Время профессиональных дипломатов на высших должностях в Молдавии, похоже, подходит к концу, пишет NewsMaker. Вместо бывшего посла Игоря Кормана парламент возглавил выходец из бизнеса Адриан Канду. Другой бизнесмен — Кирилл Габурич — имеет все шансы сменить Юрия Лянкэ на посту премьера (18 февраля парламент Молдавии голосами либерал-демократов, демократов и коммунистов утвердил правительство во главе с Кириллом Габуричем — прим. ИА REGNUM). Эксперты, впрочем, отмечают, что в период пребывания у власти дипломатов за ними стояли те же игроки со своими бизнес-интересами.

Хотя на формирование состава правительства у нового кандидата в премьеры от либерал-демократов Кирилла Габурича по закону есть 15 дней, в миноритарном «Альянсе за европейскую Молдову» сразу пообещали, что уже до конца этой недели в стране будет новый кабинет министров (состав и программа правительства Молдавии, сформированного Кириллом Габуричем, практически не отличаются от тех, что неделей ранее были представлены прежним кандидатом на должность премьера Юрием Лянкэ — прим. ИА REGNUM), продолжает NewsMaker. За кандидата в премьеры «из бизнеса» помимо партий альянса изъявили готовность голосовать и коммунисты. Глава либерал-демократов Владимир Филат выразил уверенность, что правительство наберет необходимый для утверждения 51 голос. Причем, по словам Филата, либерал-демократам даже не придется менять министров, к которым еще на прошлой неделе предъявляли претензии коммунисты, к примеру министра просвещения Майю Санду. Также не претерпит изменений программа и приоритеты Кабмина.

Из этого можно сделать вывод, что провалившееся на прошлой неделе голосование в парламенте было направлено в первую очередь против действующего премьера, первого вице-председателя ЛДПМ Юрия Лянкэ, пишет NewsMaker. А тот факт, что на консультации с парламентскими фракциями по поводу правительства во главе с Кириллом Габуричем отводится лишь несколько дней, может свидетельствовать о том, что договоренность насчет поддержки Кабмина была достигнута заранее. Данную версию подтвердили и источники NM в «Альянсе за европейскую Молдову». Более того, по словам собеседников, кандидатура Габурича на должность премьера обсуждалась либерал-демократами, демократами и коммунистами еще в период консультаций по формированию правительства Юрия Лянкэ.

В том, что выдвижение Лянкэ на должность премьера было не более чем формальностью, уверен и лидер Либеральной партии (ЛП) Михай Гимпу, продолжает NewsMaker. «ЛДПМ и ДПМ изначально планировали отстранить от власти Либеральную партию и премьер-министра Юрия Лянкэ. Они устроили этот дешевый спектакль с обсуждением проевропейской коалиции и нового правительства Лянкэ. На самом деле, они ни под каким видом не хотели союза с либералами, а хотели — с коммунистами», — сказал Гимпу. Другой влиятельный либерал — Анатолий Шалару и вовсе заявил, что лидер ЛДПМ Владимир Филат настоятельно просил представителей ЛП не голосовать за Юрия Лянкэ. По словам Шалару, Филат намекал, что в случае провала Лянкэ возобновятся переговоры с либералами. Владимир Филат, правда, поспешил назвать слова Шалару «сплетнями». Но Михай Гимпу подтвердил, что подобные заверения поступали не только Шалару, но и другим либералам.

Тем временем в Либерально-демократической партии на этой почве уже назревает раскол, пишет NewsMaker. Юрий Лянкэ хоть и поддержал кандидатуру Габурича на партийном бюро, уже заявил, что не проголосует за его правительство, если парламентское большинство будет создано с коммунистами, а не либералами (Юрий Лянкэ не проголосовал за правительство Габурича — ИА REGNUM). Он не исключил и возможности выхода из команды либерал-демократов, если из-за «непрозрачных политических игр» окажется под угрозой проевропейский курс страны. Первым сигналом такого рода, по его словам, может стать совместное голосование с коммунистами при утверждении правительства.

Позицию Юрия Лянкэ между тем разделяет и ряд других либерал-демократов, продолжает NewsMaker. Так, против политического союза с коммунистами открыто выступает еще один дипломат — Евгений Карпов, занимавший в Кабмине Лянкэ пост вице-премьера по реинтеграции. По его словам, «избиратели не ожидали, что мы будем идти вместе с коммунистами». Впрочем, с тем, поддерживать ли правительство Габурича, Карпов обещает определиться ближе к голосованию (Карпов не поддержал правительство Габурича — ИА REGNUM).

Близкие к ЛДПМ источники NM оценивают «группу поддержки» Лянкэ в партии как «не слишком значительную», пишет NewsMaker. Однако возможный партийный раскол в любом случае нанес бы болезненный удар по позициям политформирования как в обществе, так и среди европейских партнеров, которые не скрывают симпатий к действующему премьеру. Владимир Филат считает разговоры о расколе в ЛДПМ преждевременными. По словам Филата, он «знает Юрия Лянкэ как зрелого политика» и считает, что тот едва ли станет «принимать поспешные решения». Кирилл Габурич также отметил, что они с Лянкэ «хорошие друзья», он уважает его позицию и намерен обсудить с ним сложившуюся ситуацию.

