Заявления президента Армении Сержа Саргсяна в ходе состоявшегося накануне вечером заседания совета Республиканской партии Армении взбудоражили политическое поле страны, многие годы сохранявшее определенный status quo. Несмотря на локальные пертурбации в общественно-политической жизни республики и многочисленные окрики о приближающейся революции, апатичное общество в целом равнодушно относилось к политическим процессам, не ожидая ничего существенного до выборных 2017-2018 гг. Но 12 февраля было заявлено о начале коренной трансформации политического поля Армении, двухпартийная система не состоялась.

Немного предыстории. История партии «Процветающая Армения» и ее лидера Гагика Царукяна развивалась по одной из классических схем: рождение, становление и накопление политического и финансового капитала в стане властей. Впоследствии становление отдельной политической силы вне власти с притяжением потенциала иных оппозиционных партий и организаций. Кульминация — заявка на альтернативу властям, их смещение. Данное развитие было оставлено на этапе, когда заявка на власть стала приобретать серьезные для действующего режима интонации.

Серж Саргсян предложил соратникам по партии 4 пункта действий. Первые два из них касаются исключения Гагика Царукяна (глава второй по весу партии в Армении «Процветающая Армения») из состава Совета национальной безопасности (указ о чем был распространен сразу после выступления Саргсяна) и лишения уже опального олигарха депутатского мандата. Последнее также является делом техники, поскольку, по словам президента, из 145 заседаний парламента Царукян посетил лишь 4, что является основанием.

Другие два пункта — более жесткие. Они касаются возможного финансового и уголовного преследования Царукяна за невыплаченные налоги (в его случае, конечно же, в особо крупных размерах) и сокрытие уголовных преступлений. По этой части Саргсян сказал буквально следующее: «Остается непроверенной и информация о механизмах профессионального сокрытия различных уголовных преступлений. Завтра я созову заседание Совета национальной безопасности, где с представителями правоохранительных органов мы обратимся к этому вопросу».

Необходимо понимать, что первые два пункта являются для представителей партии власти обязательными для исполнения, а последние будут реализованы в случае, если Царукян решится не сдаваться без боя. Принять предлагаемую Саргсяном войну для Царукяна будет означать идти ва-банк. По интонации и намекам в выступлении Саргсяна стало понятно, что точка невозврата сторонами пройдена, время половинчатых и компромиссных решений ушло. Царукяну предлагается выбор: или уйти из политики, или бросить вызов властям.

В первом случае он навсегда покинет политику, поскольку имидж способного отстаивать свои интересы и интересы своего избирателя политика будет потерян (подконтрольные властям СМИ уж постараются над этим). При этом он останется в своем бизнесе, поскольку, как заявил Саргсян, «лично против Царукяна как гражданина и предпринимателя ничего не имеет».

Во втором случае, если Царукян решит остаться в политике, ему придется брать власть силой, путем госпереворота, поскольку до выборов еще далеко, и конституционных путей обретения власти до 2017-2018 гг. не будет. А дожить в политике до этого срока, как следует из заявлений Саргсяна, у него не будет возможности. Силовой же захват власти, даже несмотря на определенный опыт партнеров Царукяна по антивластной коалиции — партий «Армянский национальный конгресс» и «Наследие» — по части организации массовых беспорядков и применения мягкой силы в противостоянии с властями, вряд ли получится. Параллельно и сами власти Армении учатся и набрали колоссальный опыт (не в пример Украине) разрешения таких ситуаций минимальной кровью, то есть при максимальных свободах до уровня минимальных рисков для существенных потрясений. И здесь необходимо уточнить, что у Царукяна нет иных инструментов борьбы с властями, кроме как общественно-политические методы. Уже многие годы весь экономический и силовой инструментарий борьбы за власть Армении находится на Баграмяна, 26.

При любом варианте развития событий определенным образом устоявшееся политическое поле будет разбалансировано. Поспешившие было с выводами о становлении политической системы Армении по подобию американской двухпартийной системы, тенденцию чего можно было укрепить конституционными реформами, оказались неправы. Политическая система Армении де-факто проявила себя в качестве жесткой президентской с политическим диктатом одной партии, хотя де-юре является гибридной. Монополия во власти Армении, то есть стагнация политической системы продолжит сохраняться.

P.S. Состоявшийся на днях визит Гагика Царукяна в Москву, как обычно, активно обсуждался местными СМИ. Традиционно в Армении бытует ложное представление о роли Кремля во внутриполитических процессах Еревана. Москве в сознании общества Армении делегировано полномочие поддерживать те или иные политические силы в борьбе за власть. Это заблуждение активно и успешно внедряется в сознание общества местными русофобскими СМИ, имея целью связать сложную социально-экономическую ситуацию в стране не только с властями Армении, но и с прямым вмешательством Москвы.

P.P.S Когда материал уже вышел, Гагик Царукян выступил с заявлением, в котором принял брошенный ему вызов. «Программа этого человека заключается в объявлении мне войны и моей нейтрализации на пути его бессрочного правления. Я принимаю брошенный мне вызов и дойду до победы. Со вчерашнего дня сложилась ситуация, которая требует разрешения. Я уверен, что разрешение ситуации — в полной смене власти путем досрочных президентских выборов. Я призываю к всенародной мобилизации с одной целью — всеми законными политическими методами (постоянные митинги, шествия, акции неповиновения и т.д.) добиться ухода Сержа Саргсяна, освободиться от этой власти зла… Самым большим делом моей жизни теперь я считаю освобождение Армении от власти зла», — заявил Царукян.