В Оренбургской области на территории Бузулукского бора 53 нефтяные скважины требуют ликвидации. Из них по семи скважинам необходимо незамедлительное принятие решения, поскольку они несут реальную техногенную угрозу. Такие данные озвучили участники круглого стола в ходе обсуждения темы потенциальной нефтедобычи на территории уникального леса, сообщает 12 февраля корреспондент ИА REGNUM.

По данным Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области, создание национального парка на территории региона Бузулукского района тормозилось из-за месторождений, которые способны значительно расширить базу нефтедобытчиков. Основная проблема Бузулукского бора с 1972 года по настоящее время — это наличие скважин. (С 1973 года нефтедобыча прекращена. Статус нацпарка территория получила только в 2007 году — ИА REGNUM). Имеются риски для возникновения аварийной ситуации.

На территории бора пробурено 107 структурных и 62 поисково-разведочных скважины. Если первая группа не требует ликвидационных работ и не вызывает беспокойства, то вторая вызывает серьезную тревогу. Отмечено ухудшение состояния этой категории скважин: выход нефти на поверхность, пропуск газа, превышение ПДК по углеводородному сырью. В Боровском лесничестве отмечают, что резкий запах газа распространяется далеко за пределы границ участков, на которых находятся скважины.

В качестве выхода из ситуации на круглом столе участники озвучили два пути: переконсервацию скважин за счет средств госфонда или допуск недропользователя, который за свой счет проведет работы.

Как отметил руководитель территориального управления Росимущества в Оренбургской области Сергей Панфиленко, по данным трехлетней давности, на консервацию одной скважины требуется не менее 10 млн рублей. Некоторые участники мероприятия посчитали, что на работы в бору необходимо от 3 до 5 млрд рублей, и назвали сумму фантастической.

Панфиленко подчеркнул, что первоочередная задача состоит в инвентаризации имеющихся скважин: «Вопрос — через какое время будет проводиться работа. Единой концепции нет. Проблема актуальна для всей России в целом. Физически не успеваем. Вопрос назрел, и, думаю, он будет решен. По нашему ведомству суммы точно не заложены. По другим ведомствам сказать не могу». Оренбуржье настроено категорически против нефтедобычи на территории Бузулукского бора. Свою позицию озвучил и губернатор, и Законодательное собрание, в котором все фракции выступили единым фронтом и отправили письмо в Минприроды РФ. Однако, как подсчитал лидер фракции «Единая Россия» Владимир Киданов, ответ идет уже 2 месяца и 15 дней.

Проблема в национальном парке возникла не сегодня и не вчера, однако большой резонанс получила лишь в начале 2015 года. Неожиданностью стал конкурс, который объявлен в ноябре 2014 года и назначен на 18 марта. Неожиданно новой информацией для отдельных участников стало то, что участки, на которых расположены нефтеносные скважины, выведены за границы государственного национального парка.

Участники высказывали противоположные мнения. Кто-то призывал сорвать конкурс, кто-то требовал обратиться непосредственно к президенту РФ, чтобы он применил режим ручного управления, а кто-то заметил, что следует быть реалистом.

Два часа обсуждения мер по предотвращению негативных экологических последствий нахождения скважин и возможной добычи углеводородного сырья в границах нацпарка «Бузулукский бор» вылились в рекомендации. Их всего две: создать рабочую группу из депутатов фракции «Единая Россия» в составе четырех человек и поручить ей обобщить информацию, озвученную сегодня. Обобщение направить в комитет по собственности, природопользованию и строительству для подготовки предложений по данному вопросу.

В данном случае замечательны слова депутата Госдумы от Оренбуржья Максима Щепинова: «Мероприятие сегодня проведено хорошее, но оно запоздало… Все решили за нас». Он отметил, что на конкурс уже заявились четыре компании, и выразил удивление по поводу отсутствия среди них «Роснефти». «Это очень странно, так как эта компания присутствует у нас в области и получает нефтяную льготу — 4 млрд рублей в год», — сказал он.

Говоря о колоссальных деньгах, которые крутятся вокруг нефти (по его словам, бюджет одного месторождения составляет 1 триллион рублей), Щепинов упомянул о нефтяном лобби и задал вопрос: «Что делать?» Депутат Госдумы сказал, что все федеральные чиновники заявляют, что действия осуществляются в рамках правового поля.

Прокурор Оренбургской природоохранной прокуратуры Роман Юдин сообщил, что в России числится 100 тыс. бесхозных скважин. Проблема заброшенных скважин характерна для всей страны. Он предложил инициировать проведение экологической экспертизы. Инициаторами могут выступить граждане, общественные организации и органы местного самоуправления. Если результаты экспертизы будут отрицательными, то появится возможность повлиять на дальнейший ход событий в Бузулукском бору. Кроме того, было отмечено, что на территории произрастания уникальных пород деревьев нельзя создавать капитальные строения, а добыча нефти без инфраструктуры невозможна. Значит, требуется корректировка законодательства.

С одной стороны, нефтедобытчиков не ждут в регионе, а с другой — ученые озвучили предположение, что газ и нефть могут выходить на поверхность земли под давлением в пластах. Возможно, есть необходимость подкачки нефти и газа, но не в промышленных объемах, а для экологической безопасности и с целью ликвидации скважин, которые, как отметили лесничий Владимир Васильев и директор нацпарка Анатолий Карханин, «начали дышать».

Неоднократно звучала мысль о необходимости комплексного обследования территории парка «Бузулукский бор», которое, как оказалось, ни разу не проводилось. «Денег на науку нет. Комплексного обследования нет. Возникает взрывоопасная ситуация в экономически сложное для страны время», — сказал Владимир Киданов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, оппозиционные партии в январе заявили о намерении провести акции протеста в случае начала добычи нефти на территории национального парка «Бузулукский бор», но не входящих в его состав.

Справка:

Созданный в 2007 году национальный парк «Бузулукский бор» насчитывает территории площадью более 106 га с совокупным запасом нефти в размерах от 40 до 80 млн тонн. Непосредственно Бузулукский бор занимает площадь примерно 80 тыс. га. С 1953 года на территории бора проводились геологоразведочные работы по поиску месторождений нефти и газа. В результате открыто семь таких месторождений: Могутовское, Воронцовское, Гремячевское — на территории Оренбургской области, Неклюдовское, Колтубановское, Долматовское и Борское — на территории Самарской области. В связи с серьезной аварией, произошедшей в 1971 году на одной из нефтедобывающих скважин, которая привела к разливу нефти и пожарам, правительством СССР было принято решение о прекращении деятельности государственных нефтяных компаний, ликвидации и консервации всех 162 нефтяных скважин в Бузулукском бору.