Вопрос, какой окажется Украина после мира, сегодня себе задают многие. Ответы на него, хотя зачастую и носят конъюнктурный, сиюминутный характер, тем не менее, позволяют понять то, что скрывается между строк. Приведем несколько мнений. Американский портал National Interest считает, что Украина должна получить статус внеблоковой страны, которая станет буфером между Евросоюзом и Россией. При этом необходимо будет предоставить автономию этническим русским и русскоговорящим гражданам, проживающим в восточных областях страны. Крым, который до середины 1950-х годов был частью России на протяжении нескольких веков, уже отделился, и нет смысла пытаться вернуть его в состав Украины, поскольку с самого начала он был к ней присоединен искусственно.

Бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен видит решение в преобразовании Украины в мультиэтническую конфедерацию по примеру швейцарских кантонов, которая бы включала русскоязычную, польскую и центральную части. При этом, по его словам, новому государству не будет места в едином европейском пространстве, а Крым показал, что он с Россией. Венское отделение Международного католического движения Pax Christi предлагает Киеву стать связующим «мостом» между своими землями, чтобы все граждане, а также различные языковые и этнические группы имели равные права и принимали полное участие в общественной и политической жизни. Как отмечает генеральный секретарь Pax Christi в Австрии Йозеф Виндишер, заявления, что на Украине русский язык не может быть официальным, невозможно «воспринимать как жест разрешения споров» с населением Восточной Украины. О необходимости защиты прав русских и русскоязычных меньшинств говорится в недавнем докладе о британском и европейском подходе к украинскому кризису комитета Палаты лордов Великобритании. Наконец, отметим идею старшего научного сотрудника и содиректора программы «Украина в Европе» американского Atlantic Council Адриана Каратницкого. Он предлагает «предоставить Донбассу децентрализованные полномочия, которые дали бы ему статус зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом».

Идея федерализации имеет своих сторонников на Украине, причем, не только среди жителей Донбасса, но и в Галичине. Директор Института развития города Черновцы Олег Хавич отмечает, что почти сто лет назад первый украинский президент Михаил Грушевский видел независимую Украину федерацией. Сегодня об этом размышляют ведущие европейские политики, и только Петр Порошенко зациклился на унитаризме, пишет политолог. Он напоминает, что еще в 2006 году член Римского клуба Богдан Гаврилишин говорил: «Я сторонник федеративного устройства Украины, исходя именно из швейцарского опыта. Почему федерализм был бы неплохим вариантом? Потому что тогда регионы имели бы больше возможностей решать свои внутренние вопросы так, как они считают это нужным. Также утратил бы свою актуальность языковой вопрос, на котором просто спекулируют нечистоплотные политики». Однако это противоречит официальной позиции Киева. В сжатой форме ее сформулировал украинский Центр имени Розумкова: «Предложение о федерализации Украины как средства решения конфликта категорически неприемлемо, поскольку является средством реализации интересов России на территории Украины, открытым вмешательством в ее внутренние дела и не поддерживается подавляющим большинством населения страны. Вместо этого предлагается государственная политика децентрализации (предоставления больших полномочий и инструментов органам местного самоуправления)». В качества модели «децентрализации» Киев постоянно приводит Польшу и та отвечает взаимностью. В апреле прошлого года польский президент Бронислав Коморовский посоветовал Украине не соглашаться на российские предложения по федерализации страны, заявив, что польская концепция реформы самоуправления — это «противоядие для идеи федерализации или автономизации». Как сообщил Коморовский, поляки уже помогают Украине в подготовке к реформе самоуправления. Польские эксперты интенсивно работают в польско-украинской группе, которая готовит концепцию децентрализации власти в Украине. К этой группе присоединились ведущие специалисты по проведению конституционной реформы, которые помогут согласовать принципы реформы органов самоуправления с соответствующими записями в украинской Конституции.

Однако когда год назад Варшава по собственной воле и по полные уши втянулась в украинские дела, стало ясно, что «польский велосипед» сможет ехать по киевским улицам, только если будет постоянно крутить педали. Иначе нестабильность и турбулентность на Украине рано или поздно перекинется на Польшу. Все так и произошло. Варшава сегодня становится местом паломничества немецких журналистов. Они берут интервью у польских министров обороны и иностранных дел, нюхают столичный воздух и приходят к неутешительным выводам. Как пишет Die Welt, «мы уже чувствуем запах войны — эту фразу часто можно услышать в кафе и ресторанах польской столицы. После оккупации Крыма в городе снова засновал призрак Сталина, а более чем две трети граждан считает, что их безопасность поставлена под угрозу из-за войны на востоке соседней страны». Исторические аналогии в настоящее время приходят на ум политикам не только в Варшаве, но и в Берлине. Однако есть разница. Если немцы все чаще говорят об июле 1914 года, то поляки — о 1938 годе. На первый взгляд, версия Германии более перспективна для Польши. Ведь по итогам 1914 года был 1918 год, когда Польша вырвала независимость из рук Вены, Берлина и Санкт-Петербурга, а затем в начале 1920-х годов смогла отыграть у Киева часть Восточных Крессов — Западную Украину. Сейчас это в том числе значит то, что Украина может подвергнуться фрагментации, и с данной инициативой выступит не Россия, а Запад. Как это было во время первого раздела Речи Посполитой в XVIII веке, когда прусский король Фридрих Великий убедил австрийскую императрицу Марию Терезию пойти по пути аннексии польских территорий, после чего с планом западных монархов была вынуждена согласиться российская императрица Екатерина Великая. Как язвительно писал тогда Фридрих о позиции Вены, «она плачет, но брать не забывает». Судя по всему, «плакать, но брать не забывать» в случае реализации негативного сценария по Украины придется и Варшаве со всеми вытекающими последствиями — Польша встанет перед необходимостью изменения своего государственного устройства с унитарного на федеративный.