Впрочем, и без голосов Лянкэ и его возможных сторонников либерал-демократам, демократам и коммунистам вполне хватает голосов для утверждения Кабмина, продолжает NewsMaker. Для этого необходима поддержка 51 из 101 депутата. В распоряжении фракций ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ в их нынешнем составе — 62 мандата. При таком раскладе утверждение правительства Габурича становится практически делом техники.

В случае если это произойдет, можно будет говорить о закреплении тенденции, когда на смену профессиональным дипломатам на высших должностях в стране приходят бизнесмены, пишет NewsMaker. Ранее вместо бывшего посла Игоря Кормана парламент возглавил выходец из бизнеса Адриан Канду. Теперь другой предприниматель — Кирилл Габурич имеет все шансы сменить дипломата Юрия Лянкэ во главе правительства. Выходцами из бизнеса, к слову, являются и фактические руководители партий «Альянса за европейскую Молдову» Владимир Филат и Владимир Плахотнюк. Весной 2013 года в результате острого кризиса в тогдашнем альянсе «За европейскую интеграцию» оба были вынуждены отойти на вторые роли, выдвинув на первый план профессиональных дипломатов. Последние свою функцию выполнили: за полтора года страна заметно продвинулась по «европейской повестке», а правящая коалиция без особых конфликтов дожила до ноябрьских выборов 2014 года.

О нынешних выдвиженцах на высшие посты говорят как о фигурах, тесно связанных с руководством ЛДПМ и ДПМ, продолжает NewsMaker. Адриан Канду в недавнем прошлом был ближайшим бизнес-партнером Владимира Плахотнюка, а Кирилл Габурич известен близостью к Владимиру Филату еще во времена, когда тот сам занимал должность премьера. Филат тогда регулярно участвовал в акциях возглавляемой Габуричем компании Moldcell и даже, по информации NM, лоббировал ее интересы, к примеру, в ходе переговоров по получению дочерней компанией молдавского мобильного оператора лицензии на деятельность в Приднестровье.

Директор Института публичной политики Аркадий Барбарошие, впрочем, отмечает, что и в период пребывания у власти «дипломатов» за ними стояли те же политики со своими бизнес-интересами, пишет NewsMaker. «Не думаю, что программа правительства Кирилла Габурича будет принципиально отличаться от той, что представил Лянкэ. Сам Габурич пока „темная лошадка“: до сих пор он не проявлял себя на общественном поле и о его принципах и ценностях ничего неизвестно», — сказал эксперт.

Мало что известно и о внешнеполитических воззрениях потенциального премьера, продолжает NewsMaker. Сам он уже заявил, что продолжит курс на европейскую интеграцию. Не менее сложный комплекс задач, однако, связан и с налаживанием отношений с РФ. На восточном направлении успехи его предшественника Юрияч Лянкэ были далеко не столь впечатляющими, как на западном. Говорить с Лянкэ в Москве, по сути, отказывались: по данным NM, еще год назад в Сочи молдавский премьер просил о контактах с российским коллегой Дмитрием Медведевым, на что получил дипломатичный отказ (Как раз год назад, во время Олимпиады в Сочи Медведев принял Лянкэ в буфете. Однако «буфетная дипломатия» тогдашнего премьера Молдавии не увенчалась успехом — прим. ИА REGNUM).

По словам Аркадия Барбарошие, молдавско-российские отношения были прерваны не по инициативе правительства Молдавии, пишет NewsMaker. «Каждое из прежних правительств пыталось выстраивать партнерские отношения с РФ. Но партнерство российская сторона понимает по-своему, и действует она сегодня по известному принципу „бей своих, чтобы чужие боялись“. Так что любому правительству, которое руководствуется национальными интересами РМ, наладить отношения с Москвой будет непросто», — сказал аналитик.

Что касается взаимодействия с ЕС, то, по словам Барбарошие, Запад не раз доказывал, что его интересует исключительно качество реформ, продолжает NewsMaker. «Такие ключевые для процесса евроинтеграции документы, как План действий Молдавия — ЕС и План индивидуального партнерства (IPAP) с НАТО, были подписаны при власти коммунистов. Так что для Запада неважно, какого цвета кот, главное, чтобы он ловил мышей. А это означает борьбу с коррупцией, продолжение реформ, соблюдение прав человека и т.д. Если власть в ее новой формуле продолжит все это делать, то она безусловно получит политическую и финансовую поддержку ЕС», — считает эксперт.

Политический аналитик Николай Киртоакэ, в свою очередь, полагает, что Лянкэ устранили из власти именно потому, что он стал помехой олигархическим кругам, интересы которых не связаны с проведением реформ, пишет NewsMaker. По его словам, ЛДПМ, ДПМ и ПКРМ — «три олигархические партии», лидеры которых являются «скорее бизнесменами, чем политиками». «Во главе правительства встанет человек, лояльный олигархам, которого они будут полностью контролировать. […] Возможно, они оставят двух-трех министров из бывшего правительства — так, для отвода глаз. Но наступил конец реформам и борьбе с коррупцией, которые и являются главными условиями для европейской интеграции», — уверен эксперт.

