По итогам консультаций с парламентскими партиями президент Николай Тимофти принял решение назначить либерал-демократа Юрия Лянкэ на должность премьер-министра и поручить ему сформировать новое правительство, пишет NewsMaker. В поддержку кандидата от либерал-демократов уже высказались и демократы. Между тем кандидатуре действующего премьера противятся коммунисты, без голосов которых правительство не утвердить. Эксперты считают шансы Лянкэ минимальными, а его выдвижение — благовидным способом избавиться от пользующегося поддержкой ЕС кандидата руками коммунистов. Помешать этому сценарию могут либералы.

Контролируя лишь 42 из 101 места в парламенте, либерал-демократы и демократы, создавшие «Альянс за европейскую Молдову», теперь вынуждены искать недостающие голоса, продолжает NewsMaker. Для утверждения правительства необходима поддержка 51 депутата. Пока же голосовать за правительство Лянкэ помимо либерал-демократов готовы лишь их партнеры по альянсу — демократы. «Мы поддержим любого кандидата, выдвинутого ЛДПМ», — сказал председатель Демпартии Мариан Лупу. Демократы, по его словам, также попытаются убедить другие фракции «отодвинуть на второй план личные амбиции» и поддержать правительство Лянкэ.

Коммунисты, однако, заявили, что выдвинутые ими ранее условия поддержки миноритарного правительства ЛДПМ-ДПМ остаются в силе, пишет NewsMaker. Каковы эти условия, участвовавшая в консультациях с президентом депутат от ПКРМ Виолетта Иванова уточнять не стала, отметив, что среди них есть и «вопрос о кандидатуре в премьеры». «Мы выдвинули ряд условий, в том числе назвали и фамилии, за которые мы готовы проголосовать, чтобы оказать или отказать в поддержке миноритарного правительства. Наши партнеры знают их очень и очень хорошо», — сказала Иванова. От прямого ответа на вопрос, готовы ли коммунисты поддержать правительство во главе с Юрием Лянкэ, переговорщики-коммунисты уклонились. «Консультации продолжаются», — сказал другой участник консультаций от ПКРМ, депутат Олег Рейдман.

Источники NM во всех трех партиях — ЛДПМ, Демпартии и ПКРМ — подтвердили, что именно неприятие коммунистами кандидатуры Лянкэ на пост премьера является главным предметом разногласий в ходе переговоров по поводу утверждения правительства, продолжает NewsMaker. Коммунисты говорят, что не могут поддержать правительство и премьера, которого они неоднократно пытались отправить в отставку через вотум недоверия на протяжении последних полутора лет. В качестве компромиссной называется кандидатура главы МИД Натальи Герман.

Ситуация для проевропейских партий, в особенности для либерал-демократов, осложняется тем, что на кандидатуре Лянкэ настаивают европейские партнеры, пишет NewsMaker. Источник NM из числа влиятельных либерал-демократов сообщил, что разногласия относительно кандидатуры Лянкэ внутри ЛДПМ преодолены. Согласился с его выдвижением и лидер ЛДПМ Владимир Филат, чей конфликт с Лянкэ хоть и не афишируется, но не является секретом. «В партии считают принципиально важным на фоне сотрудничества с коммунистами показать свою жесткую прозападную позицию. Кандидатура Герман в этом смысле тоже хороша, но ей на то, чтобы освоиться в должности, понадобится время, которого нет. Так что по состоянию на сейчас фракция ЛДПМ готова голосовать за Лянкэ», — сказал собеседник.

Экс-премьер Ион Стурза скептически оценивает перспективу утверждения нового правительства во главе с Юрием Лянкэ, продолжает NewsMaker. «Лянкэ могут предложить, но его кандидатура будет отклонена. Когда тебя не хочет твоя же партия, ее лидер, а также другая партия, голоса которой необходимы, то шансы очень малы. Да и сам Лянкэ, думаю, не очень стремится стать премьером, чтобы быть марионеткой в чужих руках», — сказал Стурза. Минимальными называет шансы Лянкэ остаться в кресле премьера и политолог Игорь Боцан, пишет NewsMaker. «Мы видели реакцию Партии коммунистов, она означает, что кандидатура Юрия Лянкэ не подходит для ПКРМ. Да и в целом эта история с выдвижением Лянкэ в действительности выглядит как сценарий, направленный на то, чтобы избавиться от Лянкэ, прокатить его руками ПКРМ, а потом договориться с теми же коммунистами о другой кандидатуре», — сказал Боцан.

