Парагвай — одна из наименее посещаемых россиянами стран Латинской Америки, несмотря на недавно введенный безвизовой режим. И наиболее исторически связанная с Россией. Как сообщало ИА REGNUM, «Парагвай — это уникальная страна в Южном полушарии, где русское присутствие, историческое и культурное влияние ощущаются практически везде. В названиях улиц, в фамилиях и именах жителей. В Пантеоне воинской славы в столице Парагвая Асунсьоне похоронены русские военачальники. Культовой фигурой для Парагвая является русский генерал, почетный гражданин страны Иван Беляев».

Как живет современный Парагвай? А живет он трудно. 40% населения страны не имеет доступа к питьевой воде, не знает, что такое канализация, не имеет средств для полноценного питания, не имеет постоянной работы, сообщает издание Cronica. Правительство страны просит международной помощи для борьбы с бандформированиями на севере Парагвая и практически не контролирует эту территорию, пишет La Nacion. По всей стране проходят многочисленные антиправительственные манифестации и несанкционированные демонстрации, комментирует АВС.

После победы на президентских выборах в апреле 2013 года Орасио Картеса политический вектор страны повернул вправо. К власти вернулась Национальная Республиканская Ассоциация, более известная как партия «Колорадо». Партия, основанная сторонниками либеральных идей в 1887 году, руководившими страной с 1870 года, после краха диктатуры Карлоса Антонио Лопеса и Франсиско Солано Лопеса и национальной катастрофы в войне с Бразилией, Аргентиной и Уругваем. Основатели партии выбирали название по примеру Республиканской партии США Авраама Линкольна. Однако, впоследствии «Колорадо» превратилась в правую партию.

В 1904 году в результате либеральной революции «Колорадо» потеряла власть. С этого момента идеалом партии стал режим Лопесов, проводивший политику «государственного социализма»: 98% земель находилось в государственной собственности, полный правительственный контроль над экспортом и т.д. Вновь «Колорадо» пришла к власти в 1948 году. Причем её политический курс долго колебался между фашизмом и моделью политического устройства Перона и Варгаса. С 1947 по 1962 год она была единственной партией в стране. И правящей партией во времена диктатуры генерала Альфредо Стресснера 1954-1989 гг.

Генерал Стресснер являлся традиционным латиноамериканским диктатором. Он укрывал бежавших в Парагвай нацистских преступников, а страна проводила антисоветскую внешнюю политику. Но и среди членов партии «Колорадо» тогда были противники диктатуры Стресснера. В частности, семья епископа Фернандо Луго. Противником Стресснера являлся и его зять генерал Андрес Родригес, который в 1989 году при помощи США и католической церкви ликвидировал диктатуру в ходе военного переворота. Но при президенте Никаноре Дуарте Фрутосе «Колорадо» стала поддерживать политику Уго Чавеса. Однако уже к следующим выборам в партии заговорили об опасном влиянии команданте Чавеса. И вернулись на прежние, консервативные позиции.

В 2008 году, когда президентом Парагвая был избран епископ Фернандо Луго, кандидат коалиции левых и либеральных партий, монополия «Колорадо» на власть, которая длилась почти 70 лет, была разрушена.

Отметим, либералы и «Колорадо» — это две традиционно конкурирующие политические силы. Отождествление себя с той или иной партией передаётся от родителей к детям, как семейная традиция правящего класса. Таким образом, принадлежность к партии определяется не убеждениями, а традицией. Отсюда следует идеологическая размытость этих партий. Эта традиционность может привести к голосованию против своей партии, но никогда не приведёт к голосованию за конкурента. Епископ Луго был исключением: он был либералом, но из семьи партии «Колорадо». За него голосовали не только левые, но и бунтари из «Колорадо». Однако после победы Луго на выборах начались трения между союзниками, которые привели к личному столкновению и разрыву Луго и вице-президента, либерала Франко. Следствием раскола стал импичмент президента Луго.

Этот кризис стал причиной приостановки членства Парагвая в таких международных организациях, как Южноамериканский общий рынок (Mercosur) и Союз южноамериканских наций (Unasur). И затем реставрации власти партии «Колорадо».

На президентских выборах в апреле 2014-го победил кандидат от партии «Колорадо», нынешний президент Парагвая Орасио Картес. Финансовый магнат, глава табачной империи Tabacos del Paraguay, мультимиллионер и владелец популярного футбольного клуба Libertad. В политике — с 2009 года. Его образ ассоциируется с бывшим чилийским президентом Пинейрой, «латиноамериканским Берлускони». Внешнеполитическим курсом нового правительства Парагвая стало сближение с Чили, Колумбией и Перу, то есть со странами, в которых наблюдается стабильный рост экономики. В Unasur и Mercosur членство Парагвая было восстановлено.

Еще одна проблема страны — права коренного населения. В Парагвае проживают племена гуарани, мако, айорео и т.д. Причём айорео — это племена кочевников, проживающие в добровольной изоляции и отвергающие все контакты с внешним миром. Таким образом, в стране постоянно живет 117.150 индейцев, из них 53,8% — на востоке страны и 46,2% в парагвайской части зоны Чако, Правительство не уделяет внимания нуждам этих племён. По данным III Национальной переписи коренных народов: 37,6% коренного населения неграмотны, четыре человека из каждых 10 не закончили и двух классов начального образования, 36% аборигенов не имеют удостоверения личности, и только 15,1% проживают в жилищах с водопроводом и 31% с электричеством. Все эти проблемы ведут к недовольству политикой правительства со стороны коренного населения.