Либерально-демократическая партия приняла решение о выдвижении нового кандидата в премьер-министры, пишет Noi. Это — бывший гендиректор компании Moldcell, а теперь генеральный директор азербайджанского Azercell Telecom Кирилл Габурич. Пресловутый «человек из бизнеса», на котором так настаивали коммунисты. В экспертном сообществе заговорили о выстраивании интересной комбинации. Габурич — довольно близкий Владимиру Филату человек, уже почти три года руководит азербайджанским лидером рынка мобильных технологий. Председатель Партии коммунистов Владимир Воронин через родственные отношения тоже связан с азербайджанским бизнесом. Так что голоса коммунистов у кандидата в премьеры Габурича практически в кармане.

О том, что Юрию Лянкэ не дадут стать премьер-министром, политические аналитики стали говорить сразу же после парламентских выборов, продолжает Noi. Лянкэ-премьер не выгоден Владимиру Филату. Боливар, то есть Либерально-демократическая партия — политическое детище Филата, уже не выдерживает двоих. После получения поста премьер-министра в условиях жесткого противостояния Филата и Плахотнюка, амбиции Юрия Лянкэ, включая политические, резко возросли. Перед парламентскими выборами Лянкэ прямо заявил, что именно он, а не Филат, должен возглавить избирательный список ЛДПМ. Утверждается, что по разработанному тогда плану, Юрий Лянкэ не только должен был возглавить предвыборный список ЛДПМ, но и провести на первые позиции в нем своих людей, отодвинув представителей команды Филата вглубь списка. Частично — под предлогом «в предвыборный список ЛДПМ не должны быть включены коррумпированные люди» — Лянкэ удалось это реализовать.

После парламентских выборов началась битва за премьерство, пишет Noi. Сначала Владимир Филат, прекрасно понимая, чем ему грозит очередное возвышение Лянкэ, любыми способами пытался не допустить его выдвижения в премьер-министры. В том числе, пытаясь склонить на свою сторону региональных лидеров ЛДПМ, воспользовавшись тем, что Юрия Лянкэ в это время не было в стране — он отправился в Брюссель заручиться поддержкой чиновников Евросоюза и принять участие в саммите Европейской народной партии. Тогда Лянкэ пошел ва-банк, объявив о том, что им было отдано распоряжение о проведении (с привлечением международных компаний) расследования в банковской системе РМ, особенно в Banca de Economii (по информации ряда молдавских СМИ, к выводу из банковской системы Молдавии за рубеж около 1 млрд. евро могут быть причастны лица, близкие к Владимиру Филату — прим. ИА REGNUM). И Филат, как тогда казалось, сдался — ЛДПМ все-таки выдвинула кандидатуру Лянкэ на пост премьер-министра.

Экспертное сообщество предположило, что здесь не все так чисто, продолжает Noi. Что Филат, на самом деле, готовит уничтожение Лянкэ, заручившись поддержкой руководства Демпартии. И что разыгрывается комбинация, при которой президент по представлению ЛДПМ выдвигает Лянкэ в качестве кандидата на пост премьер-министра. Но при голосовании в парламенте его кандидатура не набирает необходимого количества голосов. Тогда выдвигается новый кандидат, а у Филата никаких обязательств перед Лянкэ больше не имеется — он сделал, все что мог.

Как показали события прошлой недели, операция по нейтрализации действующего премьер-министра была разыграна как по нотам, пишет Noi. В качестве разводного ключа была использована Партия коммунистов, которая, как выразился один из политологов, «поймала Лянкэ на живца». В среду, 11 февраля, состоялась встреча кандидата в премьер-министры с партактивом ПКРМ. Коммунисты радушно приняли Юрия Лянкэ. Владимир Воронин пошутил, что у него единственная претензия к кандидату- он не возложил цветы к бюсту Владимира Ильича у офиса ПКРМ. Сказал, что особых претензий к программе деятельности нового правительства не имеет. Единственное пожелание — фракция ПКРМ хотела бы ознакомиться с персональным составом правительства Лянкэ-2, список которого к тому времени еще не был готов. В общем, накануне выражения вотума доверия кабинету Лянкэ-2 коммунисты всячески обнадеживали кандидата в премьер-министры.

Этой же линии поведения, сбивая с толку прессу и своих сторонников, фракция ПКРМ придерживалась и на заседании парламента в четверг, 12 февраля, продолжает Noi. Председатель фракции Виолетта Иванова в своей вступительной речи заявила, что ради спасения страны и остановки социально-экономического хаоса коммунисты готовы сотрудничать с партиями власти. А депутат Олег Рейдман, хоть и покритиковал программу деятельности нового правительства, очень быстро критику свернул в конструктив: «Мы надеемся, что все наши претензии к программе, как и обещал г-н Лянкэ, найдут свое отражения в других документах правительства».

