Глава МИД Приднестровья Нина Штански обвинила своих предшественников по работе во внешнеполитическом ведомстве ПМР в проведении политики «многовекторности» и «недоработке на стратегически важных направлениях», в частности, — российском. Как сообщили 12 февраля корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе МИД Приднестровья, об этом Штански заявила в ходе состоявшегося в Тирасполе заседания Общественно-экспертного совета при МИД ПМР.

«Одним из приоритетов внешней политики Приднестровья до 2012 года была „многовекторность“ — этот термин был закреплен юридически в соответствующем документе, — утверждает Штански. — К сожалению, в нашей стране многовекторность превратилась в „безвекторность“ — по сути, у нас не было основного направления внешней политики. Мы, с одной стороны, хотели развивать отношения со всеми, с другой стороны, очевидно не дорабатывали на стратегически важных направлениях. В частности, на российском направлении фактически мы работали „на бумаге“. Сегодня это основной приоритет работы МИД».

Нина Штански сказала, что в настоящее время МИД Приднестровья стремится развивать связи со всем международным сообществом, при этом сохраняя четкий курс на «евразийскую интеграцию», основанный на воле людей, высказанной в 2006 году на референдуме (на состоявшемся в Приднестровье 17 сентября 2006 года референдуме более 97% проголосовавших высказались не за «евразийскую интеграцию», а за независимость и последующее свободное присоединение к России — прим. ИА REGNUM). «Евразийский вектор внешней политики, провозглашенный в нашей стране в качестве национальной идеи, никак не ограничивает приднестровскую дипломатию в развитии отношений с внешним миром, в том числе со странами ЕС, с которыми за последние несколько лет наши связи серьезно расширились. Только в прошлом году в ПМР с различными визитами въехало почти 700 иностранных делегаций. От этого количества встречи с дипломатами и представителями государственной власти составили около сотни, все остальное — общение с экономическими агентами, гражданским обществом. Мы хотим быть открытыми, понятыми, и не стали „осажденной крепостью“ от того, что всему миру говорим о своем твердом курсе на евразийскую интеграцию. Таким образом, многовекторными сейчас являются методы работы, но внешнеполитический вектор у нас один — Россия и евразийская интеграция», — добавила Штански.

Она также выразила мнение, что «применение терминов „признанное“, „непризнанное“, „самопровозглашенное“ или „частично признанное государство“ по отношению к ПМР — не только неверно с точки зрения юридической науки, но и некорректно». Приднестровье, по словам Штански, «с учетом исторических и политических реалий, является правопреемницей МССР, наряду с Республикой Молдова» («Республика Молдова» не является правопреемницей МССР. Принятая 27 августа 1991 года кишиневским парламентом «декларация о независимости» объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР» — прим. ИА REGNUM). «Все необходимые условия для признания, соответствующие международному праву, нами выполнены», — добавила она.

Глава МИД ПМР отметила, что за последние 25 лет «значительные изменения претерпели политическая и юридическая терминология, понятийно-категориальный аппарат, и в этом аспекте Приднестровье можно назвать государством с ограниченной международной правоспособностью». «Приднестровье — это состоявшееся государство, обладающее в силу неурегулированности конфликта ограниченной международной правоспособностью», — подчеркнула Штански.

Заместитель министра иностранных дел ПМР Игорь Шорников, в свою очередь, заявил, что «во всем регионе сегодня разворачивается противостояние глобального масштаба, в котором решается судьба не только Украины, Молдавии и Приднестровья, но и путь развития всего мира». «Наша задача — сохранить государственность, переждать тяжелые времена. Для этого у приднестровцев есть все возможности: как и на заре становления республики, общество консолидировано выступает в поддержку развития интеграционных процессов с Россией. Наша задача — сохранить эту консолидацию, в том числе в области поддержания социально-экономической стабильности, нормального функционирования государства. Россия готова нас поддерживать и политически, и экономически», — полагает он.

Со своей стороны директор Института истории и государственного управления Приднестровского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко Илья Галинский напомнил, что в свое время именно благодаря высокой сплоченности общества в Приднестровье удалось сформировать государство и выработать стратегию развития. «В течение всей своей истории Приднестровье стремилось к созданию эффективного потенциала взаимодействия всех государственных и общественных институтов, преодолению социокультурных и институциональных противоречий, конструированию собственной надэтнической идентичности. Именно благодаря этим действиям Приднестровье смогло сохраниться как государство, укрепиться и выработать стратегию развития», — сказал эксперт.