«Новые минские договорённости — те же грабли. Договорённости, которые Леонид Кучма подписывал с главами ЛНР и ДНР в сентябре 2014 года, принципиально не изменились. Думаю, никто их выполнять не будет, потому что не определён статус регионов — будут они автономными или субъектами федерации. Главное достижение февральских договорённостей — отвод тяжелых вооружений, гибель мирного населения сократится», — заявил 12 февраля корреспонденту ИА REGNUM экс-кандидат в президенты Белоруссии (кампания 2010 года) Дмитрий Усс, оценивая договорённости, подписанные в Минске контактной группой по урегулированию украинского кризиса, а также декларацию «нормандской четвёрки».

По мнению Усса, отвод тяжелого вооружения является наиболее прогрессивным итогом переговоров 11-12 февраля в Минске, реализация данного пункта соглашения контактной группы позволит снизить человеческие жертвы, однако «насколько долго этот период продлиться — никто не может сказать, может — месяц, а может и два». Он отметил также, что из заявлений Владимира Путина и Петра Порошенко не ясно, кто же в конечном итоге будет контролировать границу с РФ — ополченцы или, как утверждает Порошенко — украинские пограничники.

«Не вижу гарантий того, что новые минские договорённости будут выполняться лучше, чем предыдущие, вскоре после заключения которых начались полномасштабные военные действия. Киевское руководство не садится за стол переговоров с главами республик — ДНР и ЛНР. Если они сели за стол переговоров, то сами бы во всём разобрались, и не понадобилось бы втягивать ни Россию, ни Евросоюз. Просто они не желают этого делать и пытаются под предлогом „российской агрессии“ получить помощь Запада. Именно киевскому руководству очень выгодна такая ситуация, позволяющая получать деньги от ЕС и США», — сказал белорусский политик.

По его мнению, «новые власти Украины» пытаются объяснить социальную катастрофу в постсоветской республике не объективными факторами и не последствиями своей деятельности: «Они так и говорят: „Россия — агрессор, на нас нападает, и поэтому мы живём так плохо“. У украинского руководства есть крайний — это Россия. Им это выгодно: с одной стороны, им есть что сказать людям, с другой — они получают большую помощь от ЕС и США, запрашивают военные и финансовые ресурсы для продолжения своей военной деятельности».

«Выгоду от новых минских договорённостей получили простые люди Донбасса. Они смогут сохранить свои жизни и имущество в связи с отводом тяжелых вооружений с 15 февраля — дальнобойных орудий, которые разрушали их дома, города. Политической перспективы у новых минских соглашений нет», — заявил Усс. Он отметил также несостоятельность заявлений о том, что Белоруссия якобы «является членом пятёрки — глобальной, мировой», что постсоветская республика занимает «ключевую территорию» и является «площадкой для решения всех проблем европейских».

«Это обыкновенный PR. Сейчас президентская кампания на носу у Александра Григорьевича, и он начинает „пиариться“, стремится показать, что статус Белоруссии высок и он как глава государства „держит марку на уровне“. Это чистый PR и я думаю, что они (пропагандисты, — прим. ИА REGNUM) получают за это деньги от белорусского руководства. Но на самом деле ситуация иная», — констатировал экс-кандидат в президенты Белоруссии.

Он констатировал тяжелую экономическую ситуацию в Белоруссии, отметив: "МАЗ, МТЗ перешли на трёхдневку. Продукция в цехах стоит. Не видно перспектив развития экономики Республики Беларусь — не только в тяжелой промышленности, но по всем отраслям. Кроме контрабанды, которая идёт из Евросоюза в Россию под маркой «белорусского», с остальным у нас всё очень плохо. Если со стороны российского руководства не будет поддержки белоруской «вертикали власти» в Белоруссии, то к концу года у нас будет экономический и политический дефолт. Одна надежда — на мартовский Госсовет Союзного государства, от которого Лукашенко ждёт $4-5 млрд на поддержку «вертикали власти и валюты. Экономическая ситуация у нас очень плохая и с каждым днём становится всё хуже. Золотовалютные резервы Нацбанка составляют около $4 млрд — это ведь о чём-то говорит».

Как сообщало ИА REGNUM, в Минске 11-12 февраля состоялись два параллельных заседания по урегулированию украинского кризиса: контактной группы спецпредставителей конфликтующих сторон в «минском формате» и глав государств в формате Россия-Германия-Франция-Украина («нормандский формат»). Выработанный «нормандской четверкой» документ был подписан контактной группой, а главы государств ограничились текстом декларации без подписей. Экспертное сообщество в целом весьма сдержано оценило перспективы выполнения новых минских договорённостей.

Отметим, экономические итоги Белоруссии за 2014 год продемонстрировали продолжение падения товарооборота и экспорта. Вскоре после государственного переворота на Украине Александр Лукашенко заявил о поддержке мятежников и пообещал им «поддержку по всем направлениям». В 2014 году по темпам инфляции Украина, погрузившаяся в системный кризис на фоне гражданской войны, прервала многолетнее лидерство Белоруссии по темпам инфляции: за 2014 год инфляция на Украине выросла на 24%, в Белоруссии -16,2% (2014 г. к 2013 г. рост на 18,1%). Продажи на российском рынке приносили Украине около трети валютной выручки, Белоруссии — около половины. Украина является вторым по значимости экономическим партнёром Белоруссии после России.