Нефтяная неделя завершилась на оптимистичной ноте. Стоимость марки WTI возрoсла до $47,56 за баррель, а цена на Brent перевалила за психологический рубеж в $50, достигнув $52,37. Минимум для североморского сорта нефти, достигнутый 20 января $48,16 теперь кажется чем-то отдаленным. Однако не стоит выдавать желаемое за действительное. В мировой политике продолжается борьба между Саудовской Аравией, Россией и США за лидерство в нефтяной отрасли. Дно еще не достигнуто, хотя «цены упали слишком низко для всех», полагает президент Saudi Aramco Х. аль-Фалих. Отчет американской Chevron за 4 квартал показал всю сложность ситуации в мировой нефти: корпорация показала прибыль в размере $3,47 млрд ($1,85 на акцию) по сравнению с $4,93 млрд ($2,57 на акцию) за аналогичный период 2013 г., а выручка упала на 18% до $46,1 млрд. Как сообщает New York Times, низкие цены на нефть вынудили Chevron отказаться от проектов по разработке газовых месторождений в Польше.

Администрацию Б. Обамы не останавливает такое положение дел. Америка движется к своей стратегической цели — обогнать русских и саудовцев по добыче нефти к 2017 г. Такой прогноз продвигает в массы Международное энергетическое агентство еще с 2013 г. Дата имеет для нас эпохальное значение — столетие Великой октябрьской революции. Пока же США наращивают коммерческие запасы нефти, которые только за прошлую неделю выросли на 8,9 млн баррелей, составив 406,7 млн баррелей. Агентство Reuters пишет о разочарованных аналитиках, которые ожидали более скромную цифру — 4,08 млн баррелей. Президент США действует вопреки вызовам рынка, предлагая коммерческому сектору начать освоение континентального шельфа. На период с 2017 по 2022 гг. корпорациям планируют отдать под разработку 14 участков в восьми районах: десять из них находятся в Мексиканском заливе, три — у побережья Аляски и еще один — в южной части американского побережья Атлантического океана. Разве саудовцы могут смотреть на подобные инициативы с равнодушием? Они готовы задушить нефтедобычу в Америке еще в зародыше. Потом может быть слишком поздно.

Конгресс США, в котором инициатива принадлежит республиканцам, использует каждый шанс, чтобы показать Белому дому свое несогласие с проводимым нефтяным курсом. 29 января сенаторы идут на беспрецедентный шаг, приняв законопроект о строительстве из Канады к побережью Мексиканского залива нефтепровода Keystone XL. Артерия, соединяющая канадскую провинцию Альберта с американскими штатами Монтана, Южная Дакота и Небраска, откуда прямиком последует к Мексиканскому заливу, может нанести сильнейший удар по корпорациям США, которые едва ли смогут пережить дополнительный импорт 830 тыс. баррелей нефти в сутки с учетом нынешних цен. Именно на такую цифру рассчитывают лоббисты Keystone XL, планируя направить объем на перерабатывающие предприятия в Техасе и Луизиане.

Нет сомнений в том, что Обама наложит вето на проект, который перечеркивает все достижения США на Ближнем и Среднем Востоке с 2011 г., когда регион охватил беспрецедентный хаос. Действия республиканцев — не только борьба за власть внутри американской политической системы, но и месть президенту за срыв арктического проекта ExxonMobil, которая на российском шельфе нашла реальную альтернативу нефти из США и стран Арабского Востока. Теперь все «молитвы» премьер-министра Канады Стивена Харпера обращены в сторону Ирана. Оттава мечтает, что однажды Тегеран заблокирует Ормузский пролив, вынудив Вашингтон дать согласие на строительство нефтепровода. Выступление главы израильского кабмина на Капитолийском холме может помочь делу. Интрига продолжается.

На мировом нефтяном рынке все сильнее ощущается влияние Китая, который предстает не только перспективным импортером, но и «законодателем мод». Стоило Поднебесной обязать 30 января нефтеперерабатывающие предприятия страны хранить нефть в течение 15 дней, как ценовые графики поползли вверх. Азия наступает, и делает это, в первую очередь, в умах международных инвесторов. На Пекин возлагаются большие надежды. Прогноз BP до 2035 г. (ВР Energy Outlook 2035), опубликованный 15 января 2015 г., отдает первенство Китаю, Индии и Западной Европе в потреблении нефти и газа, предрекая замедление импорта в Северную Америку. Глава ВР Group Р. Дадли считает, что увеличение мирового потребления нефти к этой дате в 41% изменит парадигму развивающихся рынков, которые примут на себя 95% этого роста, превратившись в крупнейших импортеров углеводородов на планете.

Только на китайцев и индийцев придется 50% мирового потребления нефти. Для ВР Америка 2035 г. видится страной, вставшей на рельсы энергетической независимости. Британцы полагают, что достижение этой цели возможно только при сокращении импорта нефти в США на 75%, чем и занимается ныне президент Обама и его ближайшее окружение. Дадли убежден: ключевая роль в удовлетворении глобального спроса отводится сланцевой нефти (tight oil) и возобновляемым источникам энергии. Чего больше в этом прогнозе: идеологии или реальной тенденции? Покажет время. А пока вновь перенесемся из будущего в настоящее.

Нефтяная и газовая отрасль Америки переживает стагнацию. Bloomberg сообщает, что на конец января число буровых установок по добыче нефти сократилось на 94 — до 1,223 тыс. Только за последние два месяца нефтяные компании остановили деятельность 352 буровых установок. Количество установок по добыче природного газа также уменьшилось на 90 — до 1,543 тыс., достигнув своего минимума с июня 2010 г. Тяготы ценовой войны переживают все стороны. «Роснефть» уже объявила о переносе бурения нефтяной скважины в Карском море на лето 2016 г. Логика ясна. При таких ценах сложно сохранить маржинальность проектов, требующих значительных вложений. Однако в «Роснефти» не унывают: компания выполнит все свои обязательства на арктическом шельфе за текущий год. Американцам сейчас сложнее: они все поставили на кон, бросив своих ближневосточных союзников на произвол судьбы. Х. Мубарак, З. Бен Али, М. Каддафи, А. Салех и А. Аль Сауд — все они в разной степени поддерживали гегемонию американских корпораций на Ближнем Востоке. Теперь эти политики сошли с политической сцены. В регионе знают кого следует «благодарить».

Единственное напоминание Америки о «славных временах» — $1,4 трлн инвестиций в нефтепром (за 5 лет) и около $353 млрд убытков, которые понесла отрасль (с июля 2014 г. по наши дни) в результате снижения стоимости акций 76 компаний Bloomberg Intelligence North America Exploration & Production index и потеря $40 млрд на высокодоходных облигациях, выпускаемых многими компаниями в секторе бурения, передает портал «Вести».

Январь показал, что 2015 г. будет уважать традиции углеводородной эпохи, где каждый вопрос решает баланс сил или его отсутствие. Нефть растворилась во власти, а в некоторых случаях власть сама растворилась в нефти. Именно эта игра слов отражает современное противостояние между Саудовской Аравией, Россией и Америкой. Разница между тремя державами существенна. Эр-Рияд видит во власти инструмент контроля над нефтью, а Москва и Вашингтон используют нефть ради власти. Ничего личного. Во всем виновата история.