Час икс назначен. После состоявшейся 15 февраля встречи лидеров оппозиционной тройки (партии «Процветающая Армения», «Наследие» и «Армянский национальный конгресс») Гагика Царукяна, Левона Тер-Петросяна и Раффи Ованнисяна было распространено совместное сообщение. Участники встречи приняли решение о проведении общенародного митинга 20 февраля на площади «Свободы» в центре армянской столицы. Остается только гадать, зачем нужны оппозиции эти пять дней. Не много ли для организации митинга, учитывая фактор цейтнота?

Участники встречи, особенно Левон Тер-Петросян и Гагик Царукян, имеют небедный опыт организации многолюдных акций, но, видимо, создавшаяся беспрецедентная внутриполитическая ситуация настолько уникальна и взрывоопасна, что требуются особые подходы и мобилизация всех имеющихся в арсенале средств. Понятно, что паузу власти уже начали использовать для того, чтобы помешать организации многолюдного митинга. 16 февраля мэрия Еревана отказалась принимать заявку от организаторов митинга. Представители оппозиционной тройки, конечно же, заявили, что митинг состоится в любом случае. Только вот повод применить силу против демонстрантов у властей уже есть.

Ситуация в Армении форс-мажорная, со всеми вытекающими отсюда последствиями. События развиваются с бешеной скоростью, и предугадать, что принесет новый день, сегодня не берется никто.

Напомним, как все начиналось. 12 февраля на заседании правящей Республиканской партии президент Армении и руководитель партии Серж Саргсян обвинил лидера «Процветающей Армении» в «глупости» и «безграмотности» и объявил ему войну. А именно: обещал исключить Царукяна из состава Совета безопасности страны, дал команду фракции Республиканской партии начать процедуру лишения Царукяна депутатского мандата, соответственно, и депутатской неприкосновенности. Более того, поручил премьер-министру Армении Овику Абрамяну организовать проверки на многочисленных предприятиях олигарха. Особенно интересной представляется последняя часть выступления президента. Серж Саргсян заявил, что остается непроверенной информация о механизмах профессионального сокрытия различных уголовных преступлений и что, завтра (13 февраля) он созовет заседание Совета безопасности, где с представителями правоохранительных органов обсудит этот вопрос. В конце он добавил, что все вышесказанное касается Гагика Царукяна исключительно «в качестве политического или лжеполитического явления». В качестве гражданина или предпринимателя у действующего президента нет связанных с ним каких-либо проблем, если, конечно, полностью будут исключены проблемы с законом. То есть президент Армении угрожает главному оппозиционеру страны уголовным преследованием, если тот не откажется от политической борьбы.

Царукян, как и следовало ожидать, угроз действующего президента не испугался или сделал вид, что не испугался, беспрецедентные оскорбления не проглотил и приглашение на дуэль принял. Более того, в своем ответном заявлении призвал к «всеобщей мобилизации с одной целью — всеми законными политическими методами (бессрочные митинги, шествия, неповиновение) добиться отставки Сержа Саргсяна…» Самое примечательное в заявлении Царукяна — обещание, что после смены власти похитившие у народа деньги 2-3 человека должны вернуть их в бюджет страны. Фактически Царукян лишает Саргсяна даже гарантий неприкосновенности после отставки.

Напрашивается вопрос: зачем Серж Саргсян пошел на такое обострение ситуации? Причем по времени выступление Саргсяна совпало с возвращением Царукяна из Москвы.

Рассмотрим возможные причины. Во-первых, в Москве в публичной плоскости Царукян встречался с некоторыми депутатами Думы, которые не являются настолько серьезными игроками, из-за встреч с которыми Саргсян мог потерять политическую сдержанность. Во-вторых, если Царукян вывел из себя Саргсяна, потому что окончательно отказался поддержать его в вопросе конституционных реформ, то почему во время своего скандального выступления он не объявил о начале процесса? Напомним, противники Саргсяна полагают, что целью проведения конституционных реформ, в результате которых Армения из президентской республики превратится в парламентскую, является желание остаться у власти в качестве лидера правящей партии. Остается третья, невидимая нам, причина, о которой можно только догадываться.

Так или иначе, в Армении сложилась ситуация, которая может привести к гражданской войне. Общество в Армении сегодня фактически на всех уровнях разделилось на две группы: те, кто поддерживают Гагика Царукяна, и те, кто верят в непотопляемость действующего президента. Само поведение Саргсяна сегодня можно расценить двояко. Его последние, выходящее за рамки политического выступления, заявления свидетельствуют либо о том, что, потеряв последнюю надежду удержать власть, он пошел ва-банк, по принципу: авось испугаются; либо о том, что он слишком уверен в том, что контролирует ситуацию, и решил проучить нерадивого «олигарха». О том, что выступление руководителя Республиканской партии было все-таки вынужденным актом отчаяния, свидетельствует также тот факт, что, коснувшись темы конституционных реформ, он все-таки не заявил 12 февраля, что начинает процесс реформ. Видимо, решил подождать или послал месседж своему самому серьезному противнику Роберту Кочаряну, тому, кто его пугает больше Царукяна и того, кого принято считать политическим поводырем Царукяна.

Роберту Кочаряну понадобились несколько дней, чтобы дать короткий комментарий к сложившейся в стране беспрецедентной ситуации. В коротком и на первый взгляд миролюбивом интервью Кочарян 16 февраля тем не менее вполне конкретно принял сторону Гагика Царукяна. «Любые действия против лидера „Процветающей Армении“ сейчас будут расцениваться как политические преследования, лишенные всякой легитимности. А с учетом степени социальной напряженности и недовольства в стране, а также широкой популярности ППА и ее лидера, чем энергичнее власть будет пытаться „зачищать“ политическое поле, тем сильнее будет консолидация против властей и тем реальнее будет перспектива политических потрясений», — отметил экс-президент. Судя по заявлением «Процветающей Армении» от 16 февраля о приводах в полицейские участки активистов партии, власть к советам второго президента не прислушалась.

Примечательно, что на сегодняшний день сам Гагик Царукян еще не заявлял публично о своих президентских амбициях. Следует понимать, что независимо от того, выставит он свою кандидатуру на гипотетических внеочередных президентских выборах или нет, из-за личных оскорблений в свой адрес, которые прозвучали в выступлении действующего президента, борьбу против Саргсяна Царукян будет вести, вложив в нее все свои ресурсы, и финансовые, и людские. В этом контексте выступление президента можно рассматривать как политическую недальновидность.

Резюмируя, политический февраль в Армении выдался более чем бурным, а вот какую Армению мы увидим весной, вопрос открытый. Понятно, что прежней она уже не будет.