«Я думаю, что коммунисты специально до последнего подпитывали уверенность в Лянкэ и окружающих, что фракция ПКРМ все-таки проголосует за правительство — чтобы у Гимпу и либералов в последний момент вдруг не сдали нервы, и они не отдали свои голоса за кабинет Лянкэ-2», — предположил потом политолог Богдан Цырдя. Как итог — полный провал голосования, пишет Noi. 42 голоса фракций ЛДПМ и Демократической партии вместо необходимых 51. «Плахотнюк сдержал обещание, данное Филату о том, что Лянкэ не станет премьер-министром», — заявил через пару часов в прямом эфире политический аналитик Алексей Тулбуре.

Но дело тут не только в обещании, продолжает Noi. Лянкэ-премьер теперь не выгоден не только Владимиру Филату, но и Владимиру Плахотнюку. Во-первых, Лянкэ — слишком зависим от Брюсселя, которого больше не устраивает имитация реформ в Молдавии, особенно в судебной сфере и в органах прокуратуры. Европейские партнеры требуют от официального Кишинева конкретных результатов. Во-вторых, за полтора года премьерства, амбиции когда-то «тихого и мирного» министра иностранных дел Юрия Лянкэ резко возросли — его больше не устраивает роль марионетки, Лянкэ пытается играть свою игру. Что ярко проявилось, как во время коалиционных переговоров, так и во время консультаций о создании правительства Лянкэ-2.

Действующий премьер, например, изначально был против удобного для руководства Демпартии неофициального союза с коммунистами и создания коалиции правящего меньшинства, пишет Noi. Лянкэ выступал за широкую проевропейскую коалицию ЛДПМ-ДПМ-ЛП. А в четверг, после провала голосования, он вышел к прессе и, заявив, что «сегодняшнее голосование является выражением политической импотенции», сказал, что будет настаивать (!) на восстановлении «функционального альянса с либералами». Кроме того, Юрий Лянкэ поддержал предложение ЛП о приглашенном из-за рубежа генеральном прокуроре и даже пошел дальше, предложив приглашать из ЕС и миссию судей — для рассмотрения наиболее сложных и запутанных дел. Такой «инициативный» премьер-министр для правящего тандема ДПМ-ЛДПМ слишком опасен.

После провала голосования в четверг, у либерал-демократов было два варианта: либо повторно выдвинуть в премьеры Юрия Лянкэ, либо назвать имя альтернативного кандидата, продолжает Noi. Политические эксперты оценивали повторные шансы Лянкэ, как «минимальные» — зачем тогда нужно было разыгрывать все эти комбинации? Да и у варианта «Лянкэ — наш неизменный кандидат» лишь один шанс на успех — создание коалиции с Либеральной партией. А демократы уже ни за что не пустят либералов во власть, тем более на принципиальных условиях Михая Гимпу.

Так что наиболее вероятным вариантом развития событий было выдвижение ЛДПМ альтернативного кандидата на премьерский пост, пишет Noi. В качестве потенциальных претендентов, наряду с именем действующего министра иностранных дел Натальи Герман, назывались имена ректора Экономической академии Григория Белостечника и бывшего гендиректора компании Moldcell Кирилла Габурича. Причем из данной тройки шансы Габурича расценивались, как наиболее высокие. Во-первых, он достаточно близок к Владимиру Филату. Во-вторых, не его ли кандидатура подразумевалась, когда две недели назад лидер ПКРМ Владимир Воронин говорил, что фракция ПКРМ («Однозначно!») не будет голосовать за правительство Лянкэ-2 и что премьер-министром должен стать аполитичный человек, возможно, представляющий бизнес, как это сделали сами коммунисты, придя к власти в 2001 году, когда на должность премьера был выдвинут Василий Тарлев?

Так, собственно, и произошло: в пятницу вечером после заседания партактива ЛДПМ председатель Либерально-демократической партии Владимир Филат объявил, что ЛДПМ решила выдвинуть в премьер-министры предпринимателя Кирилла Габурича, генерального директора компании Azercell Telecom (Азербайджан), продолжает Noi. Политические аналитики считают, что правительство альтернативного кандидата будет утверждено. Причем, в отличие от правительства Лянкэ-2, в оперативном порядке. Во-первых, «технократ» Габурич устраивает коммунистов, в том числе исходя из бизнес-соображений. Во-вторых, на этот раз неутверждение правительства грозит роспуском парламента и повторными выборами, что ни партиям власти, ни коммунистам в условиях предстоящих выборов башкана Гагаузии, а потом и всеобщих местных выборов, не нужно. Скорее всего, в правительстве Кирилла Габурича останется костяк команды из правительства Лянкэ-1 и из списка правительства Лянкэ-2.

