Евразийскому союзу следует как можно скорее отказаться от ограничений во взаимной торговле и усовершенствовать работу Евразийской экономической комиссии. Об этом 6 февраля заявил председатель Совмина Белоруссии Андрей Кобяков в ходе первого заседания Евразийского межправительственного совета в российской правительственной резиденции «Горки».

Кобяков напомнил о послании Александра Лукашенко к главам государств — членов ЕАЭС, в котором тот обратил внимание на главных аспектах деятельности союза в 2015 году. «Среди ключевых вопросов: реализация согласованной промышленной и агропромышленной политики; развитие экспорта и промышленной кооперации; реализация совместных инвестпроектов; разработка концепции формирования общих энергетических рынков; развитие сферы услуг, включая либерализацию каботажных перевозок; открытость в диалоге с ВТО. Важным фактором успеха в решении этих и других вопросов нашего многостороннего сотрудничества является и повышение эффективности работы Евразийской экономической комиссии», — сказал глава правительства Белоруссии, председательствующей в Евразийском союзе в 2015 году.

«В рамках реализации скоординированной промышленной политики отмечаем отсутствие пока реального движения в вопросе согласованных мер по импортозамещению, — сказал Кобяков. — Считаем, что необходимо вплотную подойти к разработке правил определения происхождения товаров из Евразийского экономического союза».

«Из поля нашего зрения не должна исчезать и макроэкономика. У белорусской стороны нет готовых рецептов по реализации согласованной макроэкономической политики, но последние события в регионе и мире в целом настоятельно требуют от нас скоординированных действий в данном вопросе. Полагаю, что нашим профильным ведомствам, в том числе министерствам экономики и национальным банкам, необходимо незамедлительно включиться в эту работу», — заявилл премьер Белоруссии.

Критикуя ЕЭК, Кобяков отметил: «Накануне подписания договора о ЕАЭС комиссией была развёрнута активная деятельность по выявлению существующих изъятий и ограничений во взаимной торговле товарами и услугами. Сегодня об этой работе от комиссии мы практически ничего не слышим, более того, список изъятий начинает снова увеличиваться. Сейчас нам всем надо решить, как двигаться дальше. Это вопрос и к Евразийской экономической комиссии».

По мнению Кобякова, «дефектами» договора о ЕАЭС являются переходные периоды до 2025 года. «Другие недоработки носят, к сожалению, характер скрытых дефектов, которые, в частности, обнаружились в результате известных запретов на ввоз товаров и транзита в конце прошлого года, — сказал он. — Причём они оказались для Евразийской экономической комиссии настолько скрытыми, что потребовалось вмешательство глав государств, для того чтобы разъяснить комиссии её функции и полномочия по обеспечению основополагающих принципов функционирования Евразийского экономического союза».

Кобяков предложил сделать ЕЭК шесть поручений. "В срочном порядке возобновить активную работу над списком изъятий и ограничений, доложить на очередном заседании межправсовета о динамике отмены изъятий и ограничений, приоритетное внимание уделить вопросам устранения изъятий в движении товаров, — сообщил он. — До конца февраля текущего года направить правительствам сторон анализ реализации договорённостей по вопросам согласованной промышленной и агропромышленной политики с конкретными выводами и предложениями по основным направлениям промышленного сотрудничества в рамках союза, имеющимся проблемам и путям их системного решения. Отдельное внимание уделить вопросам скоординированной политики в области импортозамещения и продвижению понятия «товар Евразийского экономического союза».

Также было предложено до 1 апреля направить правительствам ЕАЭС концепцию совместных мероприятий по развитию экспорта, доложить на очередном заседании межправсовета о ходе работ по выработке концепции формирования общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов и программы поэтапной либерализации каботажных перевозок. Пятым поручением стало: «До конца февраля текущего года направить правительствам сторон анализ причин, которые привели к введению нашими партнёрами односторонних запретов и ограничений. Практика показывает, что нам необходимо выходить на согласованные механизмы функционирования Союза в условиях применения одним из государств-членов односторонних мер защиты своего рынка в отношении третьих стран. В этой связи мы ждём от Евразийской экономической комиссии конкретных предложений по доработке договорно-правовой базы Союза».

«Отдельно нам нужно проанализировать роль и полномочия в данных вопросах Евразийской экономической комиссии. Доклад ЕЭК должен также содержать предложения по механизму мониторинга комиссией выполнения сторонами принятых в Евразийском экономическом союзе решений и возможные меры ответственности государств-членов за их невыполнение. Также следует предусмотреть ответственность комиссии за неэффективное выполнение обязанностей по указанному мониторингу. Предлагаю усилить ответственность членов коллегии по направлениям их работы. Именно члены коллегии должны своевременно фиксировать нарушения права Союза и инициировать соответствующее расследование комиссии», — сказал Кобяков.

Шестым поручением к ЕЭК стала проработка вопросов о выполнении сторонами обязательств по предоставлению информации о переговорах по ВТО, которые заложены в договоре о Таможенном союзе. «О скоординированной работе по присоединению к ВТО мы договорились ещё в 2002 году в рамках ЕврАзЭС, причём за основу были взяты тарифные обязательства России, и никаких других договорённостей у нас не было,- цитирует Кобякова пресс-служба правительства РФ. — Поэтому хочу подчеркнуть, что, если сегодня мы не будем понимать, как идут переговоры наших партнёров с ВТО, мы будем считать себя свободными от согласования и принятия дополнительных обязательств, связанных со вступлением в ВТО наших партнёров».