Событием номер один в Европейском союзе стала победа на внеочередных выборах в Греции леворадикальной партии «Сириза». Успех «Сиризы» был предсказуем, ожидаем и с точки зрения демократических избирательных качелей вполне закономерен. «Сириза» была близка к победе еще на выборах в июне 2012 года, но тогда она проиграла «Новой демократии» Самараса чуть менее трех процентов голосов греческих избирателей. За «Новую демократию» в 2012 году проголосовали 1,825 млн избирателей, за «Сиризу» — 1,654 млн. Сейчас, в январе 2015 года, за «Сиризу» — 2,246 млн, за «Новую демократию» — 1,718 млн. Формула смены власти, как видим, вполне отвечает традициям классической парламентской демократии.

Еще одним важным результатом греческих выборов стал провал прежнего доминанта левой политики в Греции на протяжении предшествующих десятилетий — социалистической партии «Пасок». Очевидно, что греческие избиратели не простили «Пасок» коалиции в предшествующий парламентский цикл с правоцентристской партией «Новая демократия». Коалиция лево- и правоцентристов в 2012 году в самый критический момент кризиса евро сделала возможным проевропейское правительство Самараса в Греции. Теперь, в 2015 году, нетрудно заметить, что голоса «Пасок» полностью подобрала «Сириза». Более того, «Сириза» включила в свои ряды многих членов «Пасок» и ее функционеров. За счет этого она и победила. Поэтому многие наблюдатели видят в «Сиризе» новое издание «Пасок». «Новая демократия» на выборах 2015 года примерно сохранила свой прежний электорат.

Итак, главный для Греции результат выборов 2015 года — выпадение центра в греческой политике. К власти в стране пришли «новые левые». Ортодоксальные левые в Греции — греческие коммунисты находятся в оппозиции к «новым левым». Ведь последние — это болтуны, которые не разделяют ценностей «диктатуры пролетариата». «Новые левые» — это в большей степени популисты при том условии, что Ципрас намеревается сотрудничать с «капиталистами».

Что касается уроков для всего Европейского союза греческих выборов 2015 года — это то, что впервые в государстве — члене ЕС к власти пришли «новые левые». При этом надо учитывать то обстоятельство, что на прошедших в мае 2014 года общеевропейских выборах именно лидер греческой «Сиризы» Алексис Ципрас был «лицом» всех «новых левых» всей Европы. Именно этого политика с периферии фракция «Европейские левые» выдвинула от себя на пост кандидата в председатели Европейской комиссии. Поэтому нынешний старт лидера «Сиризы» Ципраса на посту премьер-министра Греции чрезвычайно важен для судеб движения европейских левых. Частный случай победы «новых левых» в Греции получает общеевропейский контекст.

Очевидно, что победа «Сиризы» в Греции — это не просто локальный успех европейских «новых левых». Успех «Сиризы» имеет общеевропейское измерение. Это должны уже в скором времени подтвердить выборы в Испании, где будет представлен местный двойник «Сиризы» — партия «Подемос». Не случайно, что предвыборным гимном «новых левых» на греческих выборах стала переиначенная песня 1987 года американо-канадского сингера Леонарда Коэна «First We Take Manhattan» («Вначале мы захватим Манхэттен»). Только вместо «Сначала мы захватим Манхэттен, потом мы возьмем Берлин» греческие «новые левые» на предвыборных митингах пели: «Сначала мы захватим Афины, потом мы возьмем Мадрид». Здесь уместно было бы отметить одну закономерность: «новые левые» в Европе поднимаются и получают успех в странах, имевших в прошлом традиции широкого левого движения, народных фронтов и конфронтации с правыми вплоть до кровопролитных гражданских войн.

Еще одна интересная особенность, на которую следует обратить внимание, при общей оценке греческих выборов. Дело в том, что Ципрасу и «Сиризе» в ходе избирательной кампании ее противники предсказывали невозможность создания правительственной коалиции. После того как стали известны окончательные итоги парламентских выборов 25 января 2015 года, Ципрас тотчас же с легкостью необычайной создал правительственную коалицию с национал-консервативной партией «Независимые греки». Получается, что в Греции левые популисты образовали правительственный блок с правыми популистами на базе евроскептики. Это еще один значимый урок греческих выборов 2015 года. Левые и правые в кризисной Европе могут сомкнуться против Европы.