Нарушить такой сценарий, если он действительно существует, теоретически могли бы либералы, ранее не раз заявлявшие, что отстаивают позицию европейских партнеров и выступают против участия ПКРМ во власти, продолжает NewsMaker. По итогам консультаций у президента лидер либералов Михай Гимпу не стал исключать возможность того, что ЛП проголосует за правительство во главе с Лянкэ. Он добавил, что коль скоро нет парламентского большинства, то и ЛП не считает себя оппозицией.

Кто однозначно считает себя оппозицией и не собирается участвовать в утверждении правительства, так это социалисты, пишет NewsMaker. Свою позицию на этот счет лидер Партии социалистов Игорь Додон подтвердил на встрече с главой делегации ЕС в Молдавии Пирккой Тапиолой. По словам Додона, легитимность ноябрьских парламентских выборов находится под большим вопросом, а «обе партии, объявившие себя правящей коалицией, контролируются олигархами». В этих условиях ПСРМ «будет в жесткой оппозиции к правящему альянсу и будет добиваться досрочных парламентских выборов». Кратчайшим путем к ним как раз является двукратное отклонение парламентом предложенной президентом кандидатуры премьера и сформированного им правительства, подводит итог издание.

Ставшее за последние пять лет привычным для молдавского общества словосочетание «политический кризис» с постновогодним задором, с азартом и новой силой зазвучало в устах комментаторов, упивающихся собственным трезвомыслием, пишет «Пульс». Так, будто уже само по себе озвучивание данного прогноза они в качестве спасения несут стране через всеобщее прозрение. Стране и обществу с первых дней дают понять, что не то чтобы стабильности не будет, а и даже стабилизации, попытки стабилизировать, и тогда… Никто не знает, что будет «тогда» конкретно. Но на всякий случай намекают на хаос. Почему? Потому что послевыборную сделку между так называемыми «проевропейскими партиями» перечеркнули «коварные коммунисты».

Против «коварных коммунистов» в этот раз восстали, что примечательно, все «типа ультра», продолжает «Пульс». И хорошо раскрывшиеся за последние пять лет молдавские ультраправые, и те, кто декларирует себя ультралевыми. И тех, и других объединили попытки связать в один союз Партию коммунистов и объявленный на днях альянс ЛДПМ и ДПМ «За европейскую Молдову».

Что характерно, ПКРМ категорически и, как говорится, «на всех углах» дистанцируется от новосозданной правящей коалиции партий Филата и Лупу, пишет «Пульс». В свою очередь, такие декларативно-непримиримые парламентские формирования, как ПСРМ и ЛП, объединились в обвинении Партии коммунистов в мнимом альянсе с политическими противниками. Исходя из риторики, ПСРМ и ЛП стремятся к общей цели — не дать стране ни законодательную, ни исполнительную ветвь власти и в итоге спровоцировать досрочные выборы.

Между тем за Партию социалистов, по официальным данным, проголосовало порядка 328 тысяч граждан, за Либеральную партию — еще немногим более 150 тысяч, продолжает «Пульс». За ПСРМ проголосовали люди, поверившие перспективам восточного вектора развития, за ЛП — в основном те, кто объединение с Румынией видит в качестве возможности скорейшего конвертирования евроинтеграционных устремлений Молдавии. И те, и другие группы граждан отдали свои голоса в пользу той или иной идеи, веря, что это пойдет на благо страны в целом и каждой из их семей или близких им семей в частности.

Но ни малейшего сомнения нет в том, что упомянутые голоса были отданы не в пользу нового витка политической безысходности, плачевный пример которой Молдавия наблюдала с 2009 года, пишет «Пульс». Сложись коалиция ЛДПМ — ДПМ — ЛП — самое время было бы проводить параллель с периодом 2011-2013 гг. Отнюдь не лучшим периодом с точки зрения роста благосостояния граждан, отнюдь не самым плодотворным с позиций обеспечения всесторонних интересов страны.

Партия коммунистов действительно все сейчас изменила, продолжает «Пульс». И действительно у ПКРМ была возможность повторить прошлую парадигму глухой оппозиции с самой верной — в смысле конъюнктуры — политической подоплекой, но без перспектив решения конкретных проблем людей. Вместо этого Партия коммунистов доказала, что является значительной силой, способной и призванной изменить молдавский политикум, подводит итог издание.

