Премьер-министр Украины Арсений Яценюк на последнем заседании правительства 18 февраля пообещал депортировать с Украины всех противников «стены» на украинско-российской границе, или как ее любит называть сам Яценюк — «европейского вала». «Кто выступает против обустройства границы и линии безопасности, мы дадим возможность получить билет в одну сторону — по ту сторону границы. Это касается и пророссийских политсил, которые подняли голову в стенах парламента, и пророссийских и антиукраинских сил, которые пытаются создать хаос в стране», — заявил он.

Между тем депортация украинских граждан за рубеж прямо запрещена Конституцией страны. Однако, судя по всему, украинскую власть это не останавливает. Если еще летом премьер «всего лишь» называл всех участников социально-экономических протестов «агентами ФСБ», то сегодня на Украине недовольным или несогласным с официальной пропагандой уже грозит реальный тюремный срок.

В Запорожье 23-летний местный житель решил поделиться с окружающими своими подсчетами о реальных экономических достижениях украинской власти. Со следующим текстом: «Пенсия — 1000 гривен в месяц, коммуналка — 600 гривен в месяц, газ — 300 гривен в месяц, продукты — 600 гривен в месяц, лекарства — 300 гривен в месяц. Муж, сын, внук — убиты. В Европе тоже геноцид? Спасибо победе Майдана». Он распечатал такие листовки и расклеил на столбах. И тут же отправился в СИЗО с подозрением — ни больше ни меньше — в создании террористической организации. Следователей насторожило то, что сестра парня занимает пост в ДНР. Его обвинили в сговоре и сотрудничестве с ней, в подрывной деятельности, а листовки назвали «антиукраинским пропагандистским материалом». Парень арестован до 8 апреля, далее его будут судить. Грозит ему от 8 до 15 лет лишения свободы.

Один из служащих Нацгвардии уже получил 9 лет тюрьмы как госизменник — за попытку получить российское гражданство и переписку в социальных сетях. Имя бойца неизвестно, но 16 февраля Черниговский суд приговорил его к 9 годам лишения свободы. Парня сначала обвинили в том, что через социальные сети он выходил на группы, якобы «администрируемые спецслужбами РФ и оказывающие содействие в формировании и деятельности террористических операций в зоне „АТО“». Через одну из таких групп он вышел на кадровую сотрудницу [российской] спецслужбы, которая согласилась оказать ему помощь в трудоустройстве в службу внешней разведки РФ". Следствие показать переписку не смогло. Также военнослужащего обвинили в попытке получить российское гражданство. Мол, для этого он согласился даже собрать секретные данные о собственной воинской части.

Впрочем, скоро, возможно, украинские солдаты не смогут «изменять стране» по телефону и интернету. В парламенте зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в закон Украины „Об уставе внутренней службы Вооруженных сил Украины“ относительно запрета пользования личными мобильными телефонами, смартфонами и планшетами для бойцов в зоне АТО». Запрет предлагают вводить во время занятий, нарядов, боевого дежурства, перемещении войск, боев и на территории полигонов. Ради этого предлагают даже забирать батареи из смартфонов и планшетов. Пока законопроект на рассмотрение в сессионном зале не выносился.

Под госизмену попало и известное на всю Украину дело Руслана Коцабы — журналиста из Ивано-Франковска, который выступил против проведения мобилизации без объявления военного положения. Как заявлял президент Украины Петр Порошенко, задержаны уже 19 его единомышленников — тех, кто позволил себе публично высказаться против проведения мобилизации. Всего же СБУ завела уже около 4 тысяч схожих уголовных дел. «Следователями Главного следственного управления и региональных органов СБУ с февраля 2014 было зарегистрировано, расследовалось и расследуется в настоящее время более 4 тысяч уголовных производств по преступлениям против основ национальной безопасности и обороны Украины, посягательству на ее территориальную целостность и неприкосновенность, другим тяжким преступлениям, направленным на свержение конституционного строя и захват государственной власти», — проинформировал советник главы Службы безопасности Украины Маркиян Лубкивский. Из них конкретно по госизмене открыты 78 уголовных производств.

В Запорожской области местный житель еще в июне 2014 года отправил денежный перевод на счет ДНР. И вот в феврале 2015 года прокуратура об этом вспомнила и открыла уголовное производство по обвинению в «финансировании терроризма». «Злоумышленнику было сообщено о подозрении в совершении уголовного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258-5 УК Украины (»Действия, совершенные с целью финансового обеспечения террористической группы (организации")" — сообщили в пресс-службе Генпрокуратуры.

Все чаще на Украине можно услышать и об уголовных делах за деятельность в соцсетях. Например, в Черкассах следователи СБУ взялись за одного из преподавателей местных вузоов. Ему вменяют препятствование законной деятельности Вооруженных сил Украины и других военных формирований в особый период. Грозит от 5 до 8 лет. А все — за посты в Facebook. «56-летний преподаватель размещал в социальной сети интернет материалы антиукраинского содержания. В частности, он рассылал образцы заявлений в военные комиссариаты об отказе граждан от мобилизации. Также провокатор делал перепост пропагандистских статей, рисунков, информационных сообщений в социальных сетях», — сообщают в пресс-службе местной СБУ.

Вместе с тем пока из парламента решили отозвать законопроект, который бы регулировал поведение блогеров, — по нормам предлагаемого документа, под эту категорию попадают все пользователи соцсетей. Однако, это не означает, что украинские силовики отказались от идеи полного контроля над интернетом.

«Актуальная киевская власть, получившая доступ к рычагам управления страной путём делигитимации Януковича, в т.ч. посредством СМИ, прекрасно понимает силу слова и смысла, которыми можно расшатать любой режим. Потому зачищать информационное пространство будет до последнего, так как контроль Киева за СМИ — залог его выживания», — заявил ИА REGNUM политический обозреватель Иван Лизан. «Именно от прочности ткани виртуальной реальности, которую набросили на головы украинских граждан, зависит физическое выживание украинской буржуазии и приумножение её капиталов. Потому аресты будут продолжаться до тех пор, пока информационное пространство страны не будет полностью зачищено от даже самых мелких и никому не угрожающих блогеров. В противном случае Киев останется без поддержки граждан, которые ужаснутся, узнав истинную цену войны, на которую списывается абсолютно всё. В итоге как Киев зачистит информационное пространство от неугодных, так и информационное пространство, созданное Киевом, будет зачищено теми, кто сменит власти Украины. Просто потому, что действия украинских властей расширяют грань дозволенного тем, кто их неизбежно сбросит», — отметил эксперт.

Другого мнения придерживается киевский политолог Владимир Фесенко, глава центра политических исследований «Пента»: «Никакой волны арестов на Украине нет, есть единичные дела в условиях войны… Есть люди, симпатизирующие сепаратистам, но это явление не носит массового характера. Я бы не стал из этого делать каких-то кардинальных выводов. И то, что государство борется со сторонниками сепаратистов в условиях войны, — это абсолютно нормально и правильно, это способ самозащиты государства. И то, что надо пресекать попытки сотрудничества с разведкой и спецслужбами государства, которое ведет с нами войну, — это тоже нормально. Не вижу в этом ничего сверхъестественного, все в рамках правового поля. Что касается деятельности в соцсетях — насколько мне известно, в России тоже выявляют даже противников Путина или тех, кто проявляет симпатии Украине… Призывы — не важно, где они осуществляются, на улице или в соцсетях — к борьбе против Украины, поддержке сепаратистов или к подрыву мобилизации должны преследоваться по закону».