В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 27 января 2014 года поступил иск Банка ВТБ к ОАО «Компания Усть-Луга» о взыскании 600 млн рублей. Соответчиком по делу привлечено правительство Ленобласти. ОАО «Компания Усть-Луга» в 2010 году на достройку терминала «ЮГ-2» искало заем в размере 1,5 млрд рублей. За гарантиями по кредиту компания обратилась к правительству Ленинградской области. Однако власти Ленобласти — сначала чиновники, а затем депутаты — долгое время не соглашались выдать под него госгарантии, пишет «ДП». В итоге гарантии были даны в размере 600 млн рублей, и банк ВТБ выдал кредит в размере 1,5 млрд рублей.

Источник в руководстве компании в комментарии ИА REGNUM отметил, что «это абсолютно логичный итог деятельности ОАО „Компания Усть-Луга“». По его словам, в 2009-2011 гг. ОАО «Компания Усть-Луга» (заказчик-застройщик портового комплекса Усть-Луга — прим. ИА REGNUM) активно привлекало заемные средства. «В компании было заложено под гарантии банков все что возможно — вплоть до последнего офисного стула. В условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры, при спаде автомобильного и контейнерного грузопотока, такая политика не могла не привести к банкротству», — рассказал источник. Эксперт также отметил, что ни в коем случае не надо путать весь порт и ОАО «Компания Усть-Луга». «Порт работает, он вполне успешен, и потенциальное банкротство ОАО „Компания Усть-Луга“ абсолютно никак на работу порта в целом не повлияет. Максимум, кто может пострадать, — это терминал „Юг-2“, да и то вряд ли», — отметил собеседник.

По данным отчетности, компания «Усть-Луга» после 2011 года резко сбавила деловую активность. Все участки уже были проданы инвесторам, обороты снизились с 1 млрд рублей в 2009 году до примерно 200 млн рублей после 2011 года. 2013 год в итоге завершился чистым убытком в размере около 600 млн рублей.

Напомним, что ОАО «Компания Усть-Луга» создано в 1992 году специально для реализации проекта строительства на Балтике в Лужской губе Финского залива Морского торгового порта Усть-Луга мощностью 180 млн тонн различных грузов в год. Строительство нового российского порта на Балтике ведется в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России», а используемая при строительстве порта схема взаимодействия участников проекта является одним из первых в РФ примеров успешного государственно-частного партнерства.