Политической неопределенностью мы завершили прошлый год, такой же неопределенностью начали нынешний, пишет «Независимая Молдова». Хотя и не скажешь, что за прошедший месяц ничего не происходило. По большому счету, произошло много чего. Те же переговоры, консультации, дискуссии по формированию очередной правящей коалиции. Тот же, мягко говоря, неоднозначный десант европейских эмиссаров, попытавшихся чуть ли не на трапе самолета указать известным партийным лидерам, как слепить новое правление в нашей стране. Та же оскорбительная идея о призыве иноземного варяга на пост генпрокурора суверенной Республики Молдова. Те же набирающие силу, со всеми признаками шантажа, пока полуофициальные заявления из-за Прута — о том, кто должен быть назначен молдавским премьером, куда нам идти, как жить, насколько необходима активизация румынского воздействия на молдавское государство.

Нам объясняют: затянувшиеся уже на месяцы переговоры по формату правления олицетворяют фундаментальность подхода к этому вопросу со стороны соответствующих партий, продолжает «Независимая Молдова». Нас приучают к мысли: существовать Молдавия может только под иностранной опекой. Нам навязывают НАТО и Евросоюз через объединение с Румынией. Нас пугают украинским сценарием и шаткостью миноритарного правительства… Нужно обладать большой ответственностью и смелостью, чтобы в условиях формально-математического перевеса в парламентских голосах оппонентов не встать в позу тупого всецелого неприятия, но вступить с ними в дискуссию. Так поступила оставшаяся оппозиционной Партия коммунистов. ПКРМ создает сейчас рычаги воздействия и инструменты контроля над сформировавшимся двухпартийным альянсом, не участвуя в нем никоим образом. Щука в реке не дает карасям дремать! Для нынешней Молдавии это пока единственно приемлемый вариант. И, пожалуй, наиболее оптимальный выход из неопределенности.

Партия коммунистов, осознавая моральный уровень бывшей — нынешней власти, не оставляет места для иллюзий, пишет «Независимая Молдова». Но, учитывая совершенно запутанную внешнюю и внутреннюю ситуацию, учитывая все риски и провокации геополитической конъюнктуры, надо было действовать. Нельзя просто стоять в стороне и ехидно, цинично и саркастически улыбаясь, наблюдать, как рушится хрупкая молдавская государственность. Надо было обеспечить стабильность и дать стране еще один шанс. Партия коммунистов будет придирчиво контролировать действия власти, пытаясь остановить коррупцию, хищения госимущества, принятие незаконных решений. Удастся ли это или нет — это уже другой вопрос. Но, в качестве партии государственников, коммунисты обязаны попытаться.

Партия коммунистов понимает, что надо любой ценой остановить политическую, социальную, моральную деградацию, продолжает «Независимая Молдова». Надо остановить разделение общества. ПКРМ не участвует в мышиной возне дележа портфелей, пытаясь ответить на более глубокие и важные вопросы: как можно преодолеть разрушающие страну риски и провокации? Как сохранить государство и восстановить единство и межнациональное согласие? Все это можно сделать лишь в условиях политической стабильности, путем консенсуса между всеми политическими силами Молдавии. Такими, какие они есть.

ПКРМ осознает все политические риски, связанные с этим решением, пишет «Независимая Молдова». Уж очень разобщено и радикализировано общество. Но риск оправдан, поскольку сегодня нет никакого другого решения для данной проблемы. Практически не осталось времени для экспериментов, для политических баталий, для баррикад. Кто знает: будет ли еще время, будет ли еще один шанс?

Надо понимать, что политическая ситуация не оставляет места для маневра, продолжает «Независимая Молдова». В парламент попали пять партий, две из которых выделяются радикальными заявлениями и поведением, чья политика во многом противостоит интересам Молдавии. Голосование за руководство парламента обеспечило функционирование законодательной власти, стабилизировало политическую ситуацию в нашей стране. И не стоит забывать, что это политическое решение позволило: 1. Устранить от власти Гимпу, самого радикального политика Молдавии, униониста и сторонника вступления Молдавии в НАТО; 2. Уменьшить влияние внешнего фактора в принятии решений по внутренней политике; 3. Остановить экспансию Румынии в молдавскую политику; 4. Сохранить нейтральный статус Республики Молдова, что особенно важно в контексте украинских событий; 5. Ослабить напряжение в обществе. Несмотря на большое количество желающих запустить в нашей стране маховик конфликта, сегодня у них намного меньше шансов для этого.

Партия коммунистов осознает все политические риски, связанные с голосованием 27 января за формирование руководящих органов парламента, но сегодня важны действия, а не говорильня, пишет «Независимая Молдова». Тем более что пять лет глухой оппозиции привели партию к краю пропасти. И сегодня было намного проще оставаться в оппозиции, критиковать власть, которая допустит массу ошибок, собирать электоральные очки до следующих парламентских выборов. И что бы это изменило в Молдавии? Стали бы лучше жить люди? Успокоилось бы общество?