Еще один интересный момент — как поведет себя в сложившейся ситуации Юрий Лянкэ, который не может не осознавать, что его откровенно слили, пишет Noi. У нынешнего премьера несколько вариантов дальнейших действий. Он, например, может громко хлопнуть дверью и «с группой товарищей» выйти из ЛДПМ. И либо приступить к формированию и раскручиванию нового политического проевропейского проекта, либо возглавить Либерал-реформаторскую партию, в которой уже состоит бывший министр финансов и бывший член ЛДПМ Вячеслав Негруца. С одной стороны, у такого политического проекта есть все шансы на успех. Во-первых, ему гарантирована поддержка европейцев, потому что за время премьерства Юрий Лянкэ уже показал себя, как прогрессивный, проевропейский политик, не желающий быть «марионеткой в руках олигархов» и жаждущий реальных реформ и перемен. Во-вторых, на фоне провала голосования правительства Лянкэ-2 действующий премьер-министр может обрести в глазах европейцев образ мученика, жертвы «коалиции трех Владимиров».

Однако самостоятельное политическое плавание — штука достаточно непредсказуемая, продолжает Noi. Да, у Лянкэ сейчас высокий личный рейтинг. Но заработан он, не благодаря личным качествам, а благодаря должности премьер-министра. Лянкэ — не харизматик, и как только он потеряет премьерский пост, его рейтинг резко пойдет вниз. Вряд ли Юрий Лянкэ сумеет составить реальную политическую конкуренцию как Владимиру Филату, так и Михаю Гимпу (если все-таки возглавит ЛРП).

Второй вариант дальнейших действий Юрия Лянкэ — провоцирование глубокого раскола во фракции ЛДПМ и в самой партии, пишет Noi. Для этого Лянкэ и его сторонникам нужно затаиться, остаться в парламенте в качестве рядовых депутатов и «подтачивать» позиции Филата изнутри. Ведь проевропейски настроенные избиратели ЛДПМ могут и не простить Владимиру Филату сотрудничества с коммунистами, от которых еще пару лет назад он обещал избавить Молдавию. А пока оскорбленный в лучших чувствах Юрий Лянкэ уже вышел на тропу войны: он уже публично объявил, что не собирается отдавать свой голос за правительство миноритарного альянса, потому что «не готов идти в коалицию с коммунистами», подводит итог издание.

Ритуальный набор действий, сопутствующих нынешнему послевыборному периоду, похоже, исчерпан, пишет «Независимая Молдова». Витринные этапы пройдены: радикалы выведены за формат власти, картонного кандидата в премьеры вынесли за кулисы. Теперь всё должно пойти по-серьезному.

12 февраля сего года закончилось время игр и сомнительных заигрываний, прикрываемых фиговым листком обеспечения «европейского пути», продолжает «Независимая Молдова». Возможно, объективно эти игры были необходимы. Ну, не могли после 30 ноября прошлого года, по результатам состоявшихся выборов, ни ЛДПМ, ни ДПМ не вступить в переговоры со своим заклятым партнером — Либеральной партией. Очевидно, что и ЛДПМ не могла не предложить на премьерскую должность Юрия Лянкэ. Как первое, так и второе было частью соответствующей увертюры, переходящей к собственно давно ожидаемому сюжету. Он настолько же прост, насколько и сложен: у страны должно появиться трезвое, компетентное правительство, способное сразу же включиться в разрешение накопившихся проблем.

Кабинет, представленный Юрием Лянкэ парламенту, на эту роль явно не тянул. Главным образом потому, что большинство из кандидатов предложенного состава доказали свое умение не столько устранять проблемы, сколько их создавать. Коммунисты совсем не случайно накануне задавали Юрию Лянкэ вопрос о поименном составе его варианта Кабинета министров. Помимо того, что сам Лянкэ фигурирует у ПКРМ в «черном списке», в этом же перечне ему составляют компанию большинство из тех, кого Партия коммунистов в свое время либо отправила в отставку за коррупцию (!), либо выражала им вотумы недоверия. К этому же добавился и перечень красивых, но общих деклараций, который Юрий Лянкэ рекламировал в качестве «правительственной программы». Парламентские выступления показали, что такая «программа» — вызов для тех, кто понимает, чем именно исполнительная власть должна руководствоваться в своей работе, особенно в кризисные или околокризисные периоды, когда достижение конкретных параметров, показателей и сроков служит оправданием пребывания тех или иных лиц в управлении государством, пишет «Независимая Молдова» — печатный орган Партии коммунистов, парламентская фракция которой 18 февраля, как уже напомнило ИА REGNUM выше, проголосовала за программу и состав правительства Габурича, практически идентичные тем, что были предложены Лянкэ.

