Зимняя командировка в Новороссию требует уделить много внимания своей экипировке. Это летом ходили в тапках и разгрузке на голое тело. В октябре в Донецке уже было нежарко, а в январе появились обмороженные.

Ополченцы до сих пор толком не обеспечены теплой униформой и обувью. Доходило до того, что неодетых-необутых ополченцев снимали с передовой и отправляли в тыл, дожидаться подвоза теплой формы. В частной переписке ребята первым делом просят привезти теплую «Горку» и прочее по мелочам — флисовые шапки, перчатки, термобелье, носки, и только уж потом медикаменты, детское питание, сгущенку…

Популярность «Горки» трудно объяснить ее эксплуатационными достоинствами, это скорее вопрос мировоззренческий, как и многие другие, подчас неожиданные вещи в этой войне историков. Эксплуатационные качества брезента, мягко говоря, преувеличены. Один русский реконструктор продал на Ebay самоcшитый «лифчик» времен афганской кампании. Как положено, брезентовый с деревянными клевантами. Получив товар, его американский покупатель пишет: «Че это за хрень?!» На что продавец ему отвечает: «This is brezent. Its russian cordura».

Если «Сайга» — народный карабин, то «Горка» — воистину народная униформа. Мы, счастливые обладатели «Сайги», шутим, что карабин создали для того, чтобы народу было куда приложить руки. А также, что покупателю «Сайги» должны бесплатно давать напильник. Также счастливому покупателю «Горки» должны выдавать набор — иголка, нитки, лоскут брезента и пенополиуретановый коврик.

Изначально отличительным камуфляжем ополченцев стала трехцветная «цифра», в которой стрелковцы появились в Славянске. Единообразное обмундирование стрелковцев стало поводом говорить, что это и не добровольцы вовсе, а российские спецслужбисты. Потом ополченцы старались одеваться в российскую общевойсковую форму образца 1998 года (ВСР-98), более известную как «Флора». Ее практичность, удобство и носкость вообще не подлежат обсуждению. ВСР-98 воплощает исконный российский принцип: чем хуже, тем лучше. Сшитая кривыми ручками надьтолоконниковых и других зечек, «Флора» способна хорошо сидеть разве что на Квазимодо. Снабженная шестью карманами-портфелями и двумя прорезными, «Флора» не имеет ни одного надежно застегивающегося кармана — застежка «Велкро» не обеспечивает надежной фиксации набитого кармана, а пуговицы расстегивать долго и неудобно. Зато, пожертвовав картинностью ношения формы, ополченцы получили ряд безусловных преимуществ:

1. Застежка типа «Мабута» (пуговицы скрыты полоской ткани). При переползании по-пластунски пуговицы остаются на месте, а не на местности.

2. «Флора» сшита из толстой хлопчатобумажной дерюги. Натуральный х/б незаменим летом — он прекрасно впитывает и испаряет. А толщина ткани надежно защищает от колючек.

3. В процессе эксплуатации «Флора» быстро теряет цвет. Как ни странно, это тоже ее достоинство. Хорошо выцветшая ВСР-98 приобретает высокие маскировочные качества, сопоставимые с мультикамом, особенно это касается лесостепной зоны.

Ближе к осени на первое место по популярности среди народного ополчения Донбасса вышла «Горка». Это, пожалуй, самая популярная на сегодня российская униформа. Бренд «Горка» был раскручен благодаря действиям горного спецназа в Чечне. А кроме того, это оказалась первая после «Флоры» автохтонная российская униформа. При всем богатстве расцветок российского камуфляжа, все они являются заимствованиями с западной униформы. А «Горка» стала своеобразной предъявой — а мы и сами с усами. За это ее и полюбили.

Надо сказать отдельное «спасибо» компаниям, которые стали выпускать «Горку» на флисовой подкладке. Теплая форма на синтепоне хорошо греет, но если отсыревает, то высушить над костром или буржуйкой ее невозможно. Зато очень даже возможно прожечь или спалить рукав. Флис же позволяет высушить «Горку» даже без огня — просто вывесив на ветру. Однако и тут не обошлось без ложки дегтя — решили пришивать подкладку на брюках только до колена. Из-за этого фокуса коленки очень мерзнут.

Сделано это для того, чтобы намокшую снизу штанину было легче чистить и сушить. Но вообще-то туристы и альпинисты для этого используют «фонарики». Их давно уже выпускают и черными, и камуфлированными. А пока с зимней «Горкой» приходится надевать высокие толстые носки, учитывая, что во фронтовых условиях выбор носков невелик — они или есть, или их нет.

Всякий уважающий себя человек на войне носит пластиковые наколенники. Они не только защищают коленную чашечку от травм при стрельбе с колена, но и пережимают вены на ноге, сползают на голень, и нога под ними безбожно потеет. Почему-то никто до сих пор не додумался сразу пришивать на униформу шлевки в области коленей. А вот интегрировать наколенник в саму униформу догадались. К сожалению, «Горки» это не касается. Поэтому, купив «Горку», мы оказываемся перед выбором: пришить шлевки или подпороть усиление ткани на колене и вставить туда кусочек пенополиуретанового коврика. Первое — надежнее, второе — удобнее.

С появлением разгрузочных жилетов, штурмовых ранцев и прочего тактического снаряжения карманы-портфели на униформе утратили свою функцию. На «Горке» и бедренные, и нарукавные карманы выполнены просто накладными. На практике в бедренный карман-портфель сбрасывают отстрелянный магазин за неимением сумки сброса магазинов. А в накладной карман, тем более такого размера, как на «Горке», магазин просто не помешается по высоте, а при перемещениях выпадает.

И, наконец:

1. Если уж вы сделали карманы на пуговицах, так поставьте канадскую пуговицу — пришитую стропой, а не ниткой!

2. Зачем сделали тряпичный шнурок на снежном манжете?! Он же отрывается через полраза! А резинку вшить слабо было?!

Куртки «Горки» выпускаются в двух вариантах. Куртка-анорак имеет карман-кенгуру на животе, обычная куртка — два боковых кармана. Если пользоваться нагрудником или разгрузочным жилетом, а не РПС, то в боковые карманы отлично помещаются ручные гранаты.

Ручную гранату старается держать при себе каждый ополченец. После того как из донецкого аэропорта вытащили тела запытанных украинскими военными пленных, граната приобрела для своих владельцев новый зловещий смысл.