Китайское государственное агентство «Синьхуа» накануне распространило сообщение о том, что власти Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая заинтересованы в строительстве прямой автомобильной дороги из Синьцзяна в Россию через территорию Горного Алтая. По данным агентства, китайская сторона готова в ближайшее время обустроить контрольно-пропускной пункт на границе.

В 2014 году товарооборот между Синьцзян-Уйгурским автономным районом и Россией достиг 2,15 млрд долларов США, что почти в четыре раза превысило зарегистрированный в предыдущем году показатель. Эти цифры, с одной стороны, свидетельствуют об огромном потенциале торгового сотрудничества СУАР с его северным соседом, а с другой стороны, вновь ставят в центр внимания экспертов проблему отсутствия между Синьцзяном и Россией прямого транспортного сообщения.

Синьцзян находится в восточной части Центральной Азии, граничит с Россией, Монголией, Таджикистаном, Казахстаном, Киргизией, Пакистаном, Афганистаном и Индией. Имея самую длинную государственную границу среди всех административных районов провинциального уровня Китая, Синьцзян обладает большим географическим преимуществом для развития внешнеторгового сотрудничества. В настоящее время в Синьцзяне открыто 17 контрольно-пропускных пунктов первой государственной категории и 12 КПП второй категории, среди которых самый крупный по товарообороту — Алашанькоу — находится на границе с Казахстаном.

Россия — один из важных торговых партнеров Синьцзяна. Однако из-за отсутствия прямого торгового перехода торговый оборот между двумя сторонами проводится только с транзитом через Казахстан или Монголию. Это, по мнению китайских экспертов, представляет главное препятствие существенному расширению товарно-логистического оборота между Синьцзяном и Россией, в особенности между их приграничными районами.

Заместитель директора института по изучению России при Академии общественных наук провинции Цзилинь Ян Сюефэн отметил, что в настоящих условиях Синьцзян осуществляет торговлю с Россией только с транзитом по автодорогам третьей страны. Это не только требует больших временных затрат для грузовых перевозок и увеличивает финансовые расходы на транспорт, но и расширяет риск для двусторонней торговли в связи с различными неконтролируемыми факторами. Согласно его данным, если в 2012 году товарооборот между Синьцзяном и Казахстаном составил 46% от общего объёма внешней торговли Синьцзяна, то на долю России пришёлся лишь 1%. «Отсутствие прямого транспортного сообщения сузило горизонты развития товарно-логистического оборота с Россией», — сказал Ян Сюефэн.

Недавно член синьцзянского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ахан Сайтихамуджа снова выдвинул предложение об ускорении создания контрольно-пропускного пункта на границе с Россией в целях открытия прямого торгового коридора в Россию.

По словам Ахана Сайтихамуджа, который также занимает пост начальника рабочего комитета НПКСК Алтайского округа СУАР, Синьцзян занимает важное географическое положение в экономическом поясе Шёлкового пути, развитие которого Китай всеми силами продвигает в сотрудничестве со всеми заинтересованными странами. Помимо этого, «западный маршрут» газового трубопровода Китай — Россия пройдёт через синьцзянский округ Алтай. Именно поэтому ускорение строительства КПП на границе с Россией отвечает государственным интересам Китая, интересам Синьцзяна, а также региональным интересам в целом. Реализация проекта позволит сделать Синьцзян более открытым внешнему миру и значительно повысит торговую, логистическую и инвестиционную привлекательность северных приграничных районов Синьцзяна.

Между тем, добавляет «Синьхуа», многие китайские эксперты подчеркнули важность сотрудничества с российской стороной в этом деле. Они считают, что для ускорения открытия прямого торгового перехода через границу Синьцзяна с Россией необходимо поддерживать тесные контакты и консультации с российскими коллегами, в частности, по таким ключевым вопросам, как строительство трансграничных инфраструктурных объектов, совместная защита природной среды и укрепление законодательной базы для проведения совместного таможенного контроля.

ИА REGNUM уже отмечало, что власти Синьцзяна неоднократно выступали за строительство дороги через пограничный перевал Канас на самом западном 54-километровом участке российско-китайской границы, расположенном в Республике Алтай. При этом власти России осторожно относились к этому проекту, и тому есть несколько причин.

Во-первых, приграничная территория находится под защитой ЮНЕСКО, поскольку входит в Список всемирного наследия. В этой связи планы освоения территорий всегда сталкивались с сопротивлением экологов. Во-вторых, власти опасаются общественного недовольства, связанного с маргинальным представлением об угрозе китайской экспансии.

Более того, представители российских властей особо подчёркивали, что строительство газопровода «Алтай» не приведёт к открытию дороги в Китай, хотя газопровод и пройдёт ровно по тому же маршруту, что и проектировавшаяся когда-то дорога — по другому там и быть не может, учитывая сложный горный рельеф местности.

Учитывая несговорчивость российских властей, Синьцзян пытался решить проблему роста товарооборота с Сибирью через транзитные страны. Например, был опробован маршрут из Урумчи в Новосибирск через территорию Казахстана (Урумчи — Бахты — Веселоярск — Барнаул — Новосибирск), при этом до Бахты была построена железная дорога и реконструирована автомобильная трасса. Кроме того, власти Китая частично профинансировали реконструкцию автомобильной дороги из Тайкешкена в монгольский Даян и далее до российско-монгольской границы в Ташанте. Всё это делалось в расчёте на рост товарооборота с Россией. Однако на деле эти проекты не привели к желаемым результатам.

«Конечно, эти объёмы транзитной и даже челночной торговли, которые есть сегодня между Урумчи и Новосибирском, просто ничтожны по сравнению с имеющимся потенциалом, — сказал в интервью ИА REGNUM экономист Станислав Савельев. — Думаю, власти Алтайского округа и Синьцзяна сейчас пытаются заскочить в набирающий обороты поезд — я имею в виду кажущееся всё более реальным строительство газопровода „Алтай“ — и пробить заодно решение этого вопроса. На авось, на удачу. Синьцзян граничит с ещё семью странами, но Россия является из них наиболее богатой и интересной в качестве рынка сбыта, с одной стороны, и привлечения туристов — с другой. Так что публикацию в „Синьхуа“ я бы рассматривал как декларацию о намерениях, причём региональных».

«Примечательно, что она появилась на фоне состоявшихся буквально на днях переговорах руководителя „Газпрома“ Алексея Миллера с руководством Китая о строительстве газопровода „Алтай“, — отмечает Савельев. — Контракт должен быть подписан весной этого года, и он больше нужен России, чем Китаю. Вполне может быть, что Китай в обмен на уступки по газопроводу попросит Россию пойти на уступки в вопросах развития трансграничной торговли в Сибири».