Молдавия балансирует над пропастью, продолжает «Независимая Молдова». Бездна не только экономическая или социальная. Страна на грани коллапса. В таких экстремальных условиях не может идти речь о классическом соперничестве между партиями. И даже сложно говорить о выборе наименьшего из двух зол. Речь идет о выживании государства, которое рискует исчезнуть с политической карты мира. Риски очень велики. Для всех, включая партии власти — Демократическую и Либерально-демократическую партии. Если партии власти не изменят своего отношения к государству и к обществу, они исчезнут. Общество не будет и дальше терпеть удушающий уровень коррупции, антисоциальные программы, подконтрольную судебную систему. Если Молдавия не будет проводить реальные реформы, если не будет модернизироваться, если не будет меняться политическая система на всех уровнях, шансы на выживание будут уменьшаться с каждым месяцем. Речь идет о выживании государства и политических элит.

Отчаянные попытки поиска решений и идей за границей не принесут пользы, скорее наоборот, пишет «Независимая Молдова». Идея с импортируемым генеральным прокурором на слух воспринимается хорошо, но на практике это означает еще один шаг в сторону объединения с Румынией. Любой заграничный специалист, призванный в Молдавию, будет из Румынии. И это приведет к окончательному закреплению известного тезиса о том, что нам не нужны парламент, правительство и президентура в Кишиневе, поскольку у нас все это есть в Бухаресте.

Политическая система Молдавии прогнила, судебная система, силовые структуры подконтрольны, продолжает «Независимая Молдова». Но выход из ситуации не может прийти извне, его надо искать в Молдавии. Пока мы не избавимся от комплекса «старшего брата», будь он в Москве или Бухаресте, мы не сможем построить по-настоящему суверенное и независимое государство. К этой цели ведет длинная дорога… И каждый шаг, который делают политики, должен быть ответственным, должен приближать нас к этой цели, подводит итог издание.

Спустя два месяца после парламентских выборов у нас есть кандидат в премьер-министры, пишет Ziarul National. Президент Николай Тимофти подписал указ, и Юрий Лянкэ стал официальным претендентом на пост главы Кабмина. Говорят, Филат выдвинул Лянкэ, но так, чтобы коммунисты за него не проголосовали. Действительно, это возможно. Но совсем по другим причинам.

Какова реальность на данный момент? — продолжает Ziarul National. У нас есть альянс ЛДПМ — ДПМ, функционирующий парламент и миноритарное правительство, за которое нужно проголосовать. Кто же за него проголосует? Конечно же, альянс — 42 голоса. Понятно, что ПСРМ не проголосует, так как она в оппозиции, и не только по отношению к альянсу, но и ко всей Республике Молдова (вы когда-нибудь видели такое — чтобы вся фракция в полном составе ездила в Москву? Ну Додон и Гречаная еще там о чем-то поговорят, а остальные? Съездят, чтобы потом сказать нам, что видели Ильича, как в том анекдоте?).

ПКРМ тоже не проголосует за правительство Лянкэ, пишет Ziarul National. Воронин уже и объяснил почему — потому что фракция партии уже восемь раз выдвигала против него вотум недоверия. ПКРМ объявила, что поддержит миноритарное проевропейское правительство, при некоторых незначительных условиях. Коммунисты проголосовали за руководство парламента и формирование комиссий, получив при этом место вице-спикера в президиуме законодательного органа.

Между тем, когда был назначен кандидат на пост премьер-министра, риск досрочных выборов вырос в разы, продолжает Ziarul National. ПКРМ, как опытный игрок, повысила ставки и может требовать взамен гораздо больше, чем несколько руководящих должностей в обмен на поддержку правительства. Все эти условия и ставки будут появляться не только при голосовании за правительство, а каждый раз, когда будут нужны голоса коммунистов. Вне зависимости от того, кто будет руководить правительством, за которое проголосуют коммунисты, им придется управлять Кабмином как машиной со сломанной коробкой передач.

В этой ситуации есть еще одна неизвестная — ЛП, пишет Ziarul National. Почему неизвестная? Потому что, возможно, даже члены этой партии не в курсе, что еще взбредет в голову их лидеру. До сих пор его игра была не очень. Он пытался изобразить сурового игрока, который умеет блефовать. Да, блеф — это искусство. С его помощью можно многого добиться. Но это только при условии, что другие игроки поверят в твой блеф. Но не сложилось.

Остальное — красивые слова, часть уже другой, излюбленной молдавской игры — в патриотизм, продолжает Ziarul National. В сочетании с изображением жертвы приводит к неожиданным результатам. Но проблема в том, что мы и политики немного по-разному понимаем патриотизм. Мы настолько наивны, что не верим, что патриотизм — это последнее прибежище негодяев. Мы верим, что это возможность что-то сделать для страны. Даже (и особенно) бескорыстно.

Набрав на выборах больше голосов, чем демократы, либерал-демократы получили пост премьер-министра и большое число министерских кресел, пишет Ziarul National. Формально они играют первую скрипку. И все же тональность будущих политических концертов, возможно, будут задавать другие.

Несмотря на многочисленную парламентскую группу, ЛДПМ сейчас оказывается все же младшим партнером ДПМ, считает политический аналитик Игорь Боцан. И, по большому счету, он не ошибается, продолжает Ziarul National. Партия коммунистов, которая, как планируется, будет молча поддерживать со стороны оппозиции новую правящую коалицию, фактически слилась с ДПМ, а вовсе не с ЛДПМ. Это ясно всем.

При незначительных исключениях у коммунистов уже давно нет серьезных разногласий с демократами, пишет Ziarul National. Между ними установилось удивительное единство мнений. Так, партия Мариана Лупу, при поддержке партии Владимира Воронина, стала главной политической силой в стране, хотя на выборах 30 ноября была только на четвертом месте.

Но почему коммунисты стали вдруг такими послушными, если не сказать — покорными? — продолжает Ziarul National. Как превратились в галерку для демократов? Пытаясь объяснить этот феномен, Игорь Боцан утверждает, что Партия коммунистов озабочена собственным выживанием, и для этого она переключилась на европейский вектор, так как нынешние геополитические условия не оставляют выбора. Это так, но только до определенного момента. На самом деле, Воронин еще прошлой осенью понял, что в условиях русско-украинской войны ставить на Москву опасно, что заставило его переключиться на ЕС. Но все же это не объясняет апатичности ПКРМ на выборах и показное братание с ДПМ.

Кажется, что Партия коммунистов, как бы парадоксально это ни звучало, нацелена не на выживание, а на исчезновение, пишет Ziarul National. Или, точнее, спокойную смерть, тихую и выгодную. Воронину понятно, что нынешняя ситуация не сулит ему никакого выигрыша, ни со ставкой на Россию, ни со ставкой на коммунистический бренд, который выдыхается на наших глазах. Последние выборы показали, что серп и молот уже не обладают магической силой, как раньше. И так как Воронин понимает, что, учитывая его возраст, у него нет времени реанимировать партию, он решает нажиться хотя бы не ее похоронах.

Как уже стало понятно, лидер коммунистов практически продал формирование в обмен на синекуру для себя и своих партийных олигархов, продолжает Ziarul National. Коммунисты, говоря политическим языком, хотят умереть демократами. И в ДПМ они нашли тот образ, в котором хотят жить дальше, после формальной смерти. Учитывая полную совместимость двух партий, сегодня готовится их дальнейшее слияние. Однако, с точки зрения позиционирования ПКРМ и ДПМ на политической арене, они уже составляют единое целое. Итак, с Партией коммунистов на буксире, ДПМ стала самой влиятельной политической силой на данный момент. А их слияние, в той или иной форме, это только вопрос времени, подводит итог издание.

Возможно, исполняющий обязанности главы Кабмина Юрий Лянкэ — не самый подходящий кандидат на должность премьер-министра Республики Молдова в это время, столь неспокойное как внутри страны, так и за её пределами, пишет IPN. Возможно, в этих условиях нам необходим гораздо более мощный локомотив, способный ещё сильнее и увереннее тянуть за собой поскрипывающий молдавский поезд к станции, более подходящей для жизни, чем та, на которой он сегодня стоит. Возможно, правы заявляющие о том, что сейчас, в разгар экономического кризиса, во главе правительства нам нужнее бизнесмен-технократ, чем политик-дипломат. Возможно, правы и те, кто утверждает, что премьер-министром может быть лишь человек, способный настоять на собственном видении будущего состава правительства, в результате чего все без исключения министры, заместители министров и заместители их заместителей окажутся неподкупными, честными, добросовестными и профессиональными.

Но столь же верно и то, что в нынешних запутанных обстоятельствах — политических, экономических и социальных, местных, региональных и международных — Юрий Лянкэ, если сравнивать его с любым другим публичным лицом нашей страны, больше соответствует вышеперечисленным условиям, а также и другим, возможно, ещё более важным, продолжает IPN. В настоящий момент Лянкэ является своего рода символом способности Республики Молдова двигаться вперёд, как и символом возможного компромисса, быть может, даже уникального и хрупкого, между основными политическими силами, с одной стороны, и между этими силами и обществом — с другой. Это один из немногих символов всё ещё возможной в Республике Молдова политической стабильности.

До, во время и после парламентских выборов 30 ноября 2014 года действительно важна была возможность продолжения и углубления процесса европейской интеграции Республики Молдова, со всеми его «скрипами», пишет IPN. На данном историческом этапе европейская интеграция необходима Республике Молдова, поскольку это единственная возможность модернизировать страну согласно моделям, функционирующим уже многие десятилетия, и которые сохранят свою работоспособность ещё в течение многих десятилетий. Модернизировать её при помощи реально имеющихся для достижения этой цели средств и финансов. Другого пути не существует в этой части мира, или даже во всём мире, на данном историческом этапе его развития. Быть может, когда-нибудь он появится, но сейчас его нет, в особенности для Молдавии.

Отказ от кандидатуры Лянкэ будет означать реальную угрозу досрочных выборов, реальную перспективу победы не- и антиевропейских сил, в результате которой, соответственно, будут задвинуты в ящик Истории и наш общий шанс изменить свою жизнь, и Молдавия в целом — на десятилетия, если не на столетия вперёд, продолжает IPN. Это стало бы развязкой, с одной стороны, несправедливой по отношению к нам всем, но и неестественной для основных политических сил, участвующих в процессе формирования нового правительства.

Отклонение кандидатуры Юрия Лянкэ Партией коммунистов с самого начала скомпрометирует новый правящий альянс и сразу же продемонстрирует правоту тех, кто утверждает, что на самом деле ПКРМ участвует в управлении государством и фактически контролирует «Альянс за европейскую Молдову» в осуществлении им ключевых действий, пишет IPN. Как ещё можно интерпретировать неспособность альянса оказать поддержку собственному правительству? Общество легко может себе представить, какая судьба ожидает остальные цели властей, особенно те из них, что связаны с реформами, модернизацией, европеизацией. Поэтому тот момент, когда придётся начать поиски другого премьер-министра, взамен Лянкэ, следует считать моментом старта досрочных выборов. В том числе потому, что это резко снизит степень легитимности нынешней власти. Это произойдёт в том случае, если и ЛП не поддержит правительство Лянкэ.

Несмотря на все спекуляции, которые, возможно, в какой-то момент могли иметь под собой реальную основу, сегодня ЛДПМ на самом деле заинтересована в том, чтобы именно Юрий Лянкэ был избран на пост главы нового правительства, причём с первой попытки, продолжает IPN. Скорые досрочные выборы усилят нисходящий тренд партии с точки зрения её присутствия в парламенте. Эта тенденция может оказаться ещё более выраженной, если досрочных выборов удастся избежать путём формирования альянса другого цвета, возможно, в составе ПКРМ и ДПМ, или даже ПКРМ + ДПМ + ПСРМ. ЛДПМ, которая заявляет о себе и действительно является самой решительно настроенной партией в смысле европейской интеграции, придётся в значительной мере взять на себя вину за провал этого курса. И если европейский курс исчезнет с повестки дня правительственной политики, легко представить, что может случиться с партией, лишённой рычагов для продвижения фактически единственного смысла своего существования.

Другим аргументом в пользу честности данной позиции ЛДПМ является поведение Юрия Лянкэ после назначения его кандидатуры, пишет IPN. Это поведение свидетельствует о том, что Лянкэ уверен в поддержке со стороны собственной партии, в противном случае он не дал бы своё согласие на подписание президентом Тимофти указа о своём назначении, либо вёл бы себя по-другому. Масштаб консультаций, которые были запущены на прошлой неделе и продолжаются в эти дни, ни в коей мере не указывает на то, что он подчинился возможному процессу «публичного жертвоприношения», на тему которого так активно спекулируют некоторые.

ДПМ является единственной партией, которая уже частично реализовала свои цели, возглавив парламент, продолжает IPN. У ДПМ на скорых досрочных выборах окажется не больше шансов на успех, чем их было у неё 30 ноября 2014 года, если не меньше. Для ДПМ Юрий Лянкэ является известным и предсказуемым политическим персонажем, в некотором роде даже союзником, учитывая поддержку, оказанную им Виктору Понте на президентских выборах в Румынии — в условиях, когда ДПМ и СДП Виктора Понты имели официальные партнёрские отношения, а ЛДПМ и Европейская народная партия поддержали кандидатуру нынешнего президента Клауса Йоханниса.

ПКРМ больше выиграет как политическая партия, если сохранится нынешний миноритарный правящий альянс, а отказ коммунистов проголосовать за Юрия Лянкэ ускорит распад альянса и приведет к досрочным выборам, пишет IPN. Долгое пребывание в парламенте позволило бы ПКРМ «зализать раны», спровоцированные зрелищным падением формирования за последние годы. Досрочные выборы, напротив, ускорили бы катастрофическое обессиливание ПКРМ. И в новом правящем формате, возможно, с ДПМ и ПСРМ, коммунисты больше потеряют, чем выиграют, потому что понятно, что ПСРМ сильно продвинется именно за счет ПКРМ. Следовательно: если ПКРМ не самоубийца, то должна проголосовать за Лянкэ. Сделанные ранее заявления против Лянкэ адресованы, скорее всего, электорату коммунистов, чтобы предотвратить некоторые обвинения в поддержке правительства, которое выступает за европейскую интеграцию Республики Молдова. Кроме того, эти заявления, возможно, призваны подготовить почву для новых требований в адрес альянса.

ЛП не вошла в правящий альянс и имеет право не участвовать в играх тех, кто попал во власть, продолжает IPN. Если европейская интеграция остается приоритетной политикой этой партии, то в ее интересах проголосовать за Юрия Лянкэ. Именно так ЛП получит реальную возможность поддержать и даже контролировать и укрепить процессы модернизации и европеизации Республики Молдова. Это нужно сделать не столько для того, чтобы иметь хорошие отношения с Юрием Лянкэ, и с его помощью продвигать определенную политику. Более существенной, но оставшейся без внимания либералов, кажется идея о том, что ЛП может быть в оппозиции к ЛДПМ и ДПМ, и предоставить поддержку миноритарному правительству в обмен на рычаги управления над реформами в юстиции и другими процессами, связанными с европейской интеграцией. Сохраняют ли лидеры ЛП интерес к европейской интеграции и реальный ли это интерес? В скором времени мы узнаем ответы на эти вопросы.

Скорее всего, ЛП не боится досрочных выборов, потому что в случае их проведения может укрепить в некоторой степени свою позицию, но наверняка не настолько, чтобы управлять самостоятельно, и непонятно, с кем сможет создать альянс, поскольку до сих пор так и не смогла ни с кем создать коалицию, пишет IPN. Возникает, скорее, вопрос, хочет ли ЛП досрочных выборов и готова ли их спровоцировать? Даже ценой прихода к власти провосточных партий? Но что выиграет сама ЛП и ее лидеры в таком случае?

Согласно одной из версий, Михай Гимпу надеется на то, что выкинет из власти «плохих парней», с которыми воюет всякий раз, когда не находит общий язык, продолжает IPN. Тогда можно предположить, что для достижения целей он готов «поджечь Храм», а храм — это европейская интеграция. Сейчас ему представлена возможность оставить храм нетронутым, проголосовав за Юрия Лянкэ, взамен рычагов контроля над «плохими парнями», подводит итог издание.

Либерально-демократическая партия Молдавии и Демократическая партия включили в соглашение о создании политического альянса «За европейскую Молдову» отдельную норму, которая гласит, что «должность президента Республики Молдова не подлежит дележу по политическим критериям», пишет Tribuna. Там же говорится, что «во избежание политической пробуксовки и политического кризиса, с которыми сопряжено предполагаемое неизбрание президента Республики Молдова, стороны сформируют в течение 30 дней после создания альянса экспертную комиссию с участием представителей, делегированных европейскими партнерами по развитию, эта комиссия должна будет разработать рекомендации и решения для избрания нового президента Республики Молдова по истечении мандата нынешнего президента».

По сути, такой формулировкой эти две партии признали, что у них пока еще нет решения для одной из самых серьезных политических проблем, которая ставит под угрозу стабильность в Республике Молдова и которая в не столь отдаленной перспективе может запустить механизм досрочных парламентских выборов, продолжает Tribuna. Почему же тогда, если у них еще нет решения для данной проблемы, ЛДПМ и ДПМ настояли на том, чтобы она упоминалась в соглашении о создании альянса «За европейскую Молдову»? Во-первых, было очень важно отметить принципиальную позицию этих двух партий о том, что должность президента страны не подлежит дележу по политическим критериям. Это был четкий сигнал, переданный представителям Либеральной партии, которые в ходе переговоров неуклонно настаивали на дележе соответствующей должности. Поскольку по большому счету камнем преткновения для новой предполагаемой коалиции ЛДПМ — ДПМ — ЛП стала именно должность президента, ЛДПМ и ДПМ не могли в тексте соглашения обойти данный аспект вниманием. В то же время либерал-демократы и демократы хотели убедиться в том, что и со стороны коммунистов не последует условий, подобно выдвинутым либералами, в обмен на их голоса при утверждении нового правительства, а также по другим принципиальным вопросам, которые в дальнейшем будут находиться на повестке дня парламента.

В то же время, если ЛДПМ и ДПМ в течение 30 дней создадут экспертную комиссию по разработке рекомендаций и решений для проблемы избрания президента, то тем самым они приоткрыли дверцу для возможного дальнейшего диалога с любой из парламентских партий, пишет Tribuna. Их посыл примерно таков: мы не занимаемся политическим дележом должности президента страны, но знаем, что каждый из вас видит решение данной проблемы по-разному, и, если вы нас поддержите — официально либо неофициально, то, возможно, мы придем к решению, которое вас устроит.

По сути, в данном случае возможны даже два решения: изменение ст. 78 конституции (которая касается избрания президента страны) в парламенте или же изменение этой же статьи путем референдума, продолжает Tribuna. Второе решение не очень желательно, так как оно предполагает новую дестабилизацию политической ситуации, а Молдавии в нынешнем году и так предстоит пережить две электоральные кампании — выборы башкана Гагаузии и всеобщие местные выборы. Предполагаемый референдум по вопросу изменения конституции нынешней осенью приведет к тому, что весь 2015 год будет проходить под знаком политической нестабильности и будет отмечен непрекращающейся политической борьбой.

Изменение конституции в парламенте предполагает два сценария, пишет Tribuna. Первый предложили либералы: снижение до 51 (вместо нынешнего 61) из 101 минимального количества голосов депутатов, которые необходимы для избрания главы государства. Однако маловероятно, что теперь либералы станут настаивать на этом варианте. Он был бы для них выгодным, если бы они участвовали в управлении страной, а должность президента страны подлежала бы дележу. Еще маловероятнее, что такой вариант поддержат социалисты и коммунисты, которые в таком случае автоматически окажутся исключенными из игры по избранию будущего президента страны. А без их голосов невозможно будет изменить конституцию, даже если либералы заручатся поддержкой либерал-демократов и демократов (для этого необходимо 68 голосов из 101, тогда как у коммунистов и социалистов вместе набираются 45 голосов).

Второй вариант предложили социалисты, и он совпадает с мнением, ранее выраженным либерал-демократами и демократами, продолжает Tribuna. Он предполагает внесение изменений в ст. 78 конституции для того, чтобы вернуться к прямому общенародному избранию президента. А это означает, что в первой половине 2016 года нас ждут президентские выборы. 25 депутатов из фракции социалистов готовы проголосовать за такое изменение конституции, а если исходить из прежних заявлений представителей ЛДПМ и ДПМ, то и 23 депутата от ЛДПМ, и 19 депутатов от ДПМ заинтересованы в том, чтобы вернуться к общенародному избранию президента. В таком случае у этих трех партий практически есть минимальное необходимое число голосов для изменения конституции в парламенте.

Разумеется, нельзя полностью отбросить из расчетов и вариант, согласно которому парламент изберет президента голосами 61 депутата, пишет Tribuna. У либерал-демократов, демократов и коммунистов есть для этого достаточно голосов. Однако в данном случае это означало бы политическое разделение должности главы государства, и возникает вопрос, почему тогда было отклонено предложение либералов и зачем потребовалось внести вышеназванную синтагму в соглашение о создании альянса?

Разумеется, можно предположить и счастливый исход, когда все три вышеперечисленные партии или, возможно, другие определят аполитичного кандидата, которого парламент утвердит в должности президента, продолжает Tribuna. Но зная, что партии не упускают ни одной возможности укрепить свои позиции на политической арене, сложно поверить, что они так просто уступят столь важный рычаг, как пост главы государства. Вот почему, подытоживая вышесказанное, можно отметить, что в сложившейся ситуации самый реалистичный сценарий — тот, который предложили социалисты. Вопрос в том, рассмотрят ли остальные партии предложение ПСРМ всерьез либо не станут с ним считаться и выберут другие сценарии, даже зная с самого начала, что они гораздо сложнее, подводит итог издание.