Собственно, задолго до дня парламентского голосования было ясно, что эта вынужденно выдвинутая кандидатура не особо заботилась ни продвижением поименного состава правительства, ни программой, ни — как следствие — решением проблем Молдавии, продолжает «Независимая Молдова». Гораздо больше энергии и времени Юрия Лянкэ в качестве кандидата в премьеры заняли переговоры с теми, кто, по его мнению, был способен изменить формат правящего альянса, воткнув в него Либеральную партию Михая Гимпу. Как выяснилось во всей этой ситуации, Юрия Лянкэ с Михаем Гимпу связывает многое. Настолько многое, что, как ультимативно заявил Лянкэ, после того как ему не дали стать вновь премьером, он будет добиваться незамедлительного пересмотра соглашения о формировании правящего альянса с тем, чтобы Либеральная партия вошла в него в обязательном порядке. Между прочим, Гимпу тоже не против этого, и со всей определенностью неоднократно заявлял, что в таком случае он согласен проголосовать за Лянкэ в качестве премьера. Если всё будет иначе, Гимпу не намерен участвовать в голосовании в принципе…

После озвучивания соответствующих заявлений в парламенте, многие журналисты естественным порядком задались вопросом, не намерен ли Юрий Лянкэ, в обиде за неизбрание премьером, взбунтовать фракцию ЛДПМ, предложившую его на этот пост, пишет «Независимая Молдова». Основания для такого предположения есть. Если так, то Юрий Лянкэ — и те, кто, возможно, к нему примкнет, — становятся в ряд не только с Михаем Гимпу, но и с его антиподом Игорем Додоном, добивающимся проведения досрочных парламентских выборов. (Что такое сейчас для Молдавии досрочные выборы живо можно себе представить, если вспомнить, чем сопровождались недавние очередные: прогуливающий сессию парламент, бездействующее правительство — безвластие, по сути).

Последующее после 12 февраля поведение отвергнутого кандидата в премьеры Юрия Лянкэ интересует многих, продолжает «Независимая Молдова». С этим никто не спорит. Но настолько ли это важно для страны? Не настолько. Для страны важно отнюдь не душевное спокойствие отдельных извлеченных из власти персоналий. Что действительно может быть важным для страны — так это ответ на вопрос, когда политики, управляющие нашим государством, от ритуальных танцев перейдут к делу? Действительно, когда? — подводит итог издание.

Весь спектакль с выдвижением и голосованием за Лянкэ был откровенным троллингом кандидата в премьеры, пишет «Панорама». Его партийный босс Владимир Филат видит в нем соперника и не желает его дальнейшего укрепления. Владимиру Плахотнюку не нужна вообще никакая коалиция. Михай Гимпу требовал себе должностей и просто глумился над всеми остальными «проевропейцами». Владимиру Воронину не нужна вообще никакая коалиция. С такими друзьями Лянкэ и враги не нужны. Было бы удивительно, если бы он получил нужное большинство.

Можно представить себе, с какими удивлением и недоумением на всю эту малопонятную возню кишиневских евролунатиков смотрят их зарубежные кураторы, продолжает «Панорама». Уже и европарламентарии прилетали на переговоры в столичном аэропорту, и советник. Все они однозначно высказались за создание проевропейского большинства из трех партий — ЛДПМ, ДПМ и ЛП, а оно все равно никак не складывается. Кишиневские политики решили взять своих европейских партнеров на измор, чтобы те, окончательно перестав ориентироваться в завихрениях Плахотнюка-Филата-Гимпу-Воронина, махнули рукой и сказали: «Да делайте вы все, что хотите! Но хоть что-то сделайте, наконец!»

Лянкэ после провала заявил, что готов выдвинуться в премьеры еще раз, но с условием, что будет создано трехпартийное проевропейское большинство, пишет «Панорама». А как его создать, если ЛДПМ и ДПМ уже все поделили между собой, и для Гимпу у них ничего не осталось? А ведь Лянкэ — реально лучший из них. Он искренний, открытый, убежденный еврофанатик. Для него евроинтеграция — это как для руководителей Коминтерна мировая революция. Другого такого они не найдут. Все другие — циники и воры, которые про евроинтеграцию только бла-бла-бла.

Вряд ли евробюрократы и перед второй попыткой вотума доверия новому правительству приедут в Кишинев, чтобы менять подгузники и утирать сопли своему молдавскому enfant terrible, продолжает «Панорама». Местные «проевропейцы» настоящих европейцев из Европы достали. Те все больше задумываются: «А кого мы вообще там поддерживаем?» Евробюрократам все труднее объяснять своим политическим шефам, что вот это кишиневское болото и есть европейская «история успеха». Не исключено, что еще пару таких фокусов, и западники этих болотных политиков сольют… в болото. Кишиневским имитаторам нужно выпрыгнуть из штанов, чтобы реабилитировать себя в глазах закордонных кураторов. Не получится.

Какое-нибудь правительство они, в конце концов, слепят и утвердят, потому что им идти на досрочные выборы — это все равно, что выпрыгнуть из самолета без парашюта, пишет «Панорама». Но даже если они запустят правительство, но проиграют местные выборы, их все равно сольют. Сам Лянкэ самокритично называет происходящее проявлением политической импотенции. А зачем европейцам политические евнухи в Кишиневе?

Для оппозиции складывается идеальная ситуация, продолжает «Панорама». Если ПКРМ поддержит миноритарное правительство ЛДПМ-ДПМ, то для ПКРМ это будет означать окончательную утрату доверия со стороны избирателей, а само правительство все равно будет клубком змей, ничего для людей не сделает и предстанет пред очи избирателя в роли бесславных и бессильных банкротов, подводит итог издание.

13 февраля 2013 года тогдашний премьер Владимир Филат развалил Альянс за евроинтеграцию-2, дав старт возвращению ПКРМ к власти, пишет Timpul. Было ясно уже тогда, что у двух партий — ЛДПМ и ДПМ — нет реальной поддержки в 51% голосов, и что они не смогут править без альянса с ЛП, или ПКРМ. Ровно через два года, 13 февраля 2015 года тот же Владимир Филат написал последнее предложение в этой жалкой истории. Маски сняты: тот, кто обещал, что построит Молдавию без Воронина (предвыборный лозунг ЛДПМ 2009 года — ИА REGNUM), будет строить ее вместе с Ворониным.

Избиратели ЛДПМ снова были обмануты, продолжает Timpul. Хотя в предвыборной кампании им пообещали альянс с ЛП и Лянкэ в качестве премьера, голоса электората были использованы для возвращения коммунистов к власти. Остается проверить, найдутся ли среди нынешних депутатов ЛДПМ те, у кого осталось уважение к данным обещаниям и ответственность за полученные голоса. Хотя и так уже ясно, что у лидера этой партии нет никакого политического будущего. Лянкэ был единственным шансом для Молдавии, чтобы ее поддержал ЕС. С коррумпированным премьером и Ворониным у руля, Филат станет врагом №1 всех проевропейских сил.

Теперь Филат продвигает на пост премьера «темную лошадку», не имея на то согласия избирателей, пишет Timpul. Разве согласился бы электорат ЛДПМ, чтобы Лянкэ был принесен в жертву только за то, что является любимцем европейских дипломатов и собственных граждан? Лянкэ расплачивается за то, что ему удалось затмить «непревзойденного» Филата, которому европейские чиновники высокого ранга сказали открыто, что он должен уйти из политики, чтобы не компрометировать концепт европейской интеграции. Вместо того чтобы послушать доброго совета, Филат пытается «закопать» Лянкэ и продолжить удерживать контроль над правительством путем посредника.

ЛП могла переиграть все, что запланировали Филат и Воронин, и проголосовать за премьера, придерживающегося европейских ценностей и не допустившего ни одного компромисса в этом плане, продолжает Timpul. Но этот голос был бы и риском, потому что либералы запустили бы правительство, в котором не смогли бы сказать практически ни слова. Такой ход со стороны ЛП позволил бы трем Владимирам править страной с помощью министров и других высокопоставленных чиновников, а также путем совместного голосования с ПКРМ, как это было, когда они выбрали руководство парламента. Тогда впервые публике представился «скрытый» альянс между Ворониным, Филатом и Плахотнюком.

Первое следствие восстановления правительства, руководимого Филатом под прикрытием «славянского» менеджера (по данным молдавских СМИ, Кирилл Габурич — армянин — ИА REGNUM), — это прекращение де-факто процесса евроинтеграции и продолжение процесса путинизации власти, пишет Timpul. Правители не понимают, что без смены политического класса раз в 4-5 лет, эта власть становится неспособной адекватно реагировать на запросы общества.

Естественно, пропаганда и СМИ будут и дальше продвигать всякого рода процессы, имитирующие европейскую интеграцию, продолжает Timpul. Коррумпированное коммунистическое правительство, созданное без поддержки электората, изначально является антиевропейским, а значит и антинациональным. «Славянское» правительство создано для продолжения систематического обворовывания, которому подвержена эта страна на протяжении 20 лет.

С парламентской трибуны депутат-коммунист Олег Рейдман открыто заявил, что «Соглашение об ассоциации с ЕС противоречит интересам РМ», пишет Timpul. Как следствие, после начала деятельности «славянского» правительства, мы снова почувствуем возвращение к советским ценностям…

Власть дает адреналин и создает впечатление, что народ можно обманывать бесконечно, продолжает Timpul. Так думали все лидеры и все люди у власти, которые не ушли добровольно в отставку. Подобный кризис на пути европейской интеграции РМ может привести к народному восстанию, подобному киевскому майдану. Понимают ли наши политики у власти, что их ждет судьба, подобная судьбе Януковича, если они не прекратят воровать? Так случалось со всеми, от Каддафи до Чаушеску, все лидеры-автократы думают, что могут до бесконечности дурить народ, и понимают, что это не так, только когда становится слишком поздно.

Юрий Лянкэ заявил, что не будет голосовать вместе с ПКРМ, пишет Timpul. Это может быть первым шажком в направлении создания новой проевропейской партии. Новое политформирование должно будет перетянуть голоса тех 200 тысяч избирателей ЛДПМ, которые устали от Филата, а также многих других избирателей, которые последуют за Лянкэ. Граждане Молдавии не хотят, чтобы страной управляли снова Воронин, Додон или Рейдман, подводит итог издание.

На сегодняшний день одна из самых больших проблем Республики Молдова — отсутствие национального лидера, пишет Tribuna. Ее серьезность становится еще очевиднее на фоне событий, происходящих в европейском регионе, в который входит наша страна, а также на фоне внутренней ситуации в самой Республике Молдова. Хотя у Молдавии есть и президент, и спикер, и премьер-министр, и множество лидеров крупных и мелких партий, у нее все же нет национального лидера, а его отсутствие приводит к нестабильности, неопределенности и огромной неуверенности.

Кое-кто может заявить, что национальный лидер, скорее всего, присущ обществам с нефункциональной демократией либо недемократическим обществам, вообще тоталитарным или же предрасположенным к тоталитаризму и диктатуре, но это не совсем так, продолжает Tribuna. Во многих развитых странах в качестве национальных лидеров выступают руководители правительств (Италия, Германия), в других — президенты (США, Франция), а в третьих — короли (Англия, Испания) и т. д. Именно национальные лидеры возлагают на себя ответственность за львиную долю внешнеполитического дискурса, а также роль гаранта внутренней стабильности. Национальные лидеры играют ведущую роль в урегулировании внутренних конфликтов и кризисов, а своими посылами они четко выражают позицию страны относительно внешних конфликтов и кризисов. Эти люди считаются в своих странах, а порой и за их пределами, основными политическими игроками, с ними по большому счету связывают свою надежду граждане, которые хотят чувствовать себя защищенными, которые хотят чувствовать себя в безопасности в собственной стране, в ее непосредственной близости, но и где бы они ни находились в мире. Пока у граждан есть национальные лидеры, у граждан есть и ориентир, и лишний повод для спокойствия.

Республика Молдова, к сожалению, не относится к категории таких государств, пишет Tribuna. В нашей стране сменилось немало президентов, спикеров, премьеров, а также партийных лидеров, однако никому из них не удалось подняться до такого уровня, чтобы его стали считать национальным лидером. В определенный момент сложилось впечатление, что такими лидерами могут стать экс-президенты Мирча Снегур, Петр Лучинский и Владимир Воронин, экс-премьер Влад Филат — первый и (пока) единственный партийный лидер, возглавлявший правительство. Однако никому из них не хватило сил сделать решающий шаг, преодолеть статус лидера определенного политического лагеря и стать лидером национальным.

Самая сложная ситуация на этот счет наблюдалась на протяжении последних двух лет, продолжает Tribuna. Это первый случай, когда первые три должности в государстве занимали лица, которые не имели даже статуса политического лидера и которые вообще имели мало общего с реальной политикой. Несомненно, и президент Тимофти, и спикер Корман, и премьер Лянкэ — совершенные профессионалы в своих областях, у них отличная репутация, ими движет огромное желание что-то изменить в Республике Молдова. Однако всех этих похвальных качеств недостаточно для того, чтобы обеспечить им статус национального лидера. Таким образом, Молдавия оказалась практически «обезглавленной» в политическом смысле в период, когда ей больше чем когда-либо нужен был сильный политический лидер, в период, когда положение на бывшем советском пространстве резко ухудшилось, когда начались мощные геополитические движения, направленные на изменение существовавших до этого границ, а многие элементы холодной войны вновь обрели актуальность и представили в новом свете отношения между мировыми державами, равно как и положение маленьких государств, таких как Республика Молдова.

Не менее важным был и тот факт, что на фоне обострения ситуации на постсоветском пространстве обострилась и внутренняя ситуация в Республике Молдова, пишет Tribuna. Ввиду отсутствия национального лидера, который взял бы на себя ответственность и вмешался бы для снятия напряженности, ситуация еще больше ухудшилась, а сегодня Республике Молдова, по мнению ряда политических аналитиков, действительно грозит возможный социальный взрыв.

Политический кризис после парламентских выборов, состоявшихся 30 ноября 2014 года, еще раз подчеркнул, насколько сильно не хватает Республике Молдова национального лидера, продолжает Tribuna. Вроде бы и президент страны, и лидеры партий исполнили свой долг или же попытались его исполнить, однако все же Республике Молдова чего-то не хватало для того, чтобы сделать решающий шаг от политической нестабильности к стабильности, и это что-то (а, вернее, кто-то) был именно сильный национальный лидер.

Все более отчетливый раскол молдавского общества, неуклонный рост недовольства среди населения, активизация отдельных регионов и региональных лидеров, перестройка деятельности некоторых политических лагерей, равно как и многие другие подобные проявления и тенденции наводят на мысль о том, что внутренняя ситуация в Республике Молдова продолжит неуклонно ухудшаться, и еще неизвестно, не выйдет ли она полностью из-под контроля в определенный момент, пишет Tribuna. Вот почему сегодня мы можем со всей уверенностью утверждать, что Молдавия больше чем когда-либо нуждается в национальном лидере. Только сильная личность, способная подняться на уровень такого статуса, сможет защитить нашу страну от нежелательного исхода и сможет стать гарантом стабильности в дальнейшем. Но способен ли нынешний политический класс, способно ли общество в целом «родить» такого лидера? Посмотрим, подводит итог издание.