Теперь о самом главном. Что делать? Ведь основные проблемы в греческой экономике и национальных финансах не исчезли, а ситуация в одночасье не изменилась из-за простого факта, что выборы в Греции состоялись, и в стране появилось новое правительство. Для справки: национальный долг Греции составил €316 млрд или 176% от ВВП в третьем квартале 2014 года. Дефицит бюджета в 2014 году находился на уровне 0,8% от ВВП. Безработица в октябре 2014 года составила 25,8%, а международные пакеты помощи Греции от тройки — ЕЦБ, Европейская комиссия и МВФ в общей сумме составили колоссальную сумму — €240 млрд. С тех пор как в начале декабря 2014 года было объявлено о проведении досрочных выборов в Греции, греческий фондовый рынок упал на 24%. За этот же период греческие облигации потеряли в цене 7,4%. Результатом стала почти мгновенная цепная реакция — масштабное изъятие банковских вкладов. Согласно данным, опубликованным Банком Греции, за период с декабря 2014 года по 25 января 2015 года сумма изъятых вкладов составила €7 млрд. При этом первыми, кто бросился забирать свои вклады, были крупные компании и частные лица. Угроза финансовой нестабильности только возросла.

В этих условиях проблемы Греции лежат не только в общей стратегии борьбы с имеющейся национальной задолженностью. Они имеют и чисто прикладной финансовый характер. Этим летом Греции предстоят выплаты по долгу в размере €10 млрд в то время, когда все ее валютные резервы на сегодняшний момент составляют всего €2 млрд. Греция работает в режиме конвейера, когда вся заработанная ею валюта перекочевывает в карманы кредиторов. По имеющимся планам так должно продолжаться без передышки более тридцати лет.

В 2014 году греческий бюджет был сбалансирован с профицитом, а греческая экономика ушла в рост после продолжавшегося шесть лет подряд спада, уничтожившего более четверти объема ВВП Греции. Но простые греки этого даже не заметили и не оценили этого макроэкономического достижения. Выборы продемонстрировали, что правительство Самараса не смогло записать экономическую стабилизацию себе в плюс.

Основные предвыборные обещания «Сиризы» сводились к отмене политики жесткой экономии, перераспределению доходов за счет радикальной налоговой реформы, реструктуризации частных долгов наиболее уязвимых семей, а также восстановлению ликвидности рынка средствами государственного контроля над банковской системой. Ципрас пообещал такие срочные меры, как восстановление энергоснабжения для неимущих семей, которые не в состоянии оплачивать свои счета за электроэнергию. Он пообещал поднять обязательную минимальную месячную заработную плату для всех категорий трудящихся с €586 до €751, восстановить коллективные договора, запретить массовые увольнения и создать дополнительно 300 тыс. рабочих мест.

Но все это частности на фоне другой фундаментальной проблемы. Главное в программе «Сиризы» — это реструктуризация национального долга и его частичное списание. В ответ сейчас раздается иное: «Мы не будем прощать кредиты, но мы готовы обсуждать расширение программы спасения или погашения». Так отреагировал на победу «Сиризы» и на предлагаемое этой партией решение проблем премьер-министр Финляндии Александр Стубб на следующий день после греческих выборов. Заметим, что если бы подобное сказала главный интересант греческого долга канцлер Германии Ангела Меркель, то это вызвало бы в Греции бурю негодования. Поэтому вперед и пустили более легкую фигуру — премьера Финляндии. Заявление Стубба прекрасно продемонстрировало, что отношения национальных долгов в Европейском союзе стали отношениями между его отдельными макрорегионами — кредиторами Севера и должниками Юга. Дело в том, что в процессе рефинансирования национального долга Греции он перестал быть долгом частным кредиторам. Из-за многомиллиардной «помощи» Греции он превратился в долг европейским структурам, главнейшей из которых является ЕЦБ. Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF) выплатил с 2010 года Греции €141,7 млрд и в настоящее время владеет более 40% государственного долга этой страны, что делает его крупнейшим кредитором страны. Проблема списания национальных долгов, таким образом, в Европейском союзе становится вопросом внутрисоюзных отношений, а споры вокруг списания долга — фактором, подрывающим единство Европейского союза.

Тройка солидарна в отношение греческого долга. Европа в этом вопросе получает поддержку от США. Международный валютный фонд (МВФ) — один из главных международных кредиторов Греции занял жесткую линию в отношение программы списания долгов «Сиризы». Глава МВФ Кристин Лагард в интервью Le Monde заявила: «Мы не можем делать специальные исключения для той или иной страны».

Еврозона, как свидетельствует сделанное заявление председателя Еврогруппы Йеруна Дейсселблума от 26 января 2014 года, также не готова выполнить требование греческой «Сиризы» списать долги Греции. Единственное, на что может рассчитывать новое правительство Греции, — это на удлинение сроков выплаты задолженности кредиторам. Кредиторы Греции готовы пойти на уступки и видят решение проблемы задолженности в новом соглашении о длине кредитов и величине процентных ставок. И то, и другое уже корректировалось в пользу Греции. В 2012 году погашение греческих долгов было продлено на срок до 32 лет, а процентные ставки снижены до значения €8,7 млрд в год к греческому бюджету. После этого решения Греции предстоит рассчитываться по долгам до 2054 года. Куда дальше? Ведь это активная жизнь одного поколения греков, которое обречено в своей массе кредиторами на беспросветное существование.

