«Совет Европы на самом деле практически не имеет отношения к европейским делам. Возникший на заре европейского единства, он фактически лишился сейчас каких-либо реальных функций, тем более совершенно аморфные полномочия у Парламентской ассамблеи», — заявил политолог Павел Святенков 29 января корреспонденту ИА REGNUM.

«Что делает Россия в Совете Европы, не вполне понятно, — сказал политолог. — По сути, эта организация лишь выбивает у нашей страны уступки за уступками, но ничего не дает взамен. Кроме того, надо понимать, что та же ПАСЕ, в которой нас снова лишили права голоса и на заседании которой очередной раз повозили мордой по столу, ничего сама по себе не решает. Есть исполнительный орган — Комитет министров, он-то и принимает решения, претворяющиеся в жизнь. Но если смотреть в рамках исключительно европейского пространства, исполнительные органы Евросоюза обладают гораздо большими полномочиями и имеют решающее значение. Опять же Россия здесь совершенно ни при чем».

«Если вернуться к теме уступок, которых постоянно требуют от российской стороны, — заметил Святенков, — будь то отмена смертной казни или что-то еще, то ничего существенного взамен наша страна не получила за все эти годы. Конфетой за уступки является лишь членство в консультативной, подчеркиваю, консультативной организации, которая лишь обсуждает, но ничего не решает. В чем же тут прибыль, в чем политические дивиденды? Положение ПАСЕ и России напоминает школьного учителя и нерадивого ученика с той лишь разницей, что ПАСЕ на деле ничему не учит, только журит и придирается до бесконечности».

«Если Россия покинет Совет Европы, никаких ощутимых последствий не будет, — выразил уверенность политолог. — Нас недавно в связи с событиями на Украине фактически исключили из „Большой восьмерки“, ставшей „семеркой“. И что изменилось? Последствий никаких ни в политическом, ни в экономическом плане. То же самое и здесь. Если бы у России благодаря членству в Совете были бы какие-то экономические преимущества в отношениях с европейскими партнерами, был бы другой разговор. Но ведь речь шла все эти годы исключительно о том, чтобы Россия подгоняла свою законодательную базу под европейский стандарт, и ничего более. Опять же, мы должны были уступать и только уступать».

«Сейчас необходимо уяснить следующий момент, — подвел итог Святенков. — Если мы и дальше продолжаем добиваться расположения Совета Европы, то пусть наш МИД ясно и четко укажет, в чем плюсы от нашего членства в этой организации. Если эти плюсы действительно вдруг образуются, ну что ж, тогда, наверное, можно и стерпеть те унижения, которым мы подвергаемся. Но только в том случае, если плюсы действительно будут перевешивать минусы. Пока ничего даже близко похожего не видно».

Как сообщало ИА REGNUM, 29 января спикер Государственной думы РФ Сергей Нарышкин подтвердил, что если делегация РФ в ПАСЕ будет вновь лишена права голоса (что и произошло 28 января), работа российских представителей будет приостановлена на год. «А по истечении года перед Россией, возможно, встанет вопрос о членстве в Совете Европы. Такая позиция остается», — также заявил спикер Госдумы.