В Министерстве иностранных дел Приднестровья с «недоумением» восприняли заявление генсека Совета Европы Турбьёрна Ягланда в ходе пленарного заседания ПАСЕ 29 января о том, что территории с «замороженными» конфликтами являются «чёрными дырами» с точки зрения защиты прав человека. Об этом говорится в комментарии МИД ПМР, текст которого поступил 30 января в редакцию ИА REGNUM.

В приднестровском ведомстве напомнили, что в 2012 году Приднестровскую Молдавскую Республику неоднократно посещал Томас Хаммарберг — старший эксперт ООН по правам человека в Приднестровье. В отчёте, подготовленном по итогам миссии в Приднестровье, эксперт высоко оценил Основной закон Приднестровья, а также подчеркнул оказанное руководством Приднестровья содействие его работе. В отчёте Томаса Хаммарберга был представлен целый ряд рекомендаций по улучшению ситуации в области защиты прав человека, которые, по утверждению МИД ПМР, последовательно реализуются приднестровскими властями.

В ведомстве также подчеркнули, что «целый ряд международных конвенций и иных универсальных правовых актов на законодательном уровне принят к исполнению на территории Приднестровской Молдавской Республики в качестве рамочных норм права». Среди них — Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него, Международный пакт о гражданских и политических правах и протоколы к нему, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и многие другие.

При этом Министерство иностранных дел ПМР «подтверждает свою готовность и открытость к сотрудничеству со структурами Совета Европы по всему комплексу вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе по тематике прав человека». «Однако, на наш взгляд, подобные безответственные заявления лишь углубляют пропасть недопонимания, что вряд ли, в результате, может способствовать объединению усилий для обеспечения прав человека где бы то ни было», — добавили в МИД ПМР.

«Следует также напомнить, что зачастую права человека в Приднестровье, включая право на свободу передвижения, выбор гражданства, справедливую оплату труда и экономическую инициативу, в большей степени ущемляются ввиду неурегулированного конфликта между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова и целого ряда дискриминационных мер, применяемых соседними государствами против Приднестровья (»Соседних государств" у ПМР всего два — упомянутая приднестровским МИДом Молдавия и Украина, и оба с 2006 года осуществляют блокаду ПМР, с 2014 года принявшую полномасштабный характер. Однако Украину, являющуюся также вторым гарантом и посредником в переговорном формате «5+2», приднестровские власти упоминать «стесняются», поскольку какой-либо позиции по поводу событий происходящих в этой стране и в отношении Донецкой и Луганской народных республик в течение года так и не сформулировали, несмотря на постоянные провокации Киева в адрес ПМР — прим. ИА REGNUM). Такого рода проблемы часто носят более сложный и не эпизодический характер, причиной чего, в частности, является их упорное игнорирование международными правозащитными структурами. Выражаем надежду, что генеральный секретарь Совета Европы в своих будущих выступлениях найдёт возможность упомянуть и об этом измерении ситуации с правами человека в конфликтных регионах", — подвели итог в приднестровском дипломатическом ведомстве.

ИА REGNUM напоминает, что это не первое сравнение Приднестровья с «черной дырой» из уст представителей СЕ и ПАСЕ. В августе 2012 года докладчик ПАСЕ по Молдавии, польский депутат Петр Вах в интервью радиостанции Europa Libera, говоря о своем намерении посетить Приднестровье, от имени Совета Европы назвал ПМР «черной дырой» в плане соблюдения прав человека. После этих выступлений Ваха отдельные приднестровские эксперты заявили, что власти республики не имеют морального права принимать и встречаться с евробюрократом, выступившим с оскорбительными заявлениями в адрес Приднестровья и его властей. В МИД ПМР тогда комментировать слова Ваха отказались. Однако в ходе визита докладчиков ПАСЕ Петра Ваха и Лиз Кристоферсен в Тирасполь в октябре 2012 года ни один из представителей властей ПМР не пожелал с ними встретиться. Впрочем, уже в сентябре 2014 года Ваха дружелюбно приняли в Верховном совете ПМР.