В Латвии рассматривают поправки к закону о сексуальном и репродуктивном здоровье, сообщает портал Delfi. Они предполагают, что время, необходимое для принятия решения об аборте, нужно увеличить, чтобы исключить минутную слабость и позволить женщине изучить все аспекты.

Поправки к закону подписали министр здравоохранения Гунтис Белевич, а также парламентарии Имантс Парадниекс, Мартиньш Шицс, Янис Рукс, Неллия Клейнберга и Инга Бите. Один из авторов поправок, депутат Сейма от Нацблока VL/ТБ-ДННЛ Имант Парадниекс уверен, что время, необходимое для принятия решения, нужно увеличить с 72 до 120 часов с момента последней консультации у гинеколога. По словам депутата, в странах ЕС совершенно разный подход к этому вопросу. Например, в Германии дают три дня на принятие решения об аборте; в Бельгии — шесть дней, а в Италии — как минимум, 7 дней. Также в некоторых странах обязательна консультация у врача прямо перед абортом.

Помимо этого, инициаторы поправок предлагает повысить минимально допустимый возраст донора половых клеток — с 18 до 25 лет, а также существенно изменить всю процедуру, предшествующую аборту, ограничив тем самым право женщин на его совершение. В частности, планируемые поправки подразумевают, что перед абортом женщина, а также ее родители должны будут проконсультироваться с рядом специалистов — врачами, социальными работниками, психологами, терапевтами и юристами.

Также авторы поправок призывают называть «матерями» всех женщин, которые находятся даже на минимальном сроке беременности. «Главная установка — сделать все, чтобы катастрофические показатели количества абортов хоть немного снизились», — отметил Парадниекс.

В свою очередь, правозащитники настаивают, что речь идет об «очередной попытке сделать женщину машиной для рождения детей без права на самостоятельное решение». Врач-гинеколог, профессор Университета Страдиня Илзе Виберга заявила на «Латвийском Радио-4», что вместо введения новых ограничений на аборты правительству следовало бы уделить больше внимания вопросу субсидирования контрацептической отрасли. Специалист напомнила, чтио сама процедура аборта, в отличие от европейских стран, в Латвии государством не оплачивается.

«Все издержки на операцию ложатся на плечи самой женщины или ее семьи. Но если уж государство не оплачивает аборты, то оно хотя бы должно делать все, чтобы по возможности сократить их количество, оплачивая контрацепцию. Во многих странах Европы противозачаточные пилюли находятся в списке компенсируемых государством препаратов, но не в Латвии. В той же Эстонии государство оплачивает половину стоимости контрацептивов. Почему и мы не можем перенять чужой опыт вместо того, чтобы изобретать велосипед?», — посетовала врач.

Профессор также не нашла разумного объяснения предложениям правительства об увеличении срока для обдумывания решения об аборте. «Закон о сексуально-репродуктивном здоровье был принят в 2002 году и уже тогда было решено о предоставлении 72 часов на обдумывание решения. Мне не понятно, к чему это время увеличивать. Если бы у нас стало больше абортов, я могла бы согласиться, что есть какая-то проблема. Но за последние двадцать лет число абортов сократилось с 20 тыс. до 5,5 тыс. Нет никаких оснований считать, что этих 72 часов недостаточно», — сказала гинеколог.

Помимо прочего, врач указала и на отсутствие достаточного числа исследований о проблеме абортов в Латвии, чтобы обсуждать новые ограничения предметно. «В Латвии на тему нежелательной беременности проводилось всего два исследования. Одно из них было опубликовано в международном издании и касается молодых женщин от 16 до 25 лет, а второе провела наша группа в 2012 и 2013 году. Других исследований в этой области в Латвии просто нет. Мы анонимно опросили около 800 женщин, сделавших аборт. Из них 75% признались, что консультировались перед этим со специалистом. 85% женщин состоят в стабильных отношениях, 80% женщин сказали, что принадлежат к какой-то религиозной конфессии. Из них только 3% консультировались со священником. 77% опрошенных мужчин поддержали решения своих партнерш», — рассказала Виберга.

Более категоричной позиции придерживается секретарь Комиссии Сейма по социальным вопросам Сильвия Шимфа, выступающая сторонницей новых ограничений на аборты. «Вопрос о жизни и смерти человека нельзя сужать до чисто медицинских категорий. Это более широкая тема. Зарождение новой жизни — вопрос моральный и этический. Человек не просто биологический объект — это целостный индивид с телом и душой. Поэтому проблему абортов мы не можем рассматривать только с точки зрения физиологии», — считает секретарь.

По мнению Шимфы, перед принятием решения об ограничении на аборты, государство должно расширить круг специалистов для бесплатных консультаций, позволяющих женщинам принимать обдуманные и ответственные решения по поводу абортов. «По статистике, число спонтанно прерванных абортов в 2012 и 2013 гг. в Латвии уменьшилось на 5,6%, а количество искусственных абортов снизилось за это же время на 10,5%. Это очень отрадные цифры, но все равно, в 2013 году было совершено 5557 искусственных абортов. Это 5557 неродившихся детей. Мы грустим, когда люди десятками гибнут в терактах, в то время как аборты незаметно забирают тысячи жизней», — сказала парламентский секретарь.