Бюджетная и экономическая ситуация в Греции сейчас стабилизированы, но тем не менее возможность запланированного сокращения долга со 190% до 124% от ВВП в течение ближайших нескольких лет выглядит сомнительной. Прогнозы экономического роста с 2016 по 2020 год в 5% представляются завышенными. Также слишком оптимистичным выглядит расчет на профицит бюджета Греции в 4% от ВВП в год. Кроме того, негативным фактором стала дефляция, лишающей экономику устойчивости.

Стратегической частью плана нового правительства Греции является проект списания долгов. В экономической программе «Сиризы», подготовленной под руководством ее партийного экономиста, бывшего преподавателя Афинского национального технического университета Янниса Милиоса, предлагается созыв общеевропейской конференции по вопросу долга, которая и должна будет обсудить списание большой части государственного долга Греции и других крупных задолженностей стран еврозоны. Милиос предлагает списать более 50% от ВВП долга государств еврозоны — это €4,35 трлн. Таким образом, речь не идет просто о списании долга одной только Греции. Списание долгов должно коснуться всех должников. И это сильный шаг «Сиризы». Авторы экономической программы «Сиризы» учли обстоятельство противостояния Севера и Юга в долговом кризисе и сделали умный ход. Они предложили ввести мораторий на погашение задолженности в странах, переживающих кризис в еврозоне, по модели списания более половины долга Западной Германии в 1953 году. Нетрудно заметить, что указание на германский прецедент 1953 года является тонко рассчитанным идеологическим ходом Юга против Севера. Греки указывают на пример «солидарности» в отношении Германии в прошлом, а в ответ требуют солидарности от Германии нынешней. При этом списанием долга они пытаются заинтересовать всех, в том числе и саму Германию, которая также имеет крупный национальный долг в €2,154 млрд или 75,4% от ВВП. Программа списание долга Милиоса должна коснуться всех стран еврозоны. Исключением станут лишь четыре государства: Люксембург, Латвия, Эстония и Литва.

План Милиоса предлагает осуществлять операцию списания долга через Европейский центральный банк (ЕЦБ), который станет выполнять функцию главного координационного центра. ЕЦБ будет скупать излишки долга и конвертировать его в бескупонные облигации, которые в конечном итоге будут возвращены правительствам. В целях финансирования скупки долгов ЕЦБ будет занимать деньги у частного сектора. Один из самых сильных аргументов Милиоса — кризис уже заставил ЕЦБ резко увеличить свое вмешательство на рынках, в том числе государственных долговых облигаций. Просто функции ЕЦБ в борьбе с финансовым кризисом будут расширены.

Кто проигрывает в случае осуществления проекта Милиоса, так это ЕЦБ. В первые пять лет осуществления программы его потери составят €50-60 млрд, т. е. убытки фактически должен будет покрыть Север ЕС, в первую очередь Германия. Но, в свою очередь, еврозона обретет будущее, свободное от долгов. Этот стимул, по мысли Милиоса, через повышение деловой активности вернет Северу все его убытки от операции списания долгов.

План Милиоса внутренне логичен и непротиворечив, и он, на самом деле, является мощным идеологическим оружием расшатывания единства Евросоюза. В том случае, если план Милиоса будет отвергнут, то под сомнение и будут поставлены те самые «европейские ценности», с которыми сейчас так носятся Брюссель и Берлин. Принципиальный отказ от плана Милиоса будет означать, что принципы единства и солидарности — фикция, а в Евросоюзе окончательно возобладал национальный эгоизм. Тем самым по европейской идентичности на Юге ЕС будет нанесен очередной очень сильный удар. И прежде, чем что-то разрушится в реальной жизни, оно должно разрушиться в умах. Так может случиться и с Европейским союзом.

Заметим, что крайним оружием «Сиризы» в борьбе с национальной долговой зависимостью остается вариант одностороннего дефолта по долгу Греции, что приведет к выходу Греции из еврозоны и потрясению всей зоны евро и европейской валюты. Однако это последний возможный козырь в игре греческих радикалов, который создает целый ряд потенциальных проблем. В Европе нет иллюзий. Возможный греческий крах и выход Греции из зоны евро станут отрицательным фактором для всего Европейского союза и еврозоны. Падение евро в Греции может вызвать эффект домино.