Государственное управление Китая по делам религий объявило о намерении провести в 2015 году новые хиротонии в епископы Католической патриотической ассоциации. 15 января на сайте управления был опубликован план его работы. Как передает AsiaNews, в нем указано, что «2015-й будет важным годом для религиозных дел». Предусмотрен созыв Национального конгресса католических представителей, легализированных властями. Помимо того, государство собирается усилить контроль над банковскими счетами как католических организаций, так и управления по делам религий. Епископат и священники Католической патриотической ассоциации не подчиняются Святому престолу, и это является большим «яблоком раздора» между Пекином и Ватиканом. Поэтому анонсированное возведение в сан епископа было предсказуемо осуждено епископатом «подпольной» китайской католической церкви. Опасаясь открыть свои имена, такие католики призвали духовенство и всех верующих «с чистой совестью бойкотировать незаконные хиротонии и отказаться от участия в деятельности Католической патриотической ассоциации», а власть — прекратить «политику государственного вмешательства во внутренние дела Католической церкви». Эксперты считают, что, по всей вероятности, китайские чиновники не хотят продолжать диалог с Ватиканом. Это мнение имеет право на существование, но не все так однозначно.

Накануне, возвращаясь вместе с папой римским Франциском из поездки по Филиппинам и Шри-Ланке, государственный секретарь Святого престола кардинал Пьетро Паролин заявил, что есть признаки перспективных шагов Ватикана и Китая друг навстречу другу. «Тот факт, что уже во второй раз (после визита в Южную Корею) маршрут папы включает в себя пролет над китайской территорией, является значительным событием», — подчеркнул госсекретарь. Его слова можно интерпретировать как свидетельство об использовании Святым престолом небольшой уловки — пребывание в воздушном пространстве того или иного государства позволяет понтифику отправить приветственную телеграмму властям. Учитывая, что с Пекином у Ватикана нет дипломатических отношений, для Франциска это способ вступить в контакты с руководителями КНР и демонстрация заинтересованности в них. И вот как отреагировал Пекин. На традиционном брифинге пресс-секретарь министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин заявила о готовности «вести конструктивный диалог» со Святым престолом на основе принципов, которые предусматривают разрыв дипломатических отношений Ватикана с Тайванем, признание КНР единственным представителем Китая и прекращение вмешательства во внутренние дела страны «во имя религии».

Самым сложным в данной ситуации является определение того, что может считаться вмешательством во внутренние дела, а что нет. Например, как воспринимать контакты Ватикана с далай-ламой XIV Тэнзином Гьяцо, которого недолюбливает Пекин? В начале декабря прошлого года отказ Франциска принять группу лауреатов Нобелевской премии мира, в числе которых был духовный лидер тибетского буддизма, вызвал предположения, что понтифик пошел на этот шаг ради нежелания раздражать китайские власти. Однако на днях папа опроверг данное суждение, заявив, что они с Гьяцо определили дату встречи. «Время назначено. Но не сейчас. Мы находимся на связи», — подчеркнул Франциск. При этом он не дезавуировал движение навстречу Пекину, сказав: «Граждане Китая вежливые, мы тоже вежливые. Мы делаем дела шаг за шагом». Возникает вопрос, как примирить эти два вектора. В рамках привычной логики сложно, однако папа неоднократно демонстрировал свою способность находить нестандартные варианты. И если он смог инициировать диалог между Вашингтоном и Гаваной, то, как знать, возможно, Франциск найдет способ наладить контакты между Пекином и далай-ламой, привести их к взаимовыгодному решению. Это первое.

Второе. По прогнозам директора Центра религии и китайского общества Университета Пердью Янга Фенг Ганга, к 2030 году Китай может стать страной с самым многочисленным христианским населением. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году компартия взяла курс на проведение экономических реформ и начала открывать государство для внешнего мира. Для того чтобы сплотить людей начиная с 1979 года пять конфессий — буддизм, даосизм, ислам, католицизм и протестантизм — получили возможность вновь открыть ограниченное количество мест для проведения служб. Самой быстро растущей конфессией оказался протестантизм. По самым оптимистичным оценкам, сегодня в Китае проживают около 58 млн протестантов и 9 млн католиков. Если темпы обращения к христианской вере сохранятся на нынешнем уровне, то в 2021 году протестантов станет 171 млн, а в 2025 году — 255 млн. Соответственно, к 2040 году христиане могут составлять 32,5% населения, к 2050 году — 66,7%. И это «будет иметь важные социальные и политические последствия для Китая и за его пределами», подчеркивает ученый. Со своей стороны скажем: уже имеют. Кто станет контролировать китайских христиан? С протестантами все более-менее понятно. Они не подчиняются какому-либо единому центру, поэтому Пекин может управлять ими без постороннего вмешательства. Иное дело католики. Для Ватикана существование альтернативных «независимых» католических церквей создает большие трудности. Разрешишь такое в одной стране — поставят вопрос в другой и так далее. Но и китайскому правительству не улыбается перспектива в одно прекрасное время заполучить многомиллионную «армию» верующих, чей глава находится далеко за пределами страны, на Западе.

«Подпольный» католический епископ Вэй Цзингуя из города Цицикар в интервью Vatican insider предлагает Святому престолу решать проблемы только во взаимодействии с Пекином. Он не исключает, что такой механизм найдет поддержку большинства «подпольных» китайских католиков. Одна из возможностей для компромисса — сохранение Католической патриотической ассоциации при условии, что она откажется от рукоположений священников и епископских хиротоний, передав пастырское попечение согласованному с Ватиканом духовенству. Может быть, это устроит и Святой престол, и правительство. Но в любом случае сторонам следует проявлять большую осторожность. Как замечает бывший посол США при Святом престоле Фрэнсис Руни, на протяжении большей части холодной войны Ватикан шел в фарватере западной политики «сдерживания» в отношении «советского блока» и существенно изменил ее только с приходом папы Иоанна-Павла II, который закладывал «фундамент для ненасильственных изменений в Советском Союзе». Поэтому Святому престолу Руни предлагает оставаться в «фазе сдерживания в отношении Китая, чтобы в течение долгого времени искать пути для расширения свобод» в этой стране. Однако использованная американским дипломатом формула вызывает смешанные чувства, ведь «ненасильственная» политика «польского папы» окончилась распадом СССР. Не испытает ли нечто подобное Китай? Пекину здесь есть над чем задуматься.