«Изначально российско-белорусская интеграция развивалась как чисто политическая. Никаких механизмов для глубокого экономического сотрудничества не делалось, Россия лишь делала односторонние уступки, потом стало очевидно, что интеграция без экономики — фикция», — заявил замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев 29 января корреспонденту ИА REGNUM.

«Проблема стала очевидной при создании Таможенного союза, — сказал эксперт. — Ведь до этого, с 1997 года ситуация всех устраивала, белорусскую сторону в особенности. Можно было получать по льготным ценам российские энергоресурсы и при этом не вспоминать о полагающихся Союзному государству каких-либо органов власти. Вопреки договоренностям 1999 года не было создано ни единой конституции, ни парламента, ни даже валюты. То есть, сотрудничество заключалось лишь в том, что Белоруссия пользовалась целым рядом важнейших для себя льгот, что в значительной степени, поддерживало ее нестабильную экономику. Россия же не имела с этого ничего. Союз заключили в популистских целях еще при Ельцине и как будто о нем забыли».

«С образованием Таможенного союза стало очевидно, что дальше так продолжаться не может, — заявил Суздальцев. — И что получается при скурупулезном подсчете дивидендов обеих сторон? Наша интеграция за минувшие годы носит несколько важных функций. Во-первых, военно-политическую — у нас есть два стратегических объекта на территории Белоруссии, их создали по договору 2006 года в обмен на списание газового долга белорусской стороне. Есть общая система ПВО, чего, кстати, все еще нет в рамках Евразийского союза. Во-вторых, мы поставляем технологии в Белоруссию тоже по льготным ценам. В-третьих, социальная сфера — белорусы пользуются всеми возможными услугами в России, могут находиться здесь практически неограниченное количество времени, что несравнимо с положением выходцев из других стран постсоветского пространства. В рамках ЕврАзЭС, опять же, никаких подобных правил еще не выработано. При этом, жители России не пользуются никакими аналогичными правами в Белоруссии. Уже ни один десяток россиян был депортирован из страны по тем или иным обвинениям за последние годы».

«Вот в таком формате и развивается пока что наша интеграция, — заключил Суздальцев. — Поэтому Лукашенко абсолютно прав, говоря о более тесном взаимодействии в рамках Союзного государства, нежели в рамках ЕврАзЭС, но такой порядок вещей ненормален. Получается, что Белоруссию устраивает интеграция с Россией, но исключительно в таком вот одностороннем порядке. Нам нужно настоящее сотрудничество, особенно в сфере экономики, но основанное хотя бы на более-менее паритетной основе».

Как сообщало ИА REGNUM, 29 января президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что глубина интеграции с Россией у его страны гораздо глубже и шире, чем было в Таможенном и Евразийском Союзе. Лукашенко подчеркнул: проект Союзного государства «не застыл» и является «локомотивом интеграции» на постсоветском пространстве. «Мы относимся к русскому человеку как к своему», — сказал он, отмечая выгоды СГ для граждан Белоруссии и России. При этом проект СГ надо развивать, отметил Лукашенко, сказав: «Нам здесь надо шлифануться».