Виктор Орбан напомнил полякам, как Венгрия помогла Польше в 1939 году

3 февраля 2015 года Венгрию посетила с рабочим визитом канцлер Германии Ангела Меркель. Спустя десять дней, 13 февраля 2015 года, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан поехал в Киев, где встретился с президентом Украины Петром Порошенко. Спустя еще несколько дней, 17 февраля 2015 года, президент России Владимир Путин посетил с рабочим визитом Венгрию. В Будапеште с канцлером Германии и президентом Российской Федерации переговоры вел премьер-министр Орбан. Через два дня после встречи с российским президентом венгерский премьер отправился с официальным визитом в Польшу. Таким образом, в течение трех недель одного месяца венгерский премьер поработал на высшем уровне по основным линиям актуальной внешней политики Венгрии в Европе: на Западе — с Германией, на Востоке — с Украиной и Россией, а в регионе Центральной Европы с неформальным лидером Вышеградской группы (V4), куда входит Венгрия, — Польшей. Дипломатическая деятельность венгерского премьера в означенном «четырехугольнике» имеет особое значение, поскольку проходит она в обстановке нарастающего конфликта Запада с Россией из-за событий на Украине.

Визит Орбана в Варшаву оказался примечателен той критикой, с которой столкнулся венгерский премьер со стороны поляков из-за своих отношений с Россией. При этом поляки вполне в духе риторики последнего года персонифицируют венгеро-российские отношения личностью российского президента Владимира Путина. В Варшаве глубокий геополитический конфликт упорно изображают сугубо в персоналистском ключе. Очевидно, что логика подобного понимания сделала Орбана альтер эго Путина. Консервативное польское издание Gosc Niedzielny даже констатировало конец «орбаномании» в Польше, благодаря всеобщей там ненависти к Путину.

Тем не менее редактор польского издания Rzeczpospolita Ежи Хашчиньский все-таки признал, что польская сторона во время визита «недипломатично» вела себя по отношению к премьер-министру Венгрии и, «возможно, соревновалась в том, чтобы продемонстрировать, кто [в Европе] является более всех разочарованным в Викторе Орбане». Более серьезно то, что Rzeczpospolita констатировала, что после визита Путина в Будапешт стало ясно, что существует разница во мнениях между правительствами Венгрии и Польши относительно проблемы отношений с Россией. В Варшаве Орбан попытался убедить польскую аудиторию, что Европа нуждается в российском газе из-за высоких цен на энергоносители и ухудшения общей конкурентоспособности европейской экономики. Однако, по словам Rzeczpospolita, практически очень трудно убедить Польшу в обоснованности подобного аргумента. Военная политика все больше берет верх в Варшаве над мирной экономикой. Тем не менее, несмотря на персональные разочарования, Орбан в Варшаве действительно выполнил ожидания польской стороны, когда, по информации Rzeczpospolita, пообещал, что он не будет препятствовать будущим санкциям Европейского союза по отношению к России. «Обещание премьер-министра Венгрии, что он не наложит вето на расширение санкций, хороший прощальный подарок для обманутых и преданных». Под «обманутыми и преданными», очевидно, надо понимать после Минска-2 националистическое руководство в Киеве.

Следует отметить, что недовольство Варшавы в самой Венгрии в последующие после четверга дни было воспринято достаточно спокойно. Очевидно, что варшавский эпизод ярко продемонстрировал разницу темпераментов поляков и венгров. В противоположность шумной польской романтике венгры являют свое известное знаменитое хладнокровие. Внешне вывести их из себя такими мелочами, как варшавские словесные каверзы, весьма трудно.

Парламентская и непарламентская оппозиция в Венгрии, разумеется, констатировала очередной внешнеполитический «провал» авторитарного венгерского премьера. Но это скорее обычная «работа» оппозиции, чем ее серьезная позиция. Главная оппозиционная партия Венгрии — Венгерская социалистическая партия (MSZP) была довольно сдержанна в критике. Она опять уже в который раз отметила, что внешняя политика страны не служит интересам Венгрии. Бывший министр иностранных дел Венгрии в социалистическом кабинете Ласло Ковач назвал дипломатические движения Виктора Орбана между Берлином, Москвой и Варшавой очередным туром «танца павлина» или продолжением привычной орбановской «политики качелей». Не имеющая какого-либо политического влияния в стране Венгерская либеральная партия (MLP) прямо заявила, что было тяжелой политической ошибкой Орбана сразу же после визита Путина отправляться в Варшаву. Очевидно, по логике венгерских либералов, венгерскому премьеру следовало взять паузу, а лучше вообще никуда не ездить после путинского рукопожатия. По большому счету Орбан, по мнению венгерских либералов, демонстрирует, что Венгрия — ненадежный союзник в системе Европейского союза и НАТО. Кроме того, Венгрия, считает MLP, оказалась униженной из-за того, что председатель основной оппозиционной партии Польши — PiS Ярослав Качиньский «не принял» Орбана. Однако канцелярия венгерского премьера заявила, что Виктор Орбан во время своего визита в Варшаву и не планировал каких-либо встреч с лидером польской оппозиционной партии. Орбану не было никакого дела до Качиньского. Персоналистскую критику Орбана в Варшаве в Венгрии симметричным образом продублировали в адрес Качиньского. Оказывается, последний не понимает прагматизма в политике и целиком захвачен иррациональными скорбными воспоминаниями о своем брате, погибшем в смоленской авиакатастрофе.

Однако варшавский раунд выявил не только разногласия между Венгрией и Польшей относительно политики по отношению к России. Варшавский визит Орбана продемонстрировал, что Польша и Венгрия по-разному видят перспективы развития кризиса собственно для самой Украины. Орбан привычно заверял поляков в Варшаве, что Венгрия по-прежнему придерживается польско-венгерской дружбы. Орбан в который раз говорил: «Венгрия и Польша всегда рассматривают себя в качестве свободолюбивых народов». Однако, что касается Украины, то в случае ее, говорил Орбан, Венгрия приветствует недавнее второе соглашение в Минске. Европейское единство, по мнению венгерского премьера, сейчас должно складываться вокруг Минска-2. Это Минское соглашение, считает венгерский премьер, следует поддерживать и защищать. Тяжелые вооружения должны быть отведены, и Украина должна провести конституционную реформу, а Европейский союз должен работать, чтобы совместно с Россией строить общее экономическое пространство.

Итак, если Варшава видит в минском замирении вынужденный акт и предательство национальных интересов Украины, то Будапешт — политическую перспективу Минска-2, в том числе и для себя. А она такова: конституционная реформа и непроизносимое вслух страшное для Киева слово — фактическая по ее результатам национальная автономия на Украине. Автономия для Донбасса открывает путь для венгерской автономии в Закарпатье — такова логика событий Минска-2 в понимании Будапешта. И здесь у официальной Варшавы, на самом деле, не может быть никаких претензий к орбановскому Будапешту. Политика поддержки венгерских соотечественников через предоставление им двойного гражданства и курс на создание венгерских автономий был провозглашен Орбаном еще в 2010 году. После этого венгерский премьер дважды выражал готовность стать младшим партнером в польско-венгерской политической связке. Последнее предполагало в том числе и признание Варшавой новой национальной политики орбановской Венгрии. Однако Орбан не встретил от правительства «Гражданской платформы» понимания и признания новой национальной политики Венгрии. Варшава вместо выстраивания отношений с орбановским Будапештом, логичным в смысле работы в Вышеградской группе, предпочла продвигаемые США особые отношения с Румынией. Таков подтекст ситуации, когда 19 февраля 2015 года в Варшаве польский премьер Ева Копач обратилась к романтической истории общей национальной борьбы и страданий венгров и поляков в ХIХ веке. В ответ венгерский премьер Орбан сдержанно напомнил Копач, а с ней и всему польскому истеблишменту, другую историю взаимных отношений: «В такие трудные времена, как в годы Второй мировой войны, мы, венгры, были союзниками ваших врагов, но тем не менее изыскали способ помочь полякам». Конкретно речь идет о сентябре 1939 года, когда Венгрия заняла дружественный нейтралитет по отношению к Германии в начавшейся германо-польской войне. Разбитым польским армиям была открыта венгерская граница для отступления, а венгерская территория для интернирования. Венгрия «помогла» полякам капитулировать. Последнее Орбан и называет весьма двусмысленно «помощью». Романтике польско-венгерских отношений и вековым взаимным симпатиям адмирал Хорти в 1939 году противопоставил холодную прагматику и национальные интересы Венгрии, за что и был вознагражден Гитлером через Венский арбитраж половиной Трансильвании, а ранее при разделе Чехословакии в марте 1939 года — Закарпатьем.

19 февраля 2015 года поляки в очередной раз продемонстрировали свое привычное самоуверенное непонимание ситуации и конкретных венгерских национальных интересов. В «исторической лекции» польки Копач для венгра Орбана не хватало одного самого важного для венгров слова — «Трианон». Именно поэтому историческая дискуссия между Копач и Орбаном о содержании венгерско-польской дружбы и приняла столь причудливый характер. Антирумынский и антиукраинский контекст вполне просматривается в исторической реплике Орбана.

На совместной пресс-конференции в Варшаве 19 февраля польский премьер сказала о своих переговорах с Орбаном: «Состоялся честный и трудный разговор, как между друзьями по привычке, об отношениях Европейского союза и России, Украины со странами Вышеградской группы. В этом откровенном и трудном разговоре я сообщила господину премьер-министру Орбану, что в украинской ситуации важно единство государств — членов ЕС и стран Вышеградской группы». Как оказалось, в Варшаве наконец-то осознали, что перед лицом украинского кризиса единство Вышеградской группы в настоящее время находится под угрозой. Венгрия вместе с Австрией, Чехией и Словакией создает в ЕС группу стран, недовольных антироссийскими санкциями. Австрия вместо Польши становится ядром центральноевропейской группы. Вышеградская группа в подобном обличье принимает явный австрийский крен, рождая воспоминания об единстве империи Габсбургов, вместо Ягеллоновской Европы.

Далее следует обратить внимание на то, что 22 февраля 2015 года на праздничной церемонии в Киеве, демонстрирующей европейскую поддержку Украине, присутствовали: председатель Европейского совета поляк Дональд Туск, президент Федеративной Республики Германия Йоахим Гаук, президент Польши Бронислав Коморовский, президент Словацкой Республики Андрей Киска и другие. Однако среди «других» не было глав государств и правительств Чехии и Венгрии. В свое время президент Украины Виктор Янукович своим участием в саммитах Вышеградской группы упорно позиционировал Украину как неофициального члена этого центральноевропейского сообщества. Теперь же очевидно, что для Киева прежняя формула V4+1 в феврале 2015 года не работает. Февральский эпизод в Варшаве, а потом в Киеве продемонстрировал, что единства позиции Вышеградской группы по Украине как раз и нет. Более того, определяется изоляция по украинскому направлению ведущего члена Вышеградской группы — Польши. Польша в своей восточной политике в регионе опирается на государство, не входящее в Вышеградскую группу, — Румынию. В Румынии, в свою очередь, трансильванский интерес в последние дни отливается в яростную критику «промосковского курса» орбановской Венгрии. Правда, при этом политика Орбана находит понимание среди других государств — членов Вышеградской группы. Конкретную позицию занимает Чехия. Ведущее чешское издание Lidové Noviny на днях в комментарии к польскому визиту венгерского премьера констатировало, что Виктор Орбан пытается балансировать между Германией и Россией для того, чтобы ускорить экономическое развитие своей страны на основе дешевой энергии из России и германских передовых технологий. Lidové Noviny называют внешнеполитический курс Орбана в условиях растущей напряженности между Россией и ЕС «рискованной стратегией». Самой Чехии, экономически развитой и более тесно интегрированной с Германией, нет нужды в подобном балансировании. Но, по крайней мере, чехи не скрывают того, что им понятна логика деятельности венгерского премьера. И с ней они готовы согласиться. Однако при этом в Праге на политический курс Орбана смотрят как на рискованный эксперимент. Чехи полагают, что ближайшие несколько лет покажут, насколько продуктивным окажется этот курс Орбана, а если нет, то политическая звезда венгерского премьера навсегда погаснет.