Наркотрафик героина из Афганистана занимает 90% в общемировом масштабе, причем правоохранительные органы зачастую сами способствуют торговле запрещенными веществами, считает директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете Булат Султанов.

Эксперт сообщил, что в Киргизии появилось понятие «красного» героина, то есть наркотика, которым торгуют правоохранительные органы. Султанов считает, что органы, противодействующие наркобизнесу, работают неэффективно. К примеру, в 2014 году, по озвученным им данным, в Центральной Азии было перехвачено всего 233 кг героина, в то время как предположительный объем произведенного в Афганистане наркотика составляет 640 тонн. Султанов заключил, что наркотрафик и люди, занятые в этом бизнесе, усиливают свое влияние, а правоохранительные органы не справляются с этой проблемой.

По приведенным экспертом оценкам ООН, в Афганистане производством опиума заняты более 400 тысяч человек. При этом, по словам Султанова, в стране растут объемы полученного опиума — в 2013 году этот показатель достигал 5,5 тыс. тонн, а в 2014 году он вырос до 6,4 тыс. тонн. Из этого сырья было получено несколько сотен тонн героина. При этом в производстве наркотика используются прекурсоры, а их поставляют из стран Центральной Азии.

Султанов привел данные европейских СМИ о том, что наркокартель Афганистана — более сильная структура, чем «Талибан», при этом в процесс наркотрафика вовлечена политическая элита стран Центральной Азии. В частности, немецкие издания приводят данные оппозиционных групп Туркмении о том, что власти страны свзаны с преступниками. Наркотрафик в Центральной Азии выглядит следующим образом: из Афганистана в Таджикистан, затем в Киргизию, а далее в Казахстан и в Россию. При этом в каждой транзитной стране оседает порядка 10% поставок наркотиков, утверждает эксперт.

Как сообщало ИА REGNUM, вице-премьер Киргизии Абдырахман Маматалиев сегодня, 10 февраля, выступая на заседании ведомственной коллегии, заявил, что Государственная служба по контролю наркотиков демонстрирует крайне низкую результативность при проведении масштабных антинаркотических спецопераций.