По мнению президента «Национальной федерации малоимущих семей» Парагвая Мартина Брандела, «отсутствие внимания руководства к нуждам трудящихся и наиболее уязвимым слоям населения создает почву для социальных потрясений в Парагвае. Более 240 тыс. семей нуждаются в срочной и неотложной помощи правительства. Если правительство сохранит текущую политическую и экономическую линию, то неизбежен социальный взрыв. Правительство Картеса игнорирует интересы подавляющего числа граждан, его министры не понимают реальных проблем общества, потому что они не выходят из своих кабинетов. Сам Картес управляет страной в такой же форме, которая применяется на его предприятиях. Дикая эксплуатация и никакой социальной защиты», сообщает Radio Cardinal AM730.

К основным проблемам общества Мартел Брандел отнес рост цен на основные продукты питания и транспорт, процентные ставки по банковским кредитам и стоимость топлива, тарифы на электроэнергию. В настоящее время расходы на питание превышают 70 процентов минимальной заработной платы. А оставшихся 30 процентов недостаточно, чтобы покрыть другие нужды, такие как одежда, образование и здравоохранение. Народ обеспокоен отсутствием своей безопасности, незащищенностью, растущей пропастью между бедными и богатыми, пишет издание Ultimahora.

Существует также и проблема неконтролируемой зоны Парагвая. Партизаны EPP (Армия Парагвайского Народа) действуют на территории Парагвая, в основном на северо-востоке страны, с 2008 года. Отставка, а точнее, фактическое свержение президента Парагвая Фернандо Луго, похоронила надежды крестьян на социальные и земельные реформы. Начались стихийные нападения на имения латифундистов и самовольный захват земель. На что помещики ответили карательными акциями. Это в свою очередь привело к резкой активизации деятельности ЕРР. Лидер Армии Парагвайского Народа (ЕРР) заявил в своем видеообращении, что Армия является «вооруженным крылом» парагвайских бедняков, и призвал к уничтожению частной собственности и раздаче земли крестьянам в этой бедной стране. Он также заявил, что ЕРР — марксистско-ленинская партизанская организация. По сути, в Парагвае идет гражданская война, комментирует ситуацию La Nacion.

Тем не менее отметим, что, по оценкам специалистов, в Парагвае производится около 15% всей марихуаны в мире. В 2009 году президент США Барак Обама включил Парагвай в список 20 стран мира — основных производителей и поставщиков наркотиков. Границу на стыке Парагвая, Бразилии и Аргентины называют криминальной зоной продажи наркотиков, оружия и контрабанды. Ситуация в стране усугубляется резким падением курса внутренней валюты по отношению к доллару и значительным ростом цен на все, включая продукты первой необходимости.

Однако, несмотря на непростую внутреннюю ситуацию в Парагвае, официальные Москва и Асунсьон подписали ряд двусторонних соглашений, призванных стимулировать двустороннее сотрудничество. При этом межстрановой товарооборот почти целиком состоит из поставок в Россию парагвайского мяса и сои. Парагвай интересует опыт России в использовании гидроэнергетики, навигации. Парагвайцам хотелось бы, чтобы российские компании обосновывались на парагвайской земле, работали на внутреннем рынке, инвестировали в экономику. Существуют определенные привилегии для иностранных инвесторов. Перспективной областью для России в Парагвае считается сельское хозяйство, животноводство, а также восстановление лесов. При этом парагвайцы — это самая дешевая рабочая сила в регионе. И хотя в настоящий момент Парагвай находится как в экономическом, так и в политическом кризисе, учитывая все вышеизложенные факторы, определенные перспективы для развития бизнеса в Парагвае все же есть. Парагвай — офшорная зона. Налоговое бремя в Парагвае самое низкое по региону — 9,9% в сравнении с 20,4% в Аргентине, 21,4% в Бразилии, 17% в Уругвае, 18,6% в Чили, 14,5% в Боливии. А недвижимость, купленная иностранцем в Парагвае, является собственностью этого иностранца, а не какого-нибудь третьего лица, как во многих других странах, где иностранцам запрещено владеть недвижимостью. Но Парагвай в силу свой удаленности от России по-прежнему остается неизвестным для российских бизнесменов и туристов.

Власти Парагвая пытаются стимулировать интерес иностранцев к своей стране, принимая законы и указы для создания благоприятного инвестиционного климата в стране. В июне 2000 года исполнительной властью Парагвая был обнародован Указ 9585/00, который регламентирует Закон 1064 относительно «экспортного производства Макила». В переводе с испанского «Макила» означает долевое участие двух стран в производстве какой-либо продукции на территории одной из этих стран. Указ регламентирует максимально льготный налоговый режим для таких предприятий. Так, «Макиладоры» платят всего лишь 1% налога на добавленную стоимость и освобождены от остальных налогов и пошлин. Положительным моментом является режим на ввоз импорта «Макила», благодаря которому в страну беспошлинно и без оплаты каких-либо косвенных налогов ввозится оборудование, станки, сырье, части для сборки готовой продукции. Это дает возможность развиваться новым предприятиям, положительно сказывается на экономике страны и появлении новых рабочих мест для населения.

Также на днях министерство туризма Парагвая (СЕНАТУР) приняло решение улучшить туристическую привлекательность страны. Это тоже один из факторов, который может помочь стабилизировать экономику. Глава СЕНАТУР Марсела Басигалупо обозначила миссии иезуитов Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана и Хесус-де-Таварангуэ в Парагвае, которые занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, одновременно являющиеся хранилищем уникальных шедевров испано-американского барокко, «перспективным международным направлением», пишет La Nacion.

Однако туристу, путешественнику или бизнесмену стоит очень внимательно отнестись к планированию своей поездки в Парагвай, используя специалистов для организации максимально комфортного и безопасного маршрута. Парагвай есть Парагвай!