUM: Какие последствия это принесет для Европы?

Это будет конец нынешней Европы. Если, конечно, не появляются унифицирующие силы, способные создавать определенные общие цели. Я должен открыто сказать, что я не сторонник такого развития событий. Но я вижу, что руководящие элиты Европы не способны смотреть на все, что происходит, свежим взглядом. Они продолжают думать в духе прошлого века. А значит, они продолжают репетировать все то, что было в прошлом веке. Но принципы прошлого века уже не действуют и не дают никаких решений. И это очень выгодно для Соединенных Штатов Америки. Им выгодно иметь дело с большой, солидной, стабильной Германией. Остальные, как сказал Владимир Владимирович Путин, это вассалы. И их и дальше будут превращать в вассалов.

ИА REGNUM: В заключении еще один вопрос. На Ваш взгляд, почему западный мир сегодня так сильно сориентирован против России?

Я считаю, что такое отношение было подготовлено уже давно. Мы имеем дело с тщательной идеологической подготовкой. Все европейские средства массовой информации сейчас унифицированы, они практически действуют по указу.

Я не говорю, что существует цензура в традиционном смысле этого слова. Это такая автоматическая цензура, когда все европейские СМИ ориентируются на американские средства массовой информации, которые выстраивают ситуацию в духе войны. Они уже размышляют в духе войны. Это уже многие поняли. Но острота проблемы выше способности большинства людей ее воспринимать. Сегодня западный мир уже не доминирует на планете. Ранее Америка была самой фундаментальной силой западного доминирования. Но сейчас к доминированию не готово ни руководство США, ни 300 миллионов американцев, которые практически о внешнем мире ничего не знают.

Ни американское руководство, ни американский народ до сих пор не могут согласиться с неприятной идеей, что надо договариваться с семью миллиардами человек. Они живут в атмосфере иллюзии ХХ века, когда Запад доминировал во всем мире. Но тогда не было противника, а сейчас противники появляются, и они очень сильны. Но американцы этого не видят и не хотят признавать. Например, то, что Китай, неуправляем. То, что Иран, который уже тридцать лет живет в условиях санкций, до сих пор не сломлен. Они хотят то же самое повторить и с Россией. Но не сломают и Россию. Этот мир слишком сложный для них.

Я отмечу еще одну вещь, которую никто, к сожалению, не замечает. Это нехватка ресурсов. Первый раз в истории человечества (я имею в виду период после средневековья) вопрос о нехватке ресурсов стоит столь остро. И это не принцип политики. Это принцип физики.

Бесконечное развитие в замкнутой системе ресурсов немыслимо. Я даже не говорю, что невозможно, — это именно немыслимо. Развития цивилизации подошло к границе, дальше которой пройти нельзя. Не является фантастикой ситуация, когда в итоге не будет энергии, воды, воздуха, полезных ископаемых и так далее. Мы уже сломали природу. И, откровенно говоря, уже давно, где-то сорок лет назад. Это видно по изменению климата. Нынешнее человечество не способно выдерживать такую нагрузку. Поэтому нам надо выходить на другою ступень цивилизации. А сделать это мы можем только исключительно все вместе. Значит, Запад в одиночку не может принимать решение для всех остальных. В том числе и потому, что не умеет.

ИА REGNUM: Но принять эту мысль на Западе не хотят?

На Западе не хотят этого осознавать. Но альтернативой является война. Если Запад будет думать, что мы будем и дальше принимать решение самостоятельно и против всех остальных, то это означает, что начинается третья мировая война. Но это не будет война на захват территорий. Это будет война на уничтожение противника. Конечно, когда я говорю такие вещи, многие начинают волноваться и говорить, что надо быть оптимистом. Но почему я должен быть оптимистом? Если та картина, которую я вижу, правда, то тогда нельзя быть оптимистом. Если же нет, то тогда другое дело. Но дайте мне тогда другую картину.

ИА REGNUM: Но как можно избежать такой войны?

Не существует одного рецепта. Как говорят, для сложной проблемы простое решение всегда существует, но